Программа "Основы словесности"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2008 (сост. Л.М.Рыбченкова) в соответствии с планом работы школы на 2015 -2016 учебный год и рассчитана на 17 часов.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа по словесности призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
На уроках словесности ученик узнаёт законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов. Словесность учит детей воспринимать произведение как единое целостное явление искусства слова. На уроках школьник учится творческому употреблению родного языка.
В 8 классе на уроках словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качество текста.
Программа предполагает развитие художественно – творческих способностей детей. У обучающихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественный произведений.
Программа 8 класса представляет собой курс, направленный на то, чтобы вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия, инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев, иллюстраций по прочитанным произведениям).
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются осознанное, творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа; ответы на вопросы , раскрывающие знание и понимание текста; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ произведения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Содержание программы
Материал словесности
Средства языка художественной словесности (4 часов)
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Обучающиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Обучающиеся должны уметь: видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения, понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности, выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.
Словесные средства выражения комического (3 часов)
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Обучающиеся должны знать: сущность комического, как развить чувство юмора
Обучающиеся должны уметь: видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях, выразительно читать и рассказывать сатирические и юмористические произведения, использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения (2 часа)
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Обучающиеся должны знать: развитие «чувства стиля».
Обучающиеся должны уметь: оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора
в эпическом произведении (2 часов)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
Обучающиеся должны знать: своеобразие языка эпического произведения; описание, повествование, рассуждение, понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.
Обучающиеся должны уметь: понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении; различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя; создавать собственные произведения, употреблять в них различные средства словесного выражения идеи, писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (2 часа)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Обучающиеся должны знать: значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.
Обучающиеся должны уметь: почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении, создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи, писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (1 час)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Обучающиеся должны знать: значения средств словесного выражения содержания драматического произведения.
Обучающиеся должны уметь: понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены, создать собственное драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи, писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности (3 часа)
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Обучающиеся должны знать: идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.
Обучающиеся должны уметь: видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого, создавать собственные произведения с использованием традиций.
Учебно-тематический план
Темы | Количество часов |
1.Средства языка художественной словесности | 4 |
2. Словесные средства выражения комического | 3 |
3. Качество текста и художественность произведений словесности | 2 |
4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении | 2 |
5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении | 2 |
6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении | 1 |
7. Взаимосвязи произведений словесности | 3 |
Итого: | 17 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Обучающиеся должны знать значение изобразительных средств синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса; сущность комического, как развить чувство юмора; своеобразие языка эпического произведения; описание, повествование, рассуждение, понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик; значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического, эпического и драматического произведения; идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.
Обучающиеся должны уметь видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения, понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности, выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски; видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях, использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях; оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки; понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении; различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя, понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены, Дети должны уметь создавать собственные эпические и драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи, писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения. писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Средства языка художественной словесности (4 ч.)
| |||
1 | Что такое семантика. Семантика фонетических средств. Семантика словообразования | 1 | |
2 | Лексические возможности языка. | 1 | |
3 | Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение. Метонимия, синекдоха | 1 | |
4 | Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры | 1 | |
Словесные средства выражения комического (3ч.) | |||
5 | Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. | 1 | |
6 | Гипербола, фантастика, ирония | 1 | |
7 | Пословицы и афоризмы | 1 | |
Качество текста и художественность произведений словесности (2 ч.) | |||
8 | Текст и его признаки. Тема и идея. Основные требования к тексту | 1 | |
9 | Художественность произведения. Композиция словесного выражения | 1 | |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (2 ч.) | |||
10 | Слово в эпическом произведении. Описание, повествование. Монолог, диалог. | 1 | |
11 | Сюжет и композиция как средство выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом повествовании | 1 | |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (2 ч.) | |||
12 | Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора | 1 | |
13 | Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. | 1 | |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (1 ч.) | |||
14 | Слово в драматическом произведении. Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении | 1 | |
Взаимосвязи произведений словесности (3 ч.) | |||
15 | Воздействие Библии на русскую литературу | 1 | |
16 | Мифологические образы и народная словесность в русской литературе | 1 | |
17 | Практическое занятие по теме «Взаимосвязи произведений словесности» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...