Конспект урока " Повторение по теме " Местоимение" "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок повторения с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_povtorenie_po_teme_mestoimenie.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 6 классе  по теме «Местоимение»

(обобщающее  повторение)

Учебник «Русский язык» под ред.  М.Т.Баранова

Цели:

-повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Местоимение», знать разряды местоимений, их лексические и грамматические особенности, синтаксическую роль местоимений, роль в речи;

- уметь находить местоимения, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль, правильно писать и употреблять в речи;

-воспитывать внимательное отношение к родному слову, способность оценивать свою работу, внимательное отношение к окружающему миру.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, я рада видеть каждого из вас  и готова быть рядом, чтобы радоваться вашим победам и помогать преодолевать трудности.

2. Определение целей урока.

Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме «Местоимение». Мы должны повторить, обобщить, закрепить все, что узнали, чему научились. (слайд 1 )

Попробуйте сами сформулировать для себя задачи на урок. (слайд 2)

-Что мы должны повторить, вспомнить о местоимении? …………………

-Какие умения мы должны закрепить? ………………………………………………

3. Проверка теоретического материала. (слайд 3)

Учитель: Перед вами лингвистическая сказка ( у каждого на карточке).

Прочитайте её внимательно и подчеркните ошибки, которые допустил сказочник.

На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия, но не называют их.

Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает  в гордом одиночестве.

Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Так от Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? образовались Относительные, Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

Все местоимения дружно изменяются по падежам, родам и числам.  Лишь Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения некого, нечего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые загадочные Неопределенные местоимения некто и нечто вовсе решили не изменяться.

Все Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же , как Прилагательные, изменяются по падежам, родам и числам.

Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

Проверка: сверьтесь с экраном. (Слайд 4 ).   Все ошибки обнаружены – «5», не заметили 1-2 ошибки – «4».  Поставьте оценку на карточке.

4. Игра «Четвертый лишний»

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы запомнили разряды местоимений. Найдите и подчеркните лишнее местоимение в каждой строке. Задание дифференцировано: для группы 1 осложнено тем, что местоимения даны не в начальной форме, а значит, их труднее распознать.

1.Моего, нашим, себе, своя.

2.Всем, каждое, какую, любого.

3.Нами, тебе, их, те.

4.Какую-то, ни к чему, некого, ничьи.

                                 1.Мой, наш, себя, свой.

                                 2. Весь, каждый, какой, любой.

                                 3.Мы, ты, они, тот.

                                4. Какой-то, ничто, ничей, некого.

Самопроверка по экрану (слайд 5): без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». Ученики ставят оценку на карточке.

5. Работа с текстом.

 Ребята, вы должны уметь распознавать местоимения в тексте, определять их разряд, морфологические признаки.

Обратимся к тексту притчи (Слайд 6)

   Двое друзей много дней провели в пути.
  Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
 
Друзья прод..лжали свой путь. Вот они подошли к озеру,  в котором р..шили искупат(?)ся. Тот, кто получил пощ..чину, едва (не) ут..нул, а  друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
  Его товарищ задал вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?»  Ответ был таков: «Когда кто-нибудь  нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это».

Беседа.

-Что такое притча? (краткий иносказательный поучительный рассказ)

-Чему учит нас эта  притча? Какова её основная мысль? ( Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло...)

Задания.

1 группа. Игра «Гениальный сыщик».  (слайд 7) Перед вами карточка с опознавательными признаками местоимений. Найдите их и впишите в карточку.

«Особые приметы» местоимений

Местоимения

1. Личное мест., Д.п.

2. Личное мест. со значением принадлежности.

3. Относительное мест. в роли подлежащего

4. Неопределенное мест. в В.п.

5.Отрицательное мест. И.п., м.р., ед.ч.

6. Притяжательное мест. ж.р.

7. Указательное местоимение в роли сказуемого.

2 группа. Спишите выделенные предложения, подчеркните местоимения как члены предложения, укажите их разряды. (Один ученик работает у доски)

Проверка. 

1 группа сверяется с экраном (Слайд 8), ребята сами оценивают свою работу.

2 группа. Ученики сверяются с доской, ставят себе оценку.

Дополнительные вопросы:

-Какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения?

-Какие местоимения служат для связи предложений в тексте, а какие связывают части сложного предложения?

-Объясните написание вставленных букв.

6. Закрепление изученных орфограмм.

Задание: объясните дефисное написание местоимений в последнем абзаце притчи.

- Какое ещё правило правописания местоимений изучили? (правописание приставок не-ни)

Буквенный диктант. (слайд 9)Перед вами 6 пословиц. Пронумеруйте их, рядом запишите гласную е или и , которую вы вставите на месте пропуска.

  • 1.Грубость (не)делает чести (н..)кому.
  • 2.Кто оторвался от друзей, тому (н..)(на)что рассчитывать.
  • 3.(Н..)какая причина (не)извиняет (не)вежливости.
  • 4.(Не)презирай совета (н..)чьего, а прежде выслушай его.
  • 5.Пустые речи и слушать (н..)чего.
  • 6.Родную мать (н..)кем (не)заменишь.

Индивидуальное задание: записать на доске предложение, в котором не(ни) пишется раздельно. Объяснить написание.

 Взаимопроверка буквенного диктанта по экрану (1 ош. – «4»; 2-3 ош. – «3») (слайд 9)

7. Устная работа над грамматическими ошибками.

Учитель:  Лингвист Д.Розенталь предупреждал: «Осторожно: местоимения!» Что он имел в виду? Почему мы должны быть осторожны? (не только в написании, но и в употреблении в речи)

1.Обратимся к отрывку из рассказа А.Чехова «Ванька». Из письма героя: (слайд 10)

А вчерась мне была выволочка.   Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.  

Беседа.

-Какова в целом лексика отрывка?

-Есть ли здесь примеры неправильного употребления местоимений?

-С какой целью Чехов использует такую лексику и неправильные формы местоимений? (Это средство характеристики героя)

2. Исправьте ошибки в употреблении местоимений. (Слайд 11)

1.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2.Когда мы уезжали на дачу, попугай тосковал по нам.

3.На празднике у ней собралось много друзей.

4.О этом фильме долго спорили.

5.Подарок, он должен приносить удовольствие.

6.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Учитель: Ребята, действительно, по речи познается человек. Помните пушкинских богатырей из «Сказки о мертвой царевне»? Они

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали.

Следите за своей речью. Будьте осторожны с местоимениями.

8. Редактирование текста. «Ты корректор»

 Учитель: Ребята, если местоимения «опасны» в употреблении, может нам и без них обойтись ? ( Не получится задавать вопросы, указывать на предметы и их признаки…. В тексте местоимения помогают избежать повторов, служат для связи предложений в тексте.)

Задание: перед вами небольшой текст о весне.  (Слайд 12) Отредактируйте его, используя местоимения для устранения повторов. На месте пропусков вставьте подходящие местоимения.

(Для 2 группы можно предложить карточки – справки с местоимениями.)

Весна на порог.. . Скоро весна    вступит  в свои права. А сейчас   еще м..розно. М..розная погода продерж..т(?)ся недолго.  Через ______  дней зас..я..т весе(нн,н)ее солнце и откро..т(?)ся настоящая весна.  ______ ждут весну с (не)т..рпением.

Самопроверка по экрану ( слайд 13)

Беседа:

-Прочитайте получившийся текст.

-Какова роль местоимений в речи? Можем ли мы без них обойтись?

9. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 14)

Учитель. Возвратимся к тексту о весне… А вы ждете весну? С нетерпением? Предлагаю дома на каникулах понаблюдать за природой и сделать маленькие открытия. Постарайтесь подметить, как поменяются краски вокруг, какие новые звуки появятся, о чем запоет первый ручеек….  

Задание1. Напишите о своих наблюдениях в сочинении – миниатюре. Используйте местоимения. Выполните морфологический разбор одного местоимения.

Задание2. Если вдохновение вас не посетит, тогда откройте сборник миниатюр М.Пришвина  «Лесная капель». Спишите понравившуюся миниатюру и выполните морфологический разбор одного местоимения. М.Пришвин научит вас наблюдать за природой.

10. Итоги урока. (Слайд 15)

Учитель: В начале урока мы ставили цели: повторить, вспомнить, закрепить… Все ли нам удалось?

-Чему вы научились?

-Какие умения закрепили?

-Что вам понравилось? Какие упражнения показались интересными?

-Какие трудности испытали?

Оценка за урок. На каждом этапе урока вы оценивали свою работу.  Какие оценки вы поставите себе за урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"

конспект урока русского языка в 6 классе....

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Конспект урока " Повторение по теме " Местоимение" "

Урок повторения  с применением ИКТ...

Конспект урока обобщающего повторения по теме "Местоимение"

В документе представлен конспект урока обобщающего повторения по теме "Местоимение". 6 класс....

конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"

Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....

приложение к уроку "Повторение по теме Местоимение"

приложение к уроку "Повторение по теме Местоимение"...