Притяжательные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Поурочные планы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_prityazhatelnye_prilagatelnye.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хайыраканская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Открытый урок по русскому языку
В 6 классе
«Притяжательные прилагательные»
Подготовила: Монгуш Ч.О.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ с. Хайыракан
Хайыракан
2020
Тема: «Притяжательные прилагательные»
Цель урока: повторить разряды имен прилагательных; развивать умение обучающихся определять притяжательные прилагательные по их опознавательным признакам; учить применять их в устной и письменной речи.
ЗАДАЧИ:
образовательные: повторить признаки качественных, относительных, притяжательных прилагательных;
расширить знания о притяжательных прилагательных, о способах их образования.
работать над умением нахождения притяжательных прилагательных среди других разрядов.
развивающие: развивать логическое мышление; устную, письменную речь; память.
воспитательные:. воспитывать чувство уважения друг к другу,укрепить дружественные связи, внимательность друг к другу; воспитание чувства коллектива в понятии «классная семья».
УУД:
предметные: сформировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки;
метапредметные: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации;
личностные: воспитать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитать интерес к русскому языку.
Тип урока : комбинированный урок.
Метод: исследовательский, частично - поисковый . На уроке применяются разнообразные методы обучения, нацеленные на достижение поставленных целей урока. Кроме того, урок дополнен мультимедийным наглядным материалом, который работает на достижение целей и помогает разнообразить урок, сделать его более интересным для учеников.
Технология: дифференцированная.
Оборудование: интерактивная доска,мультимедийный проектор, карточки, учебник, различный дидактический наглядный материал, листы самооценки.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I.Организационный этап.(3 мин.)
1.Слово учителя. Приветствие.Знакомство с обучающимися.
Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки. Мне, друг другу, гостям! Поворачивайтесь обратно! Спасибо большое, ну садитесь! Стульчики поставьте удобно.
2.Готовность класса к уроку.
Начинаем наш урок. Открывайте рабочие тетрадки.Учебник пока отложите на край стола, чтоб он нам не мешал, записываем число, классная работа(на доске предварительно написано мной).Спины ровные во время письма, тетрадку держим под правильным уклоном. Вот, молодцы! Записали, ручку отложили, сели ровненько.
3.Слово учителя.
Сегодня на уроке не только я буду оценивать вашу работу, но и вы сами. Для этого у вас на столах лежат листы самооценки. Найдите их, положите перед собой. Подпишите их пожалуйста, и пока отложите их в сторону. Я скажу, когда мы с ними будем работать .А теперь приготовились: первое задание.
II.Актуализация опорных знаний.(10 мин)
1.Постановка темы и целей урока
1) Итак, ребята, посмотрите на доску, что изображено на картинке?(Ответ полный:семья)Правильно.Сегодня мы много будем говорить о семье.(слайд1)
А теперь,ребята,вы сами постараетесь сформулировать тему урока.
2)А какая бывает семья, ребята?Предлагают варианты: молодая,дружная, большая, крепкая, веселая,шумная,богатая,лучшая,сильная,модная. А что это вы все назвали?Слова какой части речи?Правильно, имена прилагательные.(приклеиваю на доску слово прилагательные)
3)А теперь, друзья, давайте выполним следующее задание .Соединим предметы на картинке и попробуем определить, кому что принадлежит (слайд2).Получились словосочетания : бабушкин платок, мамино пальто, дедушкина шапка, папин галстук. Правильно. Какой можно сделать вывод: одни предметы притягиваются друг к другу или кому-то принадлежат. Как же называются эти прилагательные? К какому разряду они относятся? Правильно,притяжательные прилагательные.Итак,тема нашего сегодняшнего урока « Притяжательные прилагательные»(приклеиваю на доску слово притяжательные)
4)Сегодня на уроке, ребята, мы будем с вами
ПОВТОРЯТЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ
ПРИМЕНЯТЬ (уже висят на доске)
1.повторять разряды прилагательных( качественные,относительные,притяжательные);
2.определять притяжательные прилагательные по их грамматическим признакам;
3.применять в устной и письменной речи притяжательные прилагательные.( приклеиваю ниже под каждым словом)
2.Повторение изученного.
1)-А давайте, попробуем подобрать однокоренные слова к слову притяжательные
тянуть
тяга
притянуть
притяжение ( на доску приклеиваю);
2)!!!- а кто может объяснить правописание приставки при- в слове притяжательные?(ответы: приближение, присоединение одного предмета к другому).Молодцы!
3) Скажите, а какие еще разряды прилагательных, кроме притяжательных, вы знаете?(относительные, качественные).
III.Изучение темы урока. (15 мин.)
1.Работа с учебником. Чтение и обсуждение теоретического материала параграфа 43 ,с.12 (слайд 4)
. Если притяжательное прилагательное образовано от одушевленного имени собственного, оно пишется с прописной (заглавной) буквы:
Ольга – Ольгина (сумка); Дима – Димин (портфель).
2. Если притяжательное прилагательное образовано от неодушевленного имени собственного, оно пишется со строчной буквы:
Тянь-Шань – тянь-шаньский.
Сравните: отцовский дом (дом отца) – отцовские чувства (как и у отца, тёплые). Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост (хвост зайца) – заячий тулуп (тулуп из зайца).
Как заполнить оценочные листы!
Кладем перед собой листы самооценки и отмечаем каждый столбик. Каждый столбик – это каждое задание. А вот теперь нам нужны наши листы самооценки. Ребята, кто ни разу не ошибся, тот смело может нарисовать себе звездочку, кто ошибся один или два раза, тогда нарисуйте себе квадратик, а кто ошибся 3-4 раза или даже больше, тогда нарисуйте себе треугольник. Вы мне их потом в конце урока сдадите.
2. Замените словосочетания с притяжательными прилагательными синонимичными словосочетаниями. (слайд 5)
Уши волка – волчьи уши
Домик охотника – охотничий домик
Хвост павлина – павлиний хвост
Глаза папы – папины глаза
3. Синтаксический разбор предложения
На лесной поляне мы заметили заячьи следы.( Слайд 6)
4. Физминутка+ Закрепление учебного материала.
Так, снова встаем. Перед вами справа и слева висят таблички «Да» и «Нет».Сейчас я буду читать предложения, а вы должны будете на них отвечать,показывая двумя ручками на нужную нам табличку ,на правильный ответ.Ну что,поехали?
1)притяжательные прилагательные обозначают качества и свойства предметов(нет);
2)притяжательные прилагательные отвечают на вопросы:чей?чья?чьё?чьи(да);
3)притяжательные прилгательные имеют степени сравнения(нет);
4)притяжательные прилагательные имеют антонимы.(нет);
5) имена прилагательные по значению делятся на разряды :качественные, относительные, притяжательные(да);
6)притяжательные прилагательные не имеют краткую форму(да);
7) притяжательные прилагательные ,обозначают принадлежность предметов лицам и животным(да).
Молодцы,ребята!
5. «Распределительный диктант. (слайд 7)
Задание: Все прилагательные распределите в три столбика на доске.
Лисья хитрость, лисья нора, лисья шуба, птичье мясо, птичье лицо, птичье гнездо, волчьи зубы, волчий нрав, волчья шапка, медвежья шуба, медвежья лапа, медвежья походка, заячье сердце, заячья лапка, заячья шкурка.
Ключ к ответу:
Качественные Относительные Притяжательные
лисья хитрость лисья шуба лисья нора
птичье лицо птичье мясо птичье гнездо
волчий нрав волчья шапка волчьи зубы
медвежья походка медвежья шуба медвежья лапа
заячье сердце заячья шкурка заячья лапка
IV.Домашнее задание. (3 мин.)
-Откройте,пожалуйста, дневники.Давайте запишем домашнее задание на следующий урок русского языка (слайд 8). Итак,открываем учебник на стр.22,читаем внимательно задание,есть вопросы по домашнему упражнению? Выполнить упражнение 350.
V. Подведение итогов урока.(5 мин.)
1.Давайте вспомним, какова же была тема нашего сегодняшнего урока?
А какие мы цели ставили перед собой?
Чему мы научились на уроке?
-Ребята,а кто хочет себе самому поставить оценку?
Ответы обучающихся с комментированием:
-Я хочу поставить себе 5,4,3,потому что..... и т.д.
Дети сдают листы самооценки.
- Если вы все поняли по теме урока и готовы даже объяснить эту тему своему, например, заболевшему однокласснику, то выбирайте розовое сердечко;
- если вы все поняли, но затрудняетесь рассказать тему, тогда выбирайте желтое сердечко;
3) а вот если у вас остались вопросы, то выбирайте зеленое сердечко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Притяжательные прилагательные"
Материал данного урока можно использовать на уроке русского языка в 5 классе....
презентация "Притяжательные прилагательные"
презентация к уроку "Притяжательные прилагательные" 6 класс...
Притяжательные прилагательные.
Класс6 Тема и номер урока в темеПритяжательные прилагательные.5 урок по теме «Имя прилагательное» Базовый учебникУМК В.В. Бабайцевой...
конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"
Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных". Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...
Конспект урока "Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий" 6 класс
Данный урок - исследование. К нему прилагается электронная презентация. Надеюсь, поможет начинающим педагогам....
Конспект урока "Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий" 6 класс
Данный урок - исследование. К нему прилагается электронная презентация. Надеюсь, поможет начинающим педагогам....