Дидактические игры для формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных
методическая разработка по теме

Атаманова Людмила Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных

I период обучения

Дидактическая игра «Чья? Чьи?»

Перед детьми располагается сюжетная картина, на которой нарисованы члены семьи. Из «волшебной коробочки» логопед достает предметые картинки с изображением одежды, обуви, а дети определяют, чья она.

Инструкция: Посмотри на одежду и ответь на вопрос: «Чья она?»

Образец ответа:

Чья кофта?

– это мамина кофта;

 - это бабушкина кофта;

 - это дедушкина кофта.

Чей свитер?

– это свитер папин;

 - это свитер дядин.

Чей ботинок?

– это папин ботинок;

 - это дедушкин ботинок;

 - это дядин ботинок.

Чей сапог?

– это мамин сапог.

Чья юбка?

– это бабушкина юбка;

 - это тетина юбка.

Дидактическая игра «Шаловливый ветер»

Детям предлагается сюжетная картина, на левой половине которой нарисована семья, а на правой – головные уборы членов семьи.

Инструкция: Посмотри на головные уборы и определи, чьи они.

Это папина шляпа.

 Это дедушкина фуражка.

 Это бабушкин платок.

 Это мамина шляпа.

 Это девочкина панама.

Дидактическая игра «Чей клюв?»

Детям предлагают предметные картинки с изображением перелетных птиц.

Инструкция: Чей клюв у лебедя?

У лебедя клюв – лебединый?

 У утки клюв – утиный?

 У гуся клюв – гусиный?

 У соловья клюв – соловьиный.

Дидактическая игра «Чья шерсть?»

Инструкция: Это лошадь. Чья у лошади шерсть?

У лошади шерсть лошадиная.

 У осла шерсть ослиная.

Дидактическая игра «Чей дом?»

Предварительно детям читают сказку «Кошкин дом».

Инструкция: Если дом построила кошка, то дом чей?

Образец ответа: «Если дом построила кошка, то это кошкин дом».

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Инструкция: Послушай вопрос. Ответь на него.

Если тигр рычит, то рычанье чье? Тигриное.

 Если мышка пищит, то писк чей? Мышиный.

 Если ежик пищит, то писк чей? Ежовый.

 Если слон кричит, то крик чей? Слоновый.

 Если лось кричит, то крик чей? Лосиный.

Дидактическая игра «Чье крыло?»

Инструкция : У гуся крыло гусиное,

Чье крыло у утки?

 У курицы?

 У индюка?

Дидактическая игра «Про что можно сказать …»

Ребенку предлагаются изображения различных частей тела (голова, ухо, нос, лапа) одного и того же животного, например медведя.

Инструкция: «Про что можно сказать медвежья?» (медвежье, медвежий, медвежьи).

II период обучения

Дидактическая игра «Чей корм?»

Инструкция: Корова любит есть силос. Значит силос это чей корм? Коровий.

Баран любит есть сено. Значит сено это чей корм? Бараний.

 Коза любит есть ветки. Значит ветки это чей корм? Козий.

Дидактическая игра «Чей след?»

Инструкция: Если след оставила лиса, то след чей? Лисий.

Если след оставил кабан, то след чей? Кабаний.

 Если след оставила рысь, то след чей? Рысий.

Дидактическая игра «Чей плавник?»

Инструкция: У рыбы плавник чей? Рыбий.

У акулы плавник – акулий.

 У кита плавник – китовый.

 У дельфина плавник – дельфиний.

Дидактическая игра «Угадай, кто хозяин?»

Инструкция: Ответь на вопрос: «Чей рог?»

Рог лося (чей?) – лосиный,

 Рог коровы (чей?) – коровий,

 «Чье ухо? (уши), чьи?»

 Ухо медведя (чье?) – медвежье (медвежьи)

 Ухо зайца (чье?, чьи?) – заячий (заячьи)

Лото «Чей хвост, Чья голова?»

Четверым детям раздаются предметные картинки:

- тигр, лев, верблюд.

У логопеда картинки с изображением частей тела этих животных.

Взрослый показывает картинку, а ребенок, соотнося ее с целым изображением, называет часть тела.

Инструкция № 1: Чей это хвост?

Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний) хвост.

Инструкция № 2: Чья это голова?

Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.

«Что забыл нарисовать художник?»

Инструкция: Посмотри на картинку с изображением животных. Скажи, какую часть тела животного не дорисовал художник. Дорисуй, сопровождая речью.

Я рисую собачью лапу (медвежий хвост, коровий рог, кошачьи уши и т.д.).

III период обучения

Дидактическая игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

- Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Образец ответа: «Хвост у зайца – заячий».

Вот на дереве висит серенький, пушистый хвост белки.

 Чей это хвост? (Беличий)

 Под дуплом лежит коричневый хвост медведя.

 Чей это хвост? (Медвежий)

 В чаще леса нашелся хвост волка.

 Чей это хвост? (Волчий)

 Во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы.

 Чей это хвост? (Лисий)

 А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки.

 Чей это хвостик? (Мышиный)

Дидактическая игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Дети находят у себя изображение других частей тела (голова, хвост).

Инструкция: Назови правильно, чья это голова, хвост или ноги.

Образец ответа: «У меня на картинке заячья голова»

«У меня на картинке лисий хвост»

Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье?»

Инструкция: Посмотри на птицу и скажи, чьи это части тела.

У птицы голова чья? (птичья?)

 У птицы перо чье? (птичье)

 У птицы крыло чье? (птичье?)

 У птицы лапы чьи? (птичьи)

Дидактическая игра «Чье гнездо, чьи перья?»

Инструкция № 1: У грача гнездо грачиное,

- назови, чье гнездо у журавля?

 - скворца?

Инструкция № 2: У глухаря перо глухариное,

- а чье гнездо у сокола?

 - ястреба?

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Инструкция: Назови, чье жилье.

нора (чья?) – лисья нора

 берлога (чья?) – медвежья берлога

 логово (чье?) – волчье логово

 гнездо (чье?) – птичье гнездо.

Таким образом, содержание основных этапов формирования навыка словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР отражает время появления в онтогенезе словообразовательных аффиксов, частотность, семантическое значение и способствует развитию лексико-грамматического строя.

Обобщая вышеизложенное, отметим основные аспекты в работе по формированию навыка словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР:

1. Логопедическая работа по коррекции навыков словообразования прилагательных у детей с речевой патологией реализуется с учетом общедидактических и специфических принципов работы.

2. В зависимости от структуры дефекта определены направления работы по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных:

- развитие навыков словообразования с использованием продуктивных суффиксов;

 - развитие словообразовательных навыков с использованием непродуктивных суффиксов.

3. Логопедическая работа по реализации вышеизложенных направлений осуществляется в тесной взимосвязи с процессом обогащения словаря и развитием грамматического строя речи (данная специфика обусловлена структурой дефекта детей с ОНР).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков...

формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Дошкольный возраст период активного словотворчества. для того чтобы в речи ребенка не зацепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр - автоматизация правильн...

Игра №3 Выбери правильную форму притяжательного прилагательного.

Игра направлена на форммирование грамматического навыка по употреблению притяжательныхприлагательных мужского и женского рода в единственном числе....

Разработка части программы по теме "Расширение словарного запаса учащихся за счет формирования навыков словообразования."

Работа включает презентацию то теме, разработку системы упражнений к части 1 учебника "SPOTLIGHT 10" и разработку заключительного урока....

Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.

Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию...