Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,-е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Татьяна Геннадьевна Шавитова

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Материалы к уроку  Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,-е

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.96 КБ
Файл narechie_1.pptx497.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,-е

Тип урока

Урок открытия нового знания

Класс

7

УМК

Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений:  / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.: «Дрофа» – учебник, 2018. (ФГОС).

Цель

Знакомство с правилом правописания Не с наречиями на -о.-е; формирование умения писать наречия на это правило

Задачи урока

Учение:

-обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;

-изучение и закрепление орфограммы «Не с наречиями на –о,-е»;

-повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с разными частями речи

Воспитание:

-воспитание любви к родному языку, познавательного интереса к учебному материалу

Развитие:

-развитие умения правильно писать наречия  и употреблять их в речи;

-развитие умения выстраивать связное монологическое высказывание;

-развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля на уроке.

Планируемые результаты обучения

Предметные:  знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е;повторить слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами;выработать практическое умение различать на письме слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Метапредметные

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2. Анализировать, группировать, обобщать, устанавливать аналогии.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

5. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи

6. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, текст в схему, графическую модель).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке

4. Искать пути решения проблемы.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической и диалогической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

3. Работать в паре, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи

Личностные УУД

Создать  ценностные  ориентиры  и  смысл  учебной  деятельности;  создание  условий  для  оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач;

собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

Ресурсы. Оборудование

Доска, проектор. Презентация к этапам урока

Этапы урока

Используемые средства ИКТ

Анализ

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формы

контроля

Формирование УУД

1.Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Запись в тетрадях числа и классной работы

2. Актуализация знаний, подготавливающая к восприятию нового материала

(5 мин.)

Презента

ция(материалы к уроку)

2 слайд

- Прочитайте текст(лингвистическая сказка «Фамильная ненависть»)

- Найдите слова с не

 - Выпишите, обозначьте условия слитного и раздельного написания не с прилагательными, существительными, глаголами

+ раздаточный материал на каждой парте

выписывают слова на доске и в тетрадях, графически объясняют орфограмму; отвечают на вопросы; осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме

фронтальная

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2.Анализировать, группировать, обобщать, устанавливать аналогии.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

5. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической и диалогической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

3. Работать в паре, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи

3. Открытие нового знания

(13 мин.)

слайд 3

слайд 4

создание проблемной ситуации (столкновение разных мнений учеников практическим заданием)

практическое задание на новый материал

проверка задания

(испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации)

побуждение к осознанию противоречия

формулирование проблемы (учебная проблема как тема урока)

Решение проблемной ситуации

- Сейчас я продиктую вам слова. Один ученик запишет их на крыле доски, а остальные работают на листочках (диктует слова на новое правило)

- Как вы записали эти слова?

- Что вас удивило?

- Задание было одно?

- А как вы его выполнили?

- Чего мы не знаем?

-  Какой будет тема урока? (Тему урока записываем на доске и в тетрадях)

- Проведем исследование.

 Вывести правило нам помогут слова на карточках (работа в группах)

- Сравним наши выводы с текстом правила в учебнике

- Что нового узнали из текста правила?

- Влияют ли на написание не наречия очень, совершенно, совсем, которые усиливают степень проявления признака?

Ученики записывают слова: невесело, недружелюбно, далеко не вежливо, очень нехорошо, нелепо, не далеко, а близко

Ученики замечают, что слова записаны по-разному:  не совпадает слитное и раздельное написание

- Одно.

- По-разному (осознание противоречия)

- Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о,-е

Ученики в группах самостоятельно выводят условия слитного и раздельного написания не с наречиями. Затем один представитель от группы формулирует свой вывод.

- Формулируют правило

- Нет, их в перечне особых слов, «перетягивающих» не, нет.

коллективная

групповая

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из таблицы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, текст в схему, графическую модель).

4. Закрепление

(5 мин.)

слайд 5

исправление ошибок

(развитие орфографических и учебно-языковых умений)

развивается умение объяснять условия выбора написания, употреблять наречия с не в составе предложений

- А теперь, зная новое правило, вернемся к началу урока и исправим ошибки на доске

- Упражнение 267

Ученики записывают слова в тетрадь правильно, объясняя новую орфограмму

(выполняется письменно на доске и в тетрадях 3-4 примера)

коллективно

5. Контроль изученного

(8 мин)

слайд 6

слайд 7

- выполнение теста по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е и другими частями речи»

Ученики выполняют тест самостоятельно, затем обмениваются листочками с соседом по парте, проверяя правильность написания с доской,  выставляют сами оценку по критериям, которые дал учитель

индивидуальная, взаимоконтроль и самооценивание

6. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности

(2мин.)

постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочныхт умений по изучаемой теме

- Назовите ключевые слова урока

- Задайте друг другу вопросы по сегодняшнему уроку

- Оценки за урок

- Домашнее упражнение 269

отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков, делают выводы

фронтальная, беседа


Приложение к уроку

Лингвистическая сказка «Фамильная ненависть»

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

   Глагол она отвергала с (не)годованием: «( Не) хочу! (Не )буду! (Не) пишите нас вместе». Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

   Она и с другими частями речи была далеко (не) ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия.

   Капризной НЕ казались вовсе( не) интересными отношения с этими частями речи. Она то дружили с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

   Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

Карточки

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

НЕВЗРАЧНО

НЕВЕЖЕСТВЕННО
НЕПРЕСТАННО
НЕЛЕПО

невежливо

неискренне

несерьезно

неторопливо

не крепко, а слабо

не высоко, а низко

не хорошо, а плохо

не весело, а грустно

нисколько не весело

ничуть не радостно

вовсе не интересно

отнюдь не привлекательно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы к уроку

Слайд 2

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной. Глагол она отвергала с ( не) годованием : « ( Не) хочу! (Не )буду! (Не) пишите нас вместе». Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно. Она и с другими частями речи была далеко (не) ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не) лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. Капризной НЕ казались вовсе( не) интересными отношения с этими частями речи. Она то дружили с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным. Вот до чего доводит фамильная (не) нависть . Лингвистическая сказка

Слайд 3

?

Слайд 4

Тема урока Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – О,-Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е. 7кл

Цели и задачи: -) знать правописание НЕ с наречиями, НЕ с прилагательными;-) уметь обозначать новую орфограмму;-) выбирать правильное написание с НЕ....

Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)

ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....

Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е

Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...

Урок "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"

Приложение к уроку русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"...

Урок-модуль русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е".

Конспект урока русского языка в 7-м классе  "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е."...

Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"

Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...