1 технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Зоя Михайловна Бужлакова

Урок русского языка "Употребление предлогов. Нейтральные и стилистически окрашенные предлоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tehnologicheskaya_karta.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Употребление предлогов. Нейтральные и стилистически окрашенные предлоги». 2 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» 

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС 

Этап 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Универсальные действия 

1. Самоопределение к деятельности. 

Организационный момент. 

Включение в деловой ритм.  

Устное сообщение учителя. 

Запись числа, темы.  

- На прошлом уроке мы изучали правила использования предлогов в словосочетаниях с управлением, а сегодня продолжим разговор о стилистической характеристике предлогов. 

 

Подготовка класса к работе. 

Записывают число и тему. Настраиваются на работу. 

Личностные: самоопределение. 

Регулятивные: целеполагание. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

2. Актуализация знаний. 

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. 

- Назовите стили речи русского языка. (Учащиеся повторяли материал дома.) 

- Чем они отличаются? 

- Прочитайте текст:  (Слайд 2

Молодой человек увидел у калитки девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и, к моему изумлению, сказал:  

- Ты по какому вопросу плачешь? 

- Объясните, за счёт чего возник комизм описанной К. Чуковским ситуации? 

Дают ответы на поставленные вопросы. 

Учащиеся работают с таблицей «Стили речи». Слайд 1. 

Называют главные отличия: цель, сфера употребления, лексика. 

Чтение текста со слайда. 

Ответ на вопрос: неуместность употребления в разговорной речи канцелярского оборота, в состав которого входит предлог. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 

3. Постановка учебной задачи. 

Активирует знания учащихся. 

Создаёт проблемную ситуацию, используя приём сопоставления: 

- Прочитайте и сравните два предложения:   

(Слайд 3

Самолёт не прилетел из-за плохой погоды. 

Самолёт не прилетел ввиду плохой погоды. 

- В чём их сходство и различие? 

- Назовите слова, особенно ярко показывающие эти различия. 

- Какую проблему мы будем решать на уроке? 

Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока. 

(Какие предлоги нейтральны, а какие имеют стилистическую окраску?) 

Регулятивные: целеполагание. 

Коммуникативные: постановка вопросов. 

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. 

Логические: формулирование проблемы. 

4. Построение проекта - выхода из затруднения 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём доказательства: 

- Проведите исследование и определите значение и стилистический характер выделенных предлогов. 

- Замени, где это возможно, предлоги синонимами.  

- Изменилось ли что-то в предложениях? 

- Сделай вывод. 

(Слайд 4

Ввиду ожидаемых заморозков цветы убрали в оранжерею. 

Я увидел, что благодаря разговорчивости моего соседа меня принимали за другого человека. 

Старик рассказывал про старое жильё, про своих родителей. 

В течение августа стояла засуха. 

Я хотел бы поговорить насчёт работы. 

- Сравните свои выводы с таблицей на стр. 214 учебника. 

- Уместны ли предлоги официально-делового стиля в разговорной речи?  

- Закончите заполнение таблицы. 

Работают в группах. Проводят исследование, формулируют и записывают выводы. 

(Предлоги ввиду, благодаря, в течение, насчёт имеют книжную окраску, про – разговорную. При замене синонимами предложение в целом приобретает нейтральный характер или разговорную окраску.) 

Сравнивают полученные выводы с таблицей, доказывают их правильность. 

Регулятивные: планирование, прогнозирование. 

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 

5. Первичное закрепление. 

Устанавливает осознанность ситуации, используя приём переноса знаний в новую ситуацию: 

Развитие умения стилистически оправданного употребления предлогов. Упр. 355. 

- Продолжите каждое предложение  в разговорном и деловом стиле, употребляя соответствующие предлоги, используя материал для запоминания в рамке стр.214. 

1) ….(разлив) реки … 

2) Зимой … (сильные холода)… 

3) … (помощь) специалистов … 

4) … (ожидание) погода … 

5) на следующей неделе…  (распоряжение)директора школы… 

Работают в группах, составляют продолжение предложений  в разговорном и деловом стиле, употребляя соответствующие предлоги, используя материал для запоминания в рамке стр.214. 

Руководители групп представляют полученные модели предложений. 

Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга. 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. 

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. 

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Организует деятельность по применению новых знаний. 

Развитие навыков грамотного употребления предлогов в словосочетаниях с управлением. Творческое задание. 

- Используя предложенные слова, составь и запиши предложения. Зависимые слова нужно употребить в указанной падежной форме с предлогами или без предлогов. 

(Слайд 5

Вера (во что?) 

Уверенность (в чём?) 

Достоин (чего?) 

Предан (кому? чему?) 

Подвести итоги (чего?) 

Потребность (в чём?) 

Характерен (для кого?) 

Доволен (кем?) 

- К какому стилю принадлежат составленные вами предложения? 

- Можно ли заранее угадать стиль предложений по тем элементам, которые даны для словесного развёртывания? 

Применяя знания, полученные на уроке, составляют предложения в соответствии с заданием. 

Самостоятельная работа.  

Устно отвечают на поставленные вопросы. 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 

Личностные: самоопределение. 

 

7. Рефлексия деятельности. (итог урока) 

Организует рефлексию. 

- Запишите ключевые слова темы урока. 

- Расскажите о стилистических различиях предлогов. 

- Какие свойства предлогов следует учитывать при использовании их в высказывании? 

- Д.з. Напишите официально-деловую бумагу (заявление, объяснительную и т.д., используя предлоги, характерные для деловой речи.) 

№ 

вопрос 

Ответ(+;-) 

Комфортно ли вам было на уроке? 

 

Поняли ли вы тему урока? 

 

Теперь я имею прочные знания по данной теме 

 

Требовалась ли вам помощь на уроке: 

а) учителя; 

б) соседа по парте? 

 

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе 

 

 

 

 

 

Оцени себя сам 

Оценка товарища 

Оценка учителя 

 

Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы. 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 

Записывают домашнее задание. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Познавательные: рефлексия. 

Личностные: смыслообразование. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...