Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)
методическая разработка
Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_syuita.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
занятия-игры
«Жанр: сюита»
(2-ой год обучения)
Разработал: Самуленков Анатолий Евгеньевич
педагог дополнительного образования
творческое объединение
«Вокально-инструментальный ансамбль»
г.Ярцево
2020 год
Тема методической разработки мероприятия: «Жанр: сюита»
Цель: Воспитание любви к музыке как к живому виду искусства через знакомство с произведениями Эдварда Грига.
Задачи:
Обучающие
1.Знакомство обучающихся с жанром сюиты на примере сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
2. Закрепить и углубить представления обучающихся о выразительных и изобразительных средствах музыки.
Развивающие
1. Развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
2. Развивать эмоциональное восприятие музыки, фантазию обучающихся.
3. Развивать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные
1. Воспитание уважительного отношения к грамотному слушанию и исполнению произведений.
Тип мероприятия: Комбинированный (углубление и расширение темы на новом материале + систематизация знаний).
Музыкальный материал:
- «Утро» Э.Григ
- «Танец Анитры» Э.Григ.
- «Смерть Озе» Э.Григ.
- «В пещере горного короля» Э.Григ
- «Спор Маши и Вити» муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание, анализ музыкального произведения
- Вокально-хоровая работа
- Движения под музыку
Методы, используемые на мероприятии:
- Метод музыкального обобщения
- Метод эмоциональной драматургии урока
- Метод звуковой и зрительной наглядности
- Метод сравнения
- Метод забегания вперед и возвращения назад
Ход мероприятия:
- Музыкальное приветствие.
Педагог: На прошлом уроке мы с вами разучивали песню «Спор Маши и Вити» из детского мюзикла. О чем они спорили? А вы верите в сказки?
Давайте, исполним сейчас эту песню, потому что ваша фантазия и воображение помогут нам отправиться в очередное путешествие вместе с музыкой.
Исполнение песни.
- Актуализация.
У. Сейчас я наиграю знакомую вам мелодию. Ваша задача – узнать, что это за произведение, кто композитор, и в какую страну мы отправимся вместе с этой музыкой.
Звучит мелодия «Утро» Э.Грига (запись)
Д. Это звучит «Утро» Э.Грига, значит, мы отправимся в Норвегию.
Педагог: Молодцы! А что изображает эта музыка?
Д. Восход солнца.
Педагог: Создать музыкальный образ композитору помогают выразительно-изобразительные средства. Давайте назовем их: мелодия, интонация, характер, темп, тембр, динамика, лад, ритм. ( Поможет выполнить это задание таблица, если ученики затрудняются в определении терминов, помочь им, наигрывая фрагменты мелодии в разном темпе, динамике и т.д.)
Ребята называют понятия и расшифровывают их.
Педагог: Какими же средствами пользуется Э.Григ, рисуя нам восход солнца?
На этот вопрос вы ответите после слушания.
«Утро» Э.Григ (оркестровое исполнение)
Д. Характер музыки песенный, темп спокойный, меняется динамика ( от пиано к форте), тембр ( сначала звучат инструменты с нежными, тихими голосами, скрипка, флейта, а в момент восхода солнца звучит весь оркестр).
Педагог: Верно. Именно нарастание звучности, тембровая окраска и восходящие интонации помогают создать картину медленного, величественного восхода солнца. Давайте попробуем изобразить это сами. Исполнение мелодии с плавным движением рук вверх.
- Новая информация.
Педагог: Э.Григ писал музыку о своей любимой Норвегии. Теперь и мы познакомимся с ее жителями, чудесной природой, сказками и легендами. Для этого не придется никуда ехать. Все расскажет композитор, и покажет музыка, которую он сочинил.
Пьеса «Утро», которую мы слушали, входит в сюиту. Сюита – это объединение нескольких пьес в одно целое. Сюита напоминает сборник рассказов одного автора, на одну тему.
Педагог: Итак, Пер Гюнт отправился странствовать. Очень много интересного, таинственного, доброго и злого встретилось ему в пути.Послушайте следующую пьесу и попробуйте угадать, кого же встретил наш герой.
Звучит пьеса «В пещере горного короля»
Педагог: Кто встретился Перу? Добрая музыка или злая? Что там происходит?
Дети рассказывают о своих впечатлениях от музыки, рисуют картины, подсказанные ей.
( при анализе определить характер музыки, отметить изменение темпа, динамики, тембра)
Педагог: Следующая встреча.
Звучит «Танец Анитры»
- Кого на этот раз встретил Пер Гюнт?
Д. Добрую волшебницу, фею.
Педагог: Почему вы так решили? Как звучала музыка? Каков характер?
Д. Музыка танцевальная, легкая, нежная.
Педагог: Долго странствовал Пер Гюнт, и все это время его ждали мать и невеста. Давайте послушаем следующий фрагмент и попробуем определить, что же случилось дома, пока наш герой отсутствовал.
Звучит «Смерть Озе».
Педагог: Как звучит музыка? Какое настроение, какие чувства передает? Каков характер музыки?
Д. Музыка звучит грустно, нежно, случилось что-то печальное. Характер песенный.
Педагог: Действительно, произошло печальное событие – смерть Озе, матери Пера. Она умерла, так и не дождавшись сына. Слишком поздно он понял, что счастье – это не богатство и слава, а родная земля и близкие люди, которые тебя любят. ( Учебник с 104 – 105).
4. Закрепление и обобщение материала.
Педагог: Сегодня мы слушали фрагменты сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига. Разные пьесы – разные образы и характеры.
Сейчас мы проведем исследовательскую работу. Я раздам вам карточки, каждый ряд выберет из них только те слова, которые подходят для описания конкретного характера музыки: 1 ряд – песенный характер, 2 ряд – танцевальный характер, 3 ряд – маршевый.
После выполнения задания ученики прикрепляют к доске карточки со словами, соответствующими трем характерам музыки в три столбика.
Итог урока: Что нового для себя вы сегодня узнали?
Творчеству, какого композитора был посвящен наш урок?
Какие средства музыкальной выразительности помогают композитору создавать яркие запоминающиеся образы?
В конце мероприятия исполнение песни по желанию ребят.
Литература:
1.Великие композиторы. Том 5. Григ Издательство: Москва: Издательский дом «Комсомольская правда», 2019г
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 2011.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы Издательство: Просвещение, 1998г
3. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие. Издательство: М.: Вентана-Граф, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"
Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......
Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении
Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....
Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика . Автор - Бельков А.П.
Методическая разработка может применяться на уроках по дисциплине "Инженерная графика" студентов технических специальностей.Дает стимул к приобретению знаний коллективным методом, повышает ответственн...
Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения
Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения...
Методическая разработка по классическому танцу для детей сроком обучения на 5-6 лет
Методическая разработка по классическому танцу для педагогов-хореографов...
Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".
Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....
Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»
Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...