Разработка урока русского языка в 5 классе "Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема | Предложение. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель урока | Дать понятие о предложении. |
Задачи урока | 1. Ознакомление обучающихся с предложением как единицей речи. 2. Развитие навыка языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов. 3. Воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету. 4. Контролировать произношение обучающихся в соответствии с их индивидуальными произносительными возможностями, развивать слухо-зрительное и слуховое восприятие фраз. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Лизякина Ирина Константиновна
Место работы: МБОУ Сосновская средняя школа №2 п. Сосновское Нижегородской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет : русский язык
Класс: 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | 36 | предмет | Русский язык | класс | 5А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Предложение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Дать понятие о предложении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | 1. Ознакомление обучающихся с предложением как единицей речи. 2. Развитие навыка языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов. 3. Воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету. 4. Контролировать произношение обучающихся в соответствии с их индивидуальными произносительными возможностями, развивать слухо-зрительное и слуховое восприятие фраз. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: умение видеть признаки предложения, составлять предложения, правильно интонировать предложения, находить грамматическую основу предложения, определять границы предложения и его отличия от других языковых единиц. | Метапредметные Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Коммуникативные: готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и формы обучения | Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник «Русский язык. 5 класс» / М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, опорные таблички; конверт с буквами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия | Грамматическая основа - Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Примечание: материал отмеченный скобками [ ], отрабатывается на слух. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход у р о к а | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Работа с дежурным звуком. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие. Настрой на предстоящую работу. Проверка наличия слуховых аппаратов и состояния слуха. - Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок русского языка. - Покажите своё настроение на начало урока: - [Как вы меня слышите?]. [Оля]?, [Рамазан]? и т.д. - [Какой дежурный звук?] [Ш] - Все вместе произнесём дежурный звук. - Говорите на уроке хорошо, громко, следите за ударением. Внимательно слушайте! Запоминайте! Активно на уроке отвечайте! - Сегодня на уроке вы будете собирать баллы, а в конце урока будет вам выставлена оценка (показать обучающимся таблицу).
- За произношение вы тоже будете получать баллы – 1 или 0. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Приветствуют учителя. Показывают смайлики. - Я слышу хорошо. Воспринимают речь учителя, друг друга. Участвуют в беседе с учителем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- [Какое было домашнее задание?] Слайд 1 Индивидуальные карточки для разбора словосочетаний 6 вариантов, в каждом по 3 словосочетания. Задача обучающихся – переписать словосочетания, выполнить разбор: указать главное слово и зависимое, какими частями речи выражены; установить смысловую и грамматическую связи.
Ответы к карточкам
Критерии оценивания 1 словосочетания: Указали главное слово – 1 балл Поставили вопрос – 1 балл Указали части речи – 1 балл Выделили средства грамматической связи- 1 балл. Общее количество баллов: 12 Выявление места и причины затруднения выполнения задания - [Вы справились с заданием?] - [Где возникли затруднения?] - Что необходимо повторить, чтобы не допускать больше ошибок? Выставляют баллы в таблицу. | Проверяют выполнение домашней работы (взаимопроверка). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний и пробное учебное действие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- [Какой раздел мы сейчас изучаем?] - Вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня? - Составьте из букв слово, и вы узнаете, какую тему будем изучать. Работа в группах: «Составление слова из букв» П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е - Какое слово у вас получилось? Слайд 2 - Вместе произнесём слово. ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИ-Е ПРЕДЛОЖЕНИЕ - _____, [прочитай слово]. - Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (работать с предложениями) - Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Слайд 3 КОЗ «классического типа» Компетенция: информационная, коммуникативная. Аспекты компетенций: информационная – обработка информации; коммуникативная – продуктивная коммуникация. Стимул: Помогите Коле составить правило. Задачная формулировка: Из рассказа о предложении составьте определение, что такое предложение. Источник информации: (на партах лежат тексты, групповая работа). Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Бланк для выполнения задания:
Инструмент проверки: 1. Определение: Предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. 2. Ключ выполнения:
Ученики работают в группах. После работы каждая группа представляет своё определение и проводит защиту, почему именно так звучит данное понятие. Выставляют баллы в таблицу. | Берут карточки и составляют в группе слово. Читают вместе слово. Делают соответствующие записи в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Физминутка (упражнения с массажными мячиками) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайды 4-5 Рекомендует детям правильно и точно выполнять упражнения при помощи массажных мячиков. | Выполняют упражнения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Выявление места и причины затруднения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 4 - На столах у вас лежат карточки с заданиями. Выберите себе задание и выполните его. - Составьте предложения из слов. Дима над, высоко, поднялось, солнце, землёй. Оля землю, снежинки, на, падают, белые. Рамазан в, лесу, весело, щебечут, птицы. - Прочитайте предложение, которое вы составили. - Запишите составленное предложение на доске. - Что мы сейчас делали? - Ты сделал всё правильно или были ошибки? – Ты написал всё сам или с чьей-то помощью? - Подчеркни грамматическую основу предложения. - Какой вывод можно сделать? (Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения). Выставляют баллы в таблицу. Если останется время! Самостоятельная работа на определение границ предложений в тексте и нахождении грамматической основы предложений. Задание. Прочитайте текст. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру. | Разбирают вместе с учителем тексты в форме диалога. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что такое предложение? - Какие знаки могут стоять в конце предложения? «Лист самооценки».
Выставление оценок за работу на уроке. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 9 Проводит инструктаж домашнего задания. На выбор:
Проверяет запись домашнего задания в дневнике. Слайд 10 | Знакомятся с заданиями, высказывают своё понимание (непонимание), записывают в дневник домашнее задание. |
Карточка № 1 Разобрать словосочетания: интересное задание, идти к другу, слушать внимательно. | Карточка № 4 Разобрать словосочетания: городской парк, написать письмо, читать правильно. |
Карточка № 2 Разобрать словосочетания: школьный звонок, говорить с врачом, повернуть направо. | Карточка № 5 Разобрать словосочетания: весёлая песенка, рисовать на доске, отвечать правильно. |
Карточка № 3 Разобрать словосочетания: верный друг, играть с собакой, смотреть вправо. | Карточка № 6 Разобрать словосочетания: деревянный дом, смотреть фильм, жить дружно. |
Текст
Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Текст
Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Текст
Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Составь правило
Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .
Составь правило
Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .
Составь правило
Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .
Составь правило
Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .
Молодец! | Так держать! | Подтянись! |
Всё выполнено правильно | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки |
5 баллов | 3 балла | 1 балл |
Молодец! | Так держать! | Подтянись! |
Всё выполнено правильно | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки |
5 баллов | 3 балла | 1 балл |
Молодец! | Так держать! | Подтянись! |
Всё выполнено правильно | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки |
5 баллов | 3 балла | 1 балл |
Молодец! | Так держать! | Подтянись! |
Всё выполнено правильно | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки |
5 баллов | 3 балла | 1 балл |
Молодец! | Так держать! | Подтянись! |
Всё выполнено правильно | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки |
5 баллов | 3 балла | 1 балл |
над, высоко, поднялось, солнце, землёй ________________________________________________________________________ |
землю, снежинки, на, падают, белые. ________________________________________________________________________ |
в, весело, птицы, лесу, щебечут. ________________________________________________________________________ |
Хрустальная, столе, на, стоит, ваза. ________________________________________________________________________ |
пришла, новую, в, девочка, школу. ________________________________________________________________________ |
вырастили, уроке, ребята, цветок, биологии, на. ________________________________________________________________________ |
«Лист самооценки».
Узнал что-то новое | Я | Научился |
Расстроился | Получил радость | |
Удивился | Ничего не понял |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...