Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку

Юлия Борисовна Алешина

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обучающихся.

Результатом реализации программы курса является формирование у школьников коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

Учитель словесности

Алешина Юлия Борисовна

Пояснительная записка

        Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады, творческие конкурсы по русскому языку призваны усилить  интерес к изучению языка, к лингвистическим знаниям. Участие в олимпиадах, исследованиях, проектах предполагает развитие у школьников интереса к углубленному изучению различных разделов русского языка, других дисциплин  путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.

        Обучение проектированию  развивает умение находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Оно позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

        Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обучающихся.

        Результатом реализации программы курса является формирование у школьников коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Это находит отражение в структуре рабочей программы.

Цель: развитие познавательного и творческого потенциала учащихся (подготовка учащихся  к творческой деятельности к олимпиадам, к исследовательским и проектным работам)

        Задачи:

        - глубокое погружение в изучаемый предмет,

        - расширение лингвистического и культурологического кругозора,

        - развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения,

        - развитие стремления к приобретению знаний,

        - развитие умения свободного использования источников,

        -развитие сознания и самосознания,

        - обучение проектированию,

        - тренировка логического мышления,

        - повышение интеллектуального уровня,

        - развитие познавательных способностей,

        - активизация  аналитических навыков.        

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты

1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств:
6) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

7) умение сочетать индивидуальную и коллективную работ;

8) развитие творческой деятельности;

9) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств; аргументации;
10) применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
10) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) усвоение  научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

2) усвоение элементарных знаний и представлений о древнерусском языке

3) сопоставление фонетических и морфологических явлений древнерусского и современного русского языка

4) овладение  стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка

5) анализ  единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) приобретение навыка решения учебно-поисковых лингвистических задач

Технологии проведения занятий с участниками творческой лаборатории.  

        В основе проведения занятий лежит проблемно-поисковый подход, такое создание особого пространства учебной деятельности, в котором  участник творческой  лаборатории совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о языке.

Работа внутри каждой темы осуществляется в следующем режиме

1 – изучение темы начинается с проблемной лекции, на которой вводится новая информация;

2 – на последующем практическом занятии отрабатываются, проектируются, моделируются  практические навыки  по изучаемой теме;

3 – завершающей стадией изучения темы является  выполнение олимпиадной работы или  определенного этапа проектной деятельности.

 

2. Учебный план

Форма обучения:

очно-заочная

 

 

п/п

Наименование  разделов/ тем.

Всего

часов

В том числе

Лекц.

Практ.

Сам.

Раб.

1

Вводное занятие.

1

1

2

Графика.

Древнерусская азбука.

1

1

3

Графика  

 «Смысл начертания заглавных букв кириллицы» Проект.

6

2

4

4

Графика

Греческий алфавит, старославянская азбука, современный русский алфавит (Сопоставительный анализ).

1

1

5

Фонетика

Звук и фонема

Фонетическая транскрипция.

2

1

1

6

Фонетика

Звуки древнерусского языка:

Гласные звуки

3

2

1

7

Фонетика

Согласные звуки (исторические изменения в системе согласных звуков)

4

2

1

1

8

Морфемика.

Словообразование.

6

3

2

1

9

Морфология.

Исторические изменения в морфологической системе русского языка.

5

3

2

10

Морфология.

Лексико-грамматические  разряды частей речи.

6

3

3

11

Морфология

Омонимия частей речи

Решение олимпиадных заданий по теме «Морфология».

2

1

1

12

Лексика.

Историческое формирование лексики русского языка.

Типы лексического значения слова. Структура значения многозначного

слова.

3

1

1

1

13

Фразеология.

Фразеологизм как единица языка.

Структурный тип фразеологизма.

Античная фразеология

Библейская фразеология.

Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

3

1

1

1

14

Синтаксис.

Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

8

3

4

1

15

Лингвистический анализ текста.

4

2

2

16

Олимпиадная работа

4

4

17

Защита продуктов творческой лаборатории.

3

3

Итого

62

22

22

18

3. Содержание

Тема 1. Вводное занятие (1час). Вводное анкетирование. Ознакомление с программой курса. Периодизация русского языка. Первоучители словенские.

Тема 2. Графика (8часов). Греческий алфавит, старославянская азбука и современный алфавит (сопоставительный анализ). Числовое значение букв.  Смысл заглавных  букв кириллицы (работа над проектом).

Тема 3. Фонетика (9 часов). Система гласных звуков  древнерусского языка в сравнении с системой гласных современного русского языка: гласные полного образования  и редуцированные гласные ер и ерь; беглость гласных как следствие падения редуцированных; носовые гласные – юс малый и юс большой, их утрата и следы в современном русском языке; ять в древнерусском языке; полногласие-неполногласие; строение слога: закон открытого слога, закон возрастающей звучности. Система согласных звуков древнерусского языка в сравнении с системой согласных звуков современного русского языка: парные и непарные по звонкости-глухости и мягкости-твердости; «двойные буквы кириллицы и соответствующие им звуки» (о - он, омега; з-зело, земля,  и – иже, и, ижица, ф – ферт, фита: шипящие и аффрикаты; исторические чередования согласных  как следствие смягчения. Фонетическая система ременного русского языка: звук и фонема, фонетическая транскрипция; фонетические  средства художественной выразительности.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по фонетике и графике.

Решение олимпиадных заданий по фонетике и графике 

Тема 4. Морфемика и словообразование (6 часов). Синхронное и историческое словообразование. «Производная» и «производяшая» основы. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Понятия опрощения и переразложения. Виды морфем русского языка. Морф и морфема. Классификация морфем. Особенности суффиксов и приставок, унификсы. Морфонологические особенности словообразования: чередования морфем, интерфиксация, усечение производящих основ, наложение морфов. Способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный тип.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию. Решение олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию.

Тема 5. Лексика (3часа). Исторические изменения в словарном составе языка (очерки истории). Лексические нормы современного русского языка. Лексика активного и пассивного запаса Многозначность слова. Лексические средства художественной изобразительности

Тема 6. Фразеология (3часа). Фразеологизм как единица языка. Фразеологизмы однозначные имногозначные. Структурный тип  фразеологизма. Фразеолого-семантические парадигмы: фразеологические омонимы, синонимы, антонимы. Фразеологизмы активные и пассивные. Античные и библейские фразеологизмы. Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

Тема 7. Морфология (13часов). Исторические изменения в морфологической системе русского языка. Имя существительное: родовая принадлежность, следы двойственного числа, типы склонения, падежи. Местоимения: склонение личных древнерусских местоимения и их сопоставление с современным русским  языком, указательные местоимения. Имя прилагательное: краткие и полные прилагательные: различия в употреблении и образовании склонение прилагательных Имя числительное: образование числительных название чисел история сложных числительных числовые значения букв кириллицы. Глагольная система древнерусского языка: неопределенная форма глагола (-чи, -ти), формы настоящего времени, формы будущего времени, формы прошедшего времени, причастие прошедшего времени. Сопоставительный анализ частей речи: наречие, предлог, союз, частица. Морфологическая система современного русского языка: лексико-грамматические разряды частей речи. Омонимия частей речи. Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфологии. Решение  олимпиадных заданий по морфологии.

Тема 8. Синтаксис (8 часов). Синтаксис. Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

Тема 9. Лингвистический анализ текста (4 часа). Этапы лингвостилистического анализа текста. Определение жанра художественного произведения. Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко. Анализ средств художественной выразительности: фонетический уровень, морфемный и словообразовательный уровень, лексический и лексико-фразеологический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, ритмо-метрический уровень, структурно-композиционный уровень. Основные выводы по анализу данного текста.

Тема 10. Итоговые занятия (7 часов).  Олимпиада по русскому языку. Защита продуктов творческой лаборатории.

Практические занятия

п/п

Раздел, блок

Тема

Характер и содержание

практического занятия

Кол-во часов

1

Графика.

«Смысл начертания заглавных букв кириллицы. В чем он?» (Организация проектной деятельности).

1.Сопоставительный анализ азбук (латинский алфавит, кириллица, глаголица, современный русский алфавит).

Этапы работы над проектом. Проблематизация и способы её реализации. Мотивация учащихся.

Выбор темы проекта. Определение целей и задач. Формирование проектных групп. Предварительное планирование работы.

Выяснение перспектив проекта. Создание

умозрительного образа проектного продукта.

Определение сроков работы.

3

2

Фонетика.

1)Фонетическая транскрипция.

2)Исторический комментарий.

Транскрибирование текста согласно правилам фонетической транскрипции.

Комментарий к изменениям, произошедшим с гласными и согласными звуками в древнерусском языке.

1

3

Морфемика.

Словообразование.

Морфемный и словообразовательный анализ слова

1)Состав слова. Значение морфем.

2)Соотношение изучаемого слова с производящим словом.. Построение словообразовательной цепочки.

2

4

Фразеология

Фразеологическое значение.

Классифицирование фразеологизмов. Фразеологическое значение.

1

5

Морфология.

1) Историко-лингвистический комментарий фактов грамматики

2) Омонимия частей речи.

1)Историко-морфологический комментарий глагольным формам  настоящего, прошедшего и будущего времени. Восстановление древнерусской формы.

2) Определение части речи в тексте.

2

6

Синтаксис

Синтаксический анализ предложения

Синтаксический анализ предложения

1

7

Лингвистический анализ текста

Анализ текстуальности

Анализ средств художественной выразительности на фонетическом, морфемном,   словообразовательном, лексическом, морфологичес-

ком, синтаксическом уровнях.

2

Самостоятельная работа

п/п

Раздел, блок

Тема

Характер, и содержание

практического занятия.

Кол-во часов

1

Графика.

«Смысл начертания заглавных букв кириллицы. В чем он?» (Проектная деятельность).

Изучение литературы, отбор информации. Анализ и обобщение полученных данных.

Формулирование выводов и формирование на этой основе собственной

точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Создание проектного продукта.

Работа над презентацией

4

2

Фонетика.

1)Фонетическая транскрипция.

2)Исторический комментарий.

Контрольная работа:

1)Транскрибирование текста согласно правилам фонетической транскрипции.

2) Тестовые задания по истории языка «Фонетика»

1

3

Морфемика.

Словообразование.

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Самостоятельная работа:

1) Морфемный разбор

2)словообразовательный разбор

1

4

Лексикология

Лексический анализ слова.

Самостоятельная работа:

Лексический анализ слова

1

4

Фразеология

Фразеологизмы.

Самостоятельная работа:

Нахождение  фразеологизмов и их комментарий.

1

5

Морфология.

1)Историко-лингвистический комментарий фактов грамматики.

Тестовые задания по древнерусской грамматике.

1

6

Синтаксис

Синтаксический анализ предложения

Синтаксический анализ предложения

1

7

Все разделы русского языка

Олимпиадная работа

Выполнение олимпиадной работы

3

Характеристика КИМов

        В ходе изучения каждой темы осуществляется контроль усвоения материала. Для такого текущего контроля составлены КИМы  как на материале современного русского языка, так и на материале древнерусского языка, что отвечает требованиям Всероссийской олимпиады школьников по русскому  языку.

        По завершении работы курса проводится олимпиада по русскому языку.

Контрольно-измерительные материалы:

К разделу «Фонетика»

1.Затранскрибировать стихотворения В.Брюсова «Родной язык»

2. Выполнить тестовые задания по теме «История языка. Фонетика».

1. Из данного ряда слов выберите слова, имеющие а) старославянские черты и  б) древнерусские черты.

1) Роща, 2) трава, 3) возвращение, 4) прощение, 5) времена, 6)

посещать, 7) равенство, 8) гуща, 9) ждать, 10) волость, 11) борода,

12) повреждение, 13) поворот, 14) один, 15) юг, 16) ангел, 17) неве-

жа, 18) прилечь, 19) помощь, 20) ночь, 21) всенощная.

2.Отметьте слова, где [e] восходит к:  

а) *e,

б) к [ь] в сильной позиции (ь > *i),

в) к [e] (из [м] или из дифтонга).

1) Грех, 2) пень, 3) мел, 4) цена, 5) сестра, 6) дело, 7) село, 8)

день, 9) седло,10) лес.

3.Отметьте слова, где [o] восходит к

 а) *o и *г, б) к [ъ] в сильной позиции (ъ < *u).

1) Сон, 2) волк, 3) сохнуть, 4) дом, 5)горб, 6) то, 7) носит, 8) воз.

4. Отметьте слова, где [a] восходит к а) *а и *о, б) [м] после

мягкого согласного, в) (‘a < д < к < дифтонгическое сочетание глас-

ного с носовым согласным).

1) Печаль, 2) запятая, 3) молчать, 4) дышать, 5) вода, 6) сжать,

7) сестра, 8) сад, 9) чадо, 10) стена.

5. Определите чередования, связанные а) с падением редуцированных,

б) с историей носовых,

в) с монофтонгизацией дифтонгов.

1) Сжимать – сожму – сжать, 2) пень – пня, 3) начинать –

начну – начало, 4) лить – лью, 5) лить – лей, 6) мутить – мятеж,

7)звук – звонок, 8) ковать – кую, 9) беру – брать – убирать – отбор.

6. Отметьте чередования согласных, которые возникли под влиянием

а) *j,

б) гласного переднего ряда.

1) Писать – пишу, 2) искать – ищет, 3) дух – душно, 4) дух –душа, 5) сухой – сушка, 6) помеха – мешать, 7) любить – люблю,8)короткий – короче, 9) ответ – отвечать, 10) мука – мучить, 11) берегу – беречь,

 12) помогать – помощь, 13) слуга – служба, 14) враг –вражда, 15) писк – пищит, 16) Ярослав – Ярославль, 17) лик – лицо.

7. Выберите слова с явлениями ассимиляции а) по звонкости,

б) по глухости, в) по твердости, г) по способу образования.

1) Сдача, 2) перевозка, 3) здоровье, 4) разжать, 5) отбросить,

6) расшуметься, 7) темнота, 8) вперед, 9) лесной, 10) вперемешку.

8.Выберите слова а) с явлениями диссимиляции и б) с упрощением групп согласных, возникших в результате падения редуцированных.

1) Грустный, 2) истёк, 3) мягкий,

 4) поджёг, 5) Полоцк, 6) праздник,

7) что, 8) сберёг.

9. Выберите слова а) с первым полногласием,

б) со вторым полногласием.

1) Веревка, 2) хоромы, 3) полон (кр. прил.), 4) ворона, 5) моло-

нья (диал.), 6) сереп (диал.), 7) полотно, 8) столобок (диал.).

10. Выберите слова, где переход [е > ’o] а) фонетически закономерен,

 б) в результате грамматической аналогии.

1) На берёзе, 2) берёза, 3) кулёк,

 4) ёлка, 5) ждёте, 6) свечой,

7) бережочек, 8) ведёте, 9) ведёшь, 10) лицом, 11) моё, 12) плечо,

13) взлёт, 14) весёлый, 15) весёленький.

К разделу «Морфемика и словообразование»

1) Произведите морфемный анализ слов, указывая, где необходимо, морфонологические особенности словообразования (чередование морфем, нулевая суффиксация, наложение морфем, усечение произв. основы)

1 вариант

2 вариант

улыбаешься

смеешься

кофейня

судилище

превратившись

сделав

Нес

вез

Ходьба

мольба

увлечение

увлекаться

пароход

принять

придите

отрежь

Стойте

триста

Кофе

шоссе

Какао

волчий

Гам

мамин

 Заячий

ледокол

семисот

выплыли

приехали

заниматься

замешанный

запоминавшийся

увиденный

расстроенный

заплатив

заплыв

издавна

перегнутый

Вдруг

всякий

Сказав

как-то

перенимая

болельщик

таксист

пальтовый

шоссейный

согнутый

подождать

перегибая

К разделу «Морфология».

Тестовые задания по морфологии

1. Выберите а) исконные и б) новые формы существительных.

1) Столбы, 2) соседи, 3) горожане, 4) холмами, 5) из дома, 6)на дому, 7) на корабле, 8) выйти в люди, 9) вижу людей, 10) нет гостей, 11) берегов, 12) с товарищами, 13) на дорогах, 14) с людьми, 15) от сына, 16) (кусок) сыру, 17) свекровь, 18) камень, 19) гости.

2. Отметить для периода древнерусского языка а) личные и б)

неличные местоимения.

1) Самый, 2) себя, 3) он, 4) нас, 5) тот, 6) тебя, 7) я, 8) кто,

9) ему, 10) мой, 11) весь, 12) к ней.

3.Определить а) исконные и б) новые формы местоимений.

1) Ты, 2) себя, 3) её (вин. пад.), 4) иной, 5) те, 6) о себе, 7) без

тебя, 8) мой, 9) она, 10) нас.

4. В примерах, взятых из памятников древнерусской письменности, определить а) старославянские и б) древнерусские формы прилагательных.

1) Великая поля прегородиша; 2) отъ стараго Владимера до

ныняшняго Игоря; 3) да позримъ синего Дону; 4) искусити Дону вели-

каго; 5) къ Дону великому; 6) по чистому полю; 7) у новыя стены.

5. Указать, какими частями речи были приведенные счетные

слова в древнерусском языке:

а) существительными; б) прилагатель-

ными.

1) Пять, 2) один, 3) семь, 4) два, 5) три, 6) девять, 7) сто,

8)четыре.

6. Указать а) спрягаемые и б) неспрягаемые формы глагола.

1) Поможеть, 2) зная, 3) слышимъ, 4) идохъ, 5) рекоша, 6)соуть дали, 7) идоущии, 8) полоненъ, 9) бити, 10) рьци.

7. Отметить утраченные или переосмысленные в истории языка глагольные формы.

1) Супин, 2) аорист, 3) перфект,4) сослагательное наклонение, 5) инфинитив,

6) причастие на –л, 7) краткое действительное причастие, 8) краткое страдательное причастие, 9) полное страдательное причастие, 10)плюсквамперфект.

8. Выбрать глаголы а) первого и

 б) третьего классов.

1) Помочи, 2) речи, 3) писати, 4) слышати, 5) привести, 6)стати, 7) лечи,

8) молоти, 9) придати, 10) махати, 11) вязати, 12)стеречи, 13) продати,

14) начати, 15) купити, 16) двинути.

Используемая литература:

1.Глинкина Л.А. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка.-М.: Флинта: Наука, 2005.

2.Глинкина Л.А. От аза до ижицы. – Оренбург: оренбургское книжное издательство, 2000.

3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям  по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1985.

4. Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе.-М.:Вербум, 2005.

5. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. - М.:Вербум-М, 2002.

6. Земская Е.А. Современные русский язык. Словообразование.- М.: Флинта: Наука  2009.

7. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов/ Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2002.

8. Фомина М. Современный русский язык Лексикология. - М.,19909

9. Жуков В.П., Жуков А.В. Русская фразеология. – М., 2006.

10. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.: Просвещение, 1987.

11. Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку в 7 классе

Работу по данной программе начала во втором полугодии 6 класса, продолжу и закончу в 1 четверти 7 класса, римерно к началу  муниципального этапа олимпиад....

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочая программа курсак по выбору по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...