Рабочая программа курсак по выбору по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_2.docx | 42.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2019 г.
В данной программе курса больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Программа курса по выбору предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения - рассуждения. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это не затрудняет подготовку учащихся к выполнению заданий 15-1,2,3.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
работать с тестовыми заданиями;
определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (15-1,2,3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (задания 2 - 14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2017»
Основная задача курса – выяснить, как усвоен курс русского языка и организовать серьезную подготовку по трудным темам программы.
Подготовительный процесс повторяет логику самого экзамена:
- подготовка к написанию сжатого изложения;
- анализ текста с опорой на знания по основным разделам программы;
- подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
ІІІ. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ
Программа курса по выбору «Секреты грамотного письма» состоит из трех основных разделов:
1.Сжатое изложение.
2.Сочинение - рассуждение.
3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
Содержание разделов учебного предмета
1. Введение. Значение курса, его задачи .
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2019 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение .
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение - рассуждение .
Критерии оценки задания 15-1,2.3. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания 15.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль .
Анализ ошибок.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
- осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 9 класса, которые содержат следующие компоненты:
учащиеся должны узнать и научится понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни
Содержание курса по выбору:
Требования к написанию сжатого изложения.
Основные приемы компрессии текста
Техника написания сжатого изложения
Сжатое изложение
Требования к написанию сочинения-рассуждения
Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Интерпретация фрагмента текста
Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста
Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста
Средства выразительности
Правописание приставок
Характеристика русской лексики. Синонимы
Словосочетание
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Осложненное простое предложение
Основные разряды вводных слов
Пунктуация и синтаксис сложного предложения
Тематический план.
Раздел | Кол-во часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | ||
1. Введение. Значение курса, его задачи. | 2 | ||
2. Текст. Сжатое изложение | 5 | 3 | 1 |
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему | 7 | 2 | 1 |
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий. | 17 | 1 | |
5. Заключение. Итоговый контроль. | 3 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 5 | 5 |
2. Календарно – тематическое планирование курса по выбору по русскому языку в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к знаниям и умениям учащихся | Виды контроля | Дата |
1 | Требования к написанию сжатого изложения | 1 | УИНМ | Критерии оценивания сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста | Знать: критерии оценивания сжатого изложения, последовательность выполнения работы | Работа с текстом |
|
2 | Основные приемы компрессии текста | 1 | УИНМ | Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: сжимать исходный текст | Работа с текстом |
|
3 | Техника написания сжатого изложения | 1 | Практикум | Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: сжимать исходный текст | Работа с текстом |
|
4 | Сжатое изложение | 1 | УРР | Сжатое изложение | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: писать сжатое изложение | Сжатое изложение |
|
5 | Анализ изложения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: писать сжатое изложение | Работа над ошибками |
|
6 | Требования к написанию сочинения-рассуждения | 1 | УИНМ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы | Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
| Работа с текстом |
|
7 | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | УИНМ | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | Работа с текстом |
|
8 | Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | Практикум | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | Работа с текстом |
|
9 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | УРР | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
|
10 | Анализ сочинения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Работа над ошибками |
|
11 | Интерпретация фрагмента текста | 1 | УИНМ | Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2 | Работа с текстом |
|
12-13 | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | 2 | Практикум | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Работа с текстом |
|
14 | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | 1 | УРР | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста |
|
15 | Анализ сочинения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Работа над ошибками |
|
16-17 | Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста | 2 | УИНМ | Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | Работа с текстом |
|
18 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | 1 | УРР | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 |
|
19 | Анализ сочинения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | Работа над ошибками |
|
20 | Средства выразительности | 1 | ПОУ | Лексика. Тропы и фигуры речи. | Знать: средства выразительности Уметь: выполнять тестовое задание № 3 | Выполнение тестовых заданий (№3) |
|
21 | Правописание приставок | 1 | ПОУ | Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки | Знать: правописание приставок Уметь: выполнять тестовое задание № 4 | Выполнение тестовых заданий (№4) |
|
22 | Правописание Н-НН в словах разных частей речи | 1 | ПОУ | Правописание Н-НН в словах разных частей речи | Знать: правописание Н-НН в словах разных частей речи Уметь: выполнять тестовое задание № 5 | Выполнение тестовых заданий (№5) |
|
23 | Характеристика русской лексики. Синонимы | 1 | ПОУ | Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. | Знать: характеристику русской лексики, синонимы Уметь: выполнять тестовое задание № 6 | Выполнение тестовых заданий (№6) |
|
24 | Словосочетание | 1 | ПОУ | Словосочетание. Согласование, управление, примыкание | Знать: виды связи слов в словосочетании Уметь: выполнять тестовое задание № 7 | Выполнение тестовых заданий (№7) |
|
25 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | ПОУ | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Знать: о грамматической основе предложения Уметь: выполнять тестовые задания № 8, №11 | Выполнение тестовых заданий (№8, №11) |
|
26-27 | Осложненное простое предложение | 2 | ПОУ | Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения) | Знать: правила обособления второстепенных членов предложения Уметь: выполнять тестовые задания №9 | Выполнение тестовых заданий (№9) |
|
28 | Основные разряды вводных слов | 1 | ПОУ | Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов | Знать: основные разряды вводных слов Уметь: выполнять тестовые задания №10 | Выполнение тестовых заданий (№10) |
|
29-32 | Пунктуация и синтаксис сложного предложения | 4 | ПОУ | Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение | Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении Уметь: выполнять тестовые задания №12, №13, №14 | Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14) |
|
33 | Итоговое тестирование | 1 | КЗУ | Итоговое тестирование | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания №2- №14 | Итоговое тестирование |
|
34 | Анализ итоговой работы | 1 | ПОУ
| Работа над ошибками
| Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания №2- №14
| Работа над ошибками
|
|
КЗУ – контроль знаний учащихся
ПОУ – повторительно-обобщающий урок
УИНМ – урок изучения нового материала,
УРР – урок развития речи.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Под редакцией Н.А. Сениной «ОГЭ-2019. Русский язык» Легион. 2018
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2015.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2015.
4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2016.
5.Т.Н. Мамона. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен».
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»
Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....
Рабочая программа обучение на дому 9 класс по иносторанному языку (английский язык)
Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа обучение на дому 8 класс по иностранному языку (английский язык)
Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» для технологического профиля профессионального образования
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДВОПО.01 «Родной язык (русский)» предметной области «Русский язык и литература» является частью основной профессиональн...