ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Этнокультурная направленность уроков русского языка должна решать одну из важнейших воспитательных задач: через нравственно-этическое содержание текстов этнокультурной тематики, используемых на уроках, формировать и развивать патриотические чувства. В работе приводятся примеры использования различных форм и методов в данной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnoklt_koponent_na_ur_rus_yaz.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В стремительном XXI веке нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное поколение, поэтому образование в настоящее время направлено на формирование духовно богатой, нравственной, просвещённой и творческой личности. Как сказано в новом ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем.
Выразителем национальной культуры (этнокультуры) является язык. Н.С. Булгаков писал: «Национальность проявляется в культурном творчестве. Самое могучее древо культуры, в котором отпечатывается душа национальности, есть язык…». Взаимодействие языка и культуры, языка и общества отмечалось многими отечественными лингвистами и методистами: И.А. Бодуэном де Куртенэ, Ф.И. Буслаевым, А.Х. Востоковым, М.В. Ломоносовым, И.И. Срезневским, А.А. Шахматовым, Л.В. Щербой и др.
Особое внимание к этнокультуре как средству воспитания детей уделяли известные отечественные педагоги: В.Г. Белинский, З.А. Богатеева, М.И. Богомолова, A.M. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский, Т.Я. Шпикалова и др. Советский педагог и психолог В.В. Давы́дов считал, что «специфика той или иной национальной культуры может быть раскрыта детям через музыку и литературу, фольклор, народные игры. Вхождение ребёнка в сокровища своей культуры может осуществляться при изучении таких предметов, как родной язык и литература, история и география своего края, предметы музыкально-эстетического цикла».
Этнокультурная направленность уроков русского языка должна решать одну из важнейших воспитательных задач: через нравственно-этическое содержание текстов этнокультурной тематики, используемых на уроках, формировать и развивать патриотические чувства. Кроме того, на основе изучения текстов и лексики с национальной спецификой развивается языковая способность обучающихся, воспитывается их национальное самосознание, происходит приобщение к ценностям национальной культуры, к чтению в целом, решается проблема понимания художественного текста. И самое главное для учителя – этнокультурные исследования, как краеведческий компонент в обучении русскому языку, позволяют разнообразить урок, что способствует повышению интереса к предмету.
Концепция языка как культурно-исторической среды явилась научным основанием для выделения краеведческой направленности в изучении русского языка в школе. Краеведческий подход определил появление в современных образовательных стандартах регионального компонента образования, под которым понимают «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, необходимого как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом».
Задача учителя – донести до учеников мысль о том, как в слове аккумулируются культурные смыслы, воспитать человека, осознанно воспринимающего единицы языка прошлого и настоящего. В качестве языкового материала, используемого для исследования, могут быть взяты тексты малых жанров устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, песни и т. д.), фразеологизмы, отрывки из произведений писателей-земляков (как общеизвестных, так и малоизвестных), содержащих интересный для наблюдения речевой материал. Их анализ можно связать с любым разделом программы курса русского языка: лексикой, морфемикой, грамматикой, уроками развития речи т. д.
На уроках изучения языковых тем этнокультурная направленность проявляется в использовании дидактического материала, содержащего региональную лексику, отражающую предметную и духовную культуру народа. На уроках развития речи могут быть использованы произведения литературы и искусства, передающие культурно-исторические и языковые особенности данной местности. Например, при написании сочинения-описания следует использовать репродукции картин художников-земляков, при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту провести лингвистический анализ художественного произведения. Перед такими видами творческой работы целесообразно посетить с детьми выставку работ художника, музей, посвящённый жизни и творчеству автора.
Немаловажную роль в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции обучающихся играют интегрированные уроки русского языка. Интеграция может быть осуществлена с уроками литературы, истории, краеведения, изобразительного искусства, технологии.
Особого внимания в этнокультурных исследованиях на уроках русского языка заслуживает работа с различными видами словарей: толковыми, этимологическими, словарями языка писателей, словарями синонимов и др. Тексты этнокультурной направленности, как правило, содержат лексику, вышедшую из употребления, что затрудняет чтение произведения. Учителя зачастую не уделяют должного внимания такой деятельности, хотя приобщение к работе со словарями решает целый ряд важных образовательно-воспитательных задач.
Наиболее распространёнными формами деятельности со словарями на уроках являются словарные диктанты, диктанты по памяти, сочинения- миниатюры по опорным словам, составление тематических словариков, а также творческие диктанты, аналитическая работа со словарными статьями с использованием примеров употребления слов в художественных произведениях, комплексный анализ текста, написание и презентация исследовательских проектов.
В качестве примера словарной работы на уроке русского языка с этнокультурной направленностью можно привести следующие задания к отрывку из повести писателя И.А. Бунина «Суходол». Для их выполнения потребуется обращение к нескольким видам словарей: синонимов, фразеологизмов, толковым словарям.
Мы, дворовые, страшные нежные были… жидки на расправу… не сравнять же с серым однодворцем! Как повёз меня Евсей Бодуля, отупела я от горя и страху… В городе чуть не задвохнулась с непривычки. А как выехали в степь, таково мне нежно да жалостно стало! Метнулся офицер навстречу, похожий на них, - крикнула я, да и замертво! А пришедчи в себя, лежу этак в телеге и думаю: хорошо мне теперь, ровно в царстве небесном! - Строг он был?
- Не приведи господи!
- Ну, а всё-таки своенравнее всех тётя была?
-Оне–с, оне-с. Докладываю же вам: их даже к угоднику возили. Натерпелись мы страсти с ними! Им бы жить да поживать теперь, как надобно, а оне погордилися, да и тронулись… Как любил их Войткевич-то! Ну, да вот поди ж ты!
- Ну, а дедушка?
- Те что ж? Те слабы умом были. А, конечно, и с ними случалось. Все в ту пору были пылкие… Да зато прежние-то господа нашим братом не брезговали. Бывалыча, папаша ваш накажут Герваську в обед, - энтого и следовало! – а вечером, глядь, уж на дворне жируют, на балалайках с ним жундят… [3: 148-148].
Задания:
- Найти в тексте стилистически окрашенные слова, подобрать к ним стилистически нейтральные синонимы (ровно, бывалыча, жируют, энтот).
- Найти в тексте устойчивые сочетания слов (жидки на расправу, жить да поживать).
- Найти в тесте устаревшие слова, устаревшие формы слов (однодворцы, оне).
- Найти диалектные слова, определить их значение, подобрать к ним синонимы (задвохнулась, жундят).
- Придумать и записать предложения с диалектными словами.
Данная работа выполняется с применением словарей. Учащиеся проверяют правильность своих предположений, в случае затруднений с выдвижением гипотезы находят нужный ответ.
Наряду с аналитическими заданиями, учащимся можно предложить выполнить исследовательские работы. Например, составить словник по нескольким главам повести И.А. Бунина «Суходол»; проследить этимологию диалектных слов из произведения (по выбору детей); сделать наблюдения и проанализировать, какие диалектные слова, используемые автором в тексте, употребляются в современной речи их носителями, а какие вышли из употребления.
Исследовательские работы призваны осуществлять преемственность урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Они представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван пробудить жажду познания. Задания такого типа вызывают у детей неподдельный интерес как к языковому материалу, творчеству писателя-земляка, так и к самой работе со словарями. Кроме того, умение различать диалектные и общеупотребительные слова, способность видеть в тексте стилистически окрашенную лексику позволит обучающимся успешно выполнить задания ЕГЭ, связанные с анализом стилистически окрашенной лексики.
Безусловно, посвящать каждый урок этнокультурным исследованиям сложно, да и не нужно. По усмотрению учителя их можно использовать как элемент урока, так и уделять им урок в целом. Но очевидно, что проводить данную работу необходимо систематически и целенаправленно. Только в этом случае можно сформировать у детей чувство уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, чувство гордости за искусство своих земляков, то есть воспитать достойных граждан своего государства, обладающих необходимыми знаниями для успешной самореализации в будущем.
Список литературы
- Благова Н.Г.; Родченко О.Д. и др. О концепции обучения русскому языку с учётом регионального компонента (Для общеобразовательной школы) [Текст] / Н.Г. Благова; О.Д. Родченко // Русский язык в школе. – 1993. – №4. – С. 16.
- Булгаков Н.С. Язык как составная часть культуры [Текст] // Книжное обозрение , 1990, №7.
- Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. [Текст].- М.: Советская Россия, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по здоровьесбережению обучающихся...
Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"
Сопроводительный презентационный материал к выступлению по теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
Культурологический компонент на уроках русского языка
В статье "Культурологический компонент на уроках русского языка" обобщается опыт работы с культурологическим материалом, рассматриваются основные формы подачи материала, виды работ (описан...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в сельской национальной школе...
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...
"Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"
Доклад представлен на заседании школьного методического объединения, представляет собой обобщение опыта по проблеме....