"Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"
статья по теме

Бобина Любовь Юрьевна

Доклад представлен на заседании школьного методического объединения, представляет собой обобщение опыта по проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_zdorovesberezheniyu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение  опыта работы  по теме  « Здоровьесберегающие компоненты

 на уроках русского языка и литературы».

      Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, научить детей учиться, но не менее важная сегодня задача – сохранить в процессе обучения здоровье наших детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения, да и качество образования в целом. Поэтому одной из приоритетных задач современной  реформы системы образования стало сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье  это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Большая роль в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей отводится, конечно, администрации школы, классным руководителям, но и педагоги через включение элементов здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания частных дисциплин могут способствовать формированию ЗОЖ ребёнка.

    Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ЗОЖ.

 

1. К группе физиологических здоровьесберегающих компонентов следует отнести физиологически грамотно построенное занятие.

    Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия;  релаксация; оздоровительные упражнения;  рефлексия; прощание.  Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные,физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать   виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь  соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Провожу различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке, предотвратить усталость.

  Необходимо также стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость.  При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов (приложение №1)

  Для снятия усталости можно использовать различные приёмы, оживляющие урок, например, «лови ошибку».

2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего,  на основе личностно ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы ставится   личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения  можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

   Одной  из форм  работы в данном направлении   является  групповая работа. Групповую работу можно использовать на любом этапе урока в зависимости от поставленных задач. Формы организации групповой работы разнообразны: работа с соседями по парте; обычное расположение, а по команде учителя дети поворачиваются к соседям со стульями и т.д. Перед работой в группе дети получают инструктаж, каждый участник получает свою роль, чтобы активно участвовать в работе группы. Важными в организации групповой работы являются такие  моменты,  как «мозговой штурм» (например, при изучении темы «Зачем человеку нужна речь?»), групповая дискуссия (например, дискуссия на тему «Нужна ли грамотность в интернет-общении?)

  В ходе групповой работы актуализируются следующие здоровьесберегающие моменты:

- увеличивается время активной работы;

- реализуются принципы сотрудничества и взаимопомощи, что способствует созданию ситуации успеха;

- реализуется возможность дифференциации обучения;

- происходит раскрепощение учащихся.

      Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках  технологии  уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

   К примеру, на уроках литературы можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. При изучении произведений задания первого уровня  рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода). Домашняя работа также может быть разноуровневой.

     Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно-коммуникативные технологии, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер.

    В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, мультимедийные  презентации, работу с интернет – ресурсами.  

    Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить индивидуальное задание с использованием тренажёра  или  интернет - тестирования в форме он-лайн по русскому язык.  Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся  эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.  Но при этом не надо забывать о санитарно-гигиенических нормах при использовании компьютера.

    Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки - творческие отчёты, уроки-исследования, уроки-ярмарки, уроки с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования, уроки-путешествия. Все эти формы уроков становятся формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.

   На уроках русского языка и литературы использую метод проектов, который синтезирует использование групповой формы работы, личностно ориентированного обучения, дифференцированного обучения и носит творческий характер. Наиболее удачными с позиций здоровьесбережения считаю игровые проекты («Сказочный поезд»), творческие проекты

(создание видеороликов «Здоровый образ жизни»), информационные проекты (проведение опроса для публикации в стенгазете «Что лучше: компьютер или прогулка?)

   3. Психологические здоровьесберегающие компоненты.

   Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся.

Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Формирующейся эмоциональной системе подростка важны разнообразные  впечатления,  они являются основой наших эмоций и чувств. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка

   О ситуации успеха сказано много. Создайте ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»! Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

    Мы всё чаще слышим рассуждения о «психическом здоровье», «психическом комфорте» на рабочем месте. Большую роль в нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем играет сказка. Сказка помогает понять ребёнку окружающую действительность, даёт представления о человеческих взаимоотношениях. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает для себя новый вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, учит  сопереживанию, сочувствию.

4.  Элементы здорового образа жизни.

    Одним из  важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

   Какие компоненты ЗОЖ  можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?

   На уроках русского языка широко использую в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм (приложение №4)

   На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал (приложение №2)

    Тексты для запоминания (письмо по памяти) также стараюсь подбирать по данной тематике (приложение №3)

   На уроках по развитию речи подбираем материал, актуализирующий проблему формирования здорового образа жизни, например, обучение сочинению-рассуждению провожу на примере подготовки к сочинению  «Почему важно заниматься спортом?».

  Официально-деловой стиль в 6 классе  изучаем на примере составления памяток и инструкций по сохранению здоровья и личной безопасности

(«Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером», «Будь осторожнее с лекарствами», «Памятка грибнику», «Рекомендации по здоровому образу жизни»).

  Обучение сжатому изложению также провожу на материале текстов, отражающих концепт «здоровый образ жизни» (приложение №5)

   При изучении лексики учащимся можно предложить составить словарь спортивных слов, словарь здоровья, словарь туриста;  придумать  меню в ресторане,  при этом ученики должны использовать   слова с различными  орфограммами.

    При изучении наклонений глаголов в 6 классе  рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье»,

«Твой завтрак», «Как воспитывать в себе силу воли».  Большие возможности таят в себе тексты для лингвистического анализа, творческие словарные диктанты.

   На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

   Таким образом, оздоровление, приобщение к здоровому образу жизни идёт через обучение.

     Внедрение в обучение здоровьесберегающих  компонентов  ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по здоровьесбережению обучающихся...

Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Сопроводительный презентационный материал к выступлению по  теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в сельской национальной школе...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может в...