Культурологический компонент на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
В статье "Культурологический компонент на уроках русского языка" обобщается опыт работы с культурологическим материалом, рассматриваются основные формы подачи материала, виды работ (описание картины, музыкального произведения, сопоставление произведений живописи, музыки, литературных произведений). Предлагаются виды домашних заданий, направленных на поисковую деятельность учащихся ( создание проектов, подготовка сообщений ) культурологических знаний. Цель таких уроков с использованием культурологического компонента - расширять кругозор учащихся, повышать их интеллектуальный уровень, развивать и поддерживать интерес к русскому языку с помощью текстов, формировать нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskii_komponent_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурологический компонент на уроках русского языка.
Одной из главных задач в обучении школьников является формирование нравственной, эмоционально богатой личности, обладающей обширными знаниями не только школьной программы, но и в области культуры, искусства. Именно уроки русского языка позволяют пополнять знания учащихся по культурологии. Использование интересных текстов развивает и поддерживает интерес к предмету, обогащает духовно и интеллектуально.
В структуру уроков русского языка органично «вплетаются» тексты о различных видах искусства, творчестве художников, композиторов, писателей. Можно обратиться к книгам К.Паустовского, Д.Лихачева Е.Осетрова, О. Туберовской, Л.Волынского и других. Чтобы работа с текстом проходила плодотворно, он должен соответствовать следующим требованиям : быть небольшим по объему, интересным , познавательным, информационно насыщенным, понятным, соответствовать возрасту учащихся и, конечно, обладать высокими художественными достоинствами. Комплексная работа с текстом позволяет закреплять и повторять орфографию и пунктуацию, отрабатывать задания в формате ГИА и ЕГЭ, развивает речь детей и подготавливает их к написанию сочинений.
Важную роль в системе этих уроков играет описание картин. Учащиеся знакомятся с биографией художника, его творчеством, рассматривают репродукцию отдельной картины, можно использовать музыкальное сопровождение. Затем проводится беседа:
- Ваши впечатления о картине.
-Интересно ли вам творчество этого художника?
-О чем эта картина? Что на ней изображено? Какое название ей дали бы вы?
-Какое настроение создает картина? Как художник добивается этого ( какие краски, композиция)?
-Представьте , какие звуки можно услышать, «оказавшись» в этой картине?
-Какие музыкальные произведения близки по настроению этой картине?
-С какими стихотворными строками она перекликается?
Ученики обязательно скажут, что «Февральская лазурь» И. Грабаря ассоциируется со стихотворением С.Есенина «Белая береза», картина И.Левитана «Золотая осень» - со стихотворением Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной..» и так далее. Учитель может предложить несколько стихотворений разных поэтов и попросить определить, какое из них ближе по настроению этой картине.
В старших классах задания усложняются. Описание картины можно связать с любой орфографической, грамматической или пунктуационной темой. Например, при изучении темы «Наречие» ученики составляют описание картины, включая наречия, при этом отрабатывается и их правописание. Незаменимы картины и при изучении тем «Имя прилагательное», «Определение». Всем известно, как трудно даются ученикам темы «Причастный оборот», «Деепричастный оборот»( 7 класс), «Обособленные определения» и «Обособленные обстоятельства»( 8 класс). Для отработки этих тем можно использовать картины художников-маринистов и отрывки из феерии А.Грина «Алые паруса». Эта книга насыщена причастными и деепричастными оборотами. Можно дать и такое задание: включите в описание картины причастные и деепричастные обороты. Слабым ученикам предлагается готовый текст, и они только вставляют обороты, сильные сочиняют текст сами. Чтобы показать стилистическую роль деепричастий в речи, учащимся предлагается описать картину И.Айвазовского «Водопад» , используя деепричастия из стихотворения Р.Саути «Водопад». А домашнее задание следующее : используя как можно больше деепричастий, деепричастных оборотов , расскажите о предмете, животном. Например, шипя, извиваясь, шурша кольцами, не мигая, ползла змея. При изучении темы «Назывные предложения» также благодатный материал представляют репродукции известных художников : К.Васильева, И.Шишкина, И.Айвазовского, И.Левитана и многих других. Ученики получают задание описать картину, используя назывные предложения. Можно составить текст, используя только назывные предложения.
Интересно проходят уроки – заочные экскурсии по картинным галереям, музеям, которые заранее готовят ученики- экскурсоводы. Дети имеют возможность познакомиться с сокровищами Эрмитажа и Третьяковской галереи, картинами местного музея и музеев мира.
Таким же образом проходит работа при знакомстве с творчеством композиторов и музыкальными произведениями. После прослушивания учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы:
-Ваше настроение, впечатления.
-Подберите определения-эпитеты, передающие ваше отношение к этому музыкальному произведению.
-Какие картины вы представляете, слушая эту музыку?
-С какой картиной, стихотворением созвучна музыка?
- Нарисуйте иллюстрацию к этому произведению.
Учащиеся знакомятся с текстом искусствоведческого характера об этом музыкальном произведении ( об авторе). Пишут сочинение-миниатюру «Слушая музыку…».
И, конечно, большое внимание следует уделять текстам литературоведческого характера. Это отрывки из произведений известных писателей и критиков (К.Паустовского, Вс.Рождественского, В.Шкловского, В.Лакшина, И.Андроникова и других) о писателях, книгах, литературных героях . Работа с этими текстами поможет связать уроки русского языка и литературы, пополнить знания по литературе, формировать навыки литературоведческого анализа, подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ, сформировать нравственные качества, расширить кругозор.
Важное место в системе уроков на тему «Содружество искусств» занимают такие уроки, на которых проводится сопоставление поэтического текста (отрывка из прозы) и произведений живописи, музыки. Учащиеся находят внутреннее сходство образов, настроения, выясняют , какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы. Примеров таких параллелей множество: И.Бунин «Оттепель» - Ф.Васильев «Оттепель»; А.Пушкин отрывок из поэмы «Полтава» ( «Тиха украинская ночь»)- А.Куинджи « Лунная ночь над Днепром» - Л. Бетховен «Лунная соната», и этот список можно продолжить. Примеры приведены из книги С.Львовой «Уроки словесности» 5-9 классы.
Тексты на темы «Искусство», «Прикладное искусство» (народные промыслы), «Великие соотечественники» незаменимы при написании изложений и диктантов. Учащиеся должны знать славные имена соотечественников, которые внесли вклад в развитие науки, культуры, искусства, спорта, гордиться ими, быть патриотами своего родного города, края, страны.
Особенно важно использовать на уроках краеведческий материал. Думается, что о каждом городе, поселке, селе можно найти интересный материал и познакомить учащихся с известными, интересными людьми, достопримечательностями, памятниками, музеями. Моим учащимся посчастливилось жить в Казани. Сколько великих, славных имен связано с республикой Татарстан! Это наши земляки и те, кто учились, жили или побывали в нашем крае: писатели и поэты Г.Державин и А.Пушкин, Е.Боратынский, Л.Толстой ,В.Хлебников,С.Аксаков, В.Маяковский, Н. Заболоцкий, М.Цветаева, М.Горький и В.Аксенов, М.Джалиль,музыкальные деятели Ф.Шаляпин, В.Собинов, Н.Жиганов, С.Губайдуллина, художники К.Васильев, К.Фешин, И.Шишкин, ученые К.Фукс, Н.Лобачевский, А.Бутлеров, Д.Лихачев и многие-многие другие.
Система домашних заданий также может быть связана с культорологическим материалом и направлена на поиск учащимися новых интересных знаний и фактов:
-Подготовьте краткое сообщение на тему «Знаете ли вы, что …» (Знаете ли вы, что известный химик А.П.Бородин в течение 18 лет сочинял оперу «Князь Игорь, а завершили ее Н.Римский-Корсакво и И. Глазунов?
-Подготовьте виртуальную экскурсию по родному городу (театральную, литературную, музыкальную, спортивную).
-Опишите картину известного художника и предложите для отгадывания классу.
-Защитите проект «Памятники нашего города» (ученые, писатели, художники, композиторы, военные деятели, спортсмены нашего города)
-Проиллюстрируйте музыкальное (литературное) произведение.
-Подготовьте сообщение о народных промыслах родного края.
Думается, что такие уроки важны : они заставляют думать, исследовать, чувствовать, расширяют границы познаний, воспитывают любовь к искусству, культуре своей страны, чувство патриотизма и гордость за великих соотечественников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по здоровьесбережению обучающихся...
Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"
Сопроводительный презентационный материал к выступлению по теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в сельской национальной школе...
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...
Формирование культурологических компетенций на уроках русского языка через дидактический краеведческий материал.
Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, пе...
Статья: «Обращение к культурологическим концептам на уроках русского языка по обучению детей-инофонов»
АннотацияВ статье рассматривается проблема формирования лингвокультурологической компетенции иностранного учащегося, изучающего русский язык как иностранный. Вкачестве примера приводится работа по пос...