Анализ текста
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
План анализа текстов разных типов речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_tekstov_raznyh_tipov_rechi.odt | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текстов различных типов речи (повествования,описания,рассуждения)
Современные программы по русскому языку предполагают большую работу над особенностями стилей и типов речи. Поэтому так важны методы работы с текстами в данном направлении. На занятиях по повышению квалификации в СИПКРО учителям был предложен алгоритм работы над текстами различных типов речи. Я думаю, что он будет интересен для всех учителей русского языка, поэтому предлагаю их вашему вниманию.
Описание — это текст, где названы признаки объекта речи.
Схема построения описания:
1. Представление объекта речи.
2. Признаки объекта речи.
3. Заключение, вывод, намеченный автором или сделанный читателем.
Анализ текста-описания:
1. Рассмотрите структуру текста:
1) найдите начало (общее представление объекта);
2) охарактеризуйте выбор признаков;
3) найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод);
4) охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме;
5) определите, есть ли в описании элементы других типов речи; каково их назначение;
6) назовите средства связи слов и частей текста.
2. Охарактеризуйте языковые средства:
1) найдите типичные средства (определения, синонимы определений, неполные предложения, назывные предложения и т.д.);
2) найдите нетрадиционные, особенные языковые средства.
3. Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).
Повествование — текст, где изображение событий или явлений совершается не одновременно, а друг за другом.
Схема построения повествовательного текста:
1. Сообщение о месте и времени действия.
2. Сообщение о действующем лице.
3. Действия, их особенности и порядок.
4. Указание на завершение действия.
5. Вывод.
Анализ текста-повествования:
1) назовите главные особенности данного типа речи; наличие/отсутствие диалога;
2) определите стиль речи;
3) назовите жанр (рассказ, повесть и т.д.);
4) укажите тему;
5) определите основную мысль;
6) определите, от какого лица ведётся повествование;
7) назовите основные действия и порядок их указания;
8) выделите основные части текста (план);
9) найдите окончание текста, его особенности (нейтральное указание на последнее действие? вывод? призыв к размышлению?);
10) охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей текста;
11) объясните особенности использования языковых средств;
12) составьте заключение по характеристике текста.
Рассуждение — текст, где даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию.
Схема построения текста-рассуждения:
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы.
4. Вывод, к которому пришёл автор рассуждения.
Анализ текста-рассуждения:
1. Рассмотрите структуру текста:
1) выделите части текста; как они связаны; какие средства связи использованы;
2) найдите введение, определите его назначение;
3) выделите тезис, охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки;
4) найдите доказательства, определите, достаточно ли их, что они представляют собой (суждения, умозаключения, факты);
5) рассмотрите вывод (формулировка, соответствие тезису);
6) охарактеризуйте заглавие текста; соответствует ли оно стилю и типу речи?
2. Рассмотрите языковые средства (каковы особенности лексических и грамматических средств (термины, вопросительные и восклицательные предложения, сложные предложения и др.))?
3. Сделайте общий вывод по анализу текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...