«Семантика слова. Прямое и переносное значение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме"Семантика слова. Прямое и переносное значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.odt | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Урок усвоения нового материала
«Семантика слова. Прямое и переносное значение»
(6 класс)
По учебнику М.Т.Баранова
Подготовила:
Куксова Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Тамбов
2015 год
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: Русский язык
Класс 6
Тема урока: «Семантика слова. Прямое и переносное значение».
Куксова Олеся Анатольевна
- Тип урока :урок изучения нового материала.
- Цель: создание условий для совместной познавательной деятельности в процессе изучения материала по теме, в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи
- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;
-- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;
- закрепить правописание;
- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»
- развивать умение правильно строить устный ответ;
- формировать и воспитать аккуратность, внимание и взаимопомощь
УУД
Познавательные- уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения, сравнивать полученные результаты.
Коммуникативные- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненного действия; слушать в соответствии с целевой установкой;
Регулятивные- формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера; владеть элементами коммуникативной рефлексии
Прогнозируемые результаты
1личностные - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова; развивать навыки работы в группе.
1- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
2- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
3-сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
4-освоить правила поведения при работе в малых группах;
5-способность вести диалог, достигать взаимопонимания
2 предметные
1 знать понятия «семантика», «прямое» и «переносное» значение слова;
2 формировать умение применять на практике полученные знания
- метапредметные
- уметь принимать и сохранять цель урока;
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;
3 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ ):УМК под редакцией М.Т. Баранова, презентация, заготовки схем, толковые словари С.И. Ожегова, «Словарь –справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя.
Структура и ход урока | ||||
Этап урока | ИКТ оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Психологический настрой детей на урок. -Посмотрите на экран. Мы видим изображения радуги, весеннего дождя, различные весенние краски. Но сегодня мы постараемся увидеть радужную палитру не природы, а русского языка, ощутим его богатство, откроем некоторые загадки. Пожелаем друг другу успехов на нашем уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | |
Ι Ι. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели | Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется… Словарный состав языка называется … То, что обозначает слово, называется… Слово, имеющее одно лексическое значение, называется… Слово, имеющее два и более значений, называется… Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… 1.Послушайте стихотворение Лапки Что лапки разные бывают, На свете все про это знают. Лапки с копытцами – у олененка, В «тапочках» серых – у Тишки-котенка. Лапки пушистые есть у собачек, Ежик свои – под колючками прячет. Только у елки особые лапки, Их в Новый год украшают ребятки. Елки в игрушках, увита дождем. Мы Деда Мороза с подарками ждем.
Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно-орфографическая работа Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока Запись темы «Семантика. Прямое и переносное значение слова». А что такое семантика? Слово нам незнакомое. Что нужно сделать, чтобы понять его значение? Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы, которые представлены на слайде. Пять рабочих ставят дом. | Пишут терминологический диктант Проверяют записанные термины Слушают стихотворение, отвечают на вопрос формулируют тему урока. Запись темы урока Формулируют цель урока Учащиеся находят в « Словаре-справочнике лингвистических терминов» значение слова «семантика». Записывают в словарь в раздел «Новые слова». | Самоопределение, личностные: смыслообразование регулятивные: Целеполагание коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Определение темы и учебной цели в результате исследования УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание Коллективное добывание знаний Коммуникативные: формулирование темы; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации | |
2.Усвоение новых знаний. | Слайд5 Слайд 6 |
Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения. Заполнение схемы Значение слова ззначение сл | Отвечают на вопрос Работают с материалами учебника Заполняют схему | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Познавательные: добывание знаний в ходе чтения теоретического материала Коммуникативные: развивать умения применять новые знания; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения Регулятивные Решение проблемной ситуации Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения |
3.Первичное закрепление знаний. 4.Закрепление | Работа в группах. 1.Каждая группа получает лист со схемой, которую надо заполнить. №1:слово «бросить», №2:слово: «спросить», №3:слово «беда» №4:слово «настоящий» №5:слово «верный». Найдите в толковом словаре своё слово и рядом с каждым предложением выпишите то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте. 2. Работа с литературоведческими терминами Слово учителя. На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выпишите из него эпитеты, метафоры, олицетворения. Ж_ла белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не б_сп_коил. Сп_ла она на ветк_ большой ел_. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Пр_шло время. У нее по_вились б_льчата. Теперь белка никуда от них не ух_дила. | Работают со словарем Распределяют слова Осмысление теоретического материала Работают с изобразительно-выразительными средствами Выполняют задание Самостоятельно выполняют задание | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное) коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Коммуникативные: формирование навыка работы в парах Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р) Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся); Познавательные(осмысление полученных сведений) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Познавательные (осмысление полученных сведений) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Познавательные: употребление языковых понятий, Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
ν Рефлексия | Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Слово имеет …… и …. значение Перенос названия происходит, если…. Заполните анкеты, продолжив фразу:
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | Продолжают фразу. Подведение итогов в ходе заполнения анкеты Оценивают свою работу | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. | |
νΙ Домашнее задание. |
| Запись учащимися задания дневники. |
ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).
Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...