Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Макарцева Светлана Владимировна

 

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. 

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей (как?)
  • практические занятия по формированию необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_urok_v_5_klasse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок в 5 классе.

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Учитель: Макарцева С.В.

УЭ-0

2 минуты

Интегрирующая цель:

  1. Определить уровень знаний по теме «Лексика»; систематизировать знания о лексическом значении слов.
  2. Повторить материал об однозначных и многозначных словах, в прямом и переносном значении слов.
  3. Развить навык использования слов в различных значениях.

УЭ-1

12 минут

Цель: Определить уровень знаний по теме «Лексика»

  1. Запишите в тетрадях дату, тему «Лексика».
  2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его.

Работайте самостоятельно в тетради.

Проверочная работа по теме «Лексика».

  1. Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии?
  2. Можно ли сказать, что лексическое значение слова является главным?
  3. Что включает в себя грамматическое значение слова?
  4. Какие слова называют многозначными?
  5. Как иначе называется многозначность?
  6. На чем основаны переносные значения?
  7. Как называются слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях?

Ключ.

  1. Лексикология.
  2. Да.
  3. Число, падеж, лицо, время (изучает морфология).
  4. Слова, имеющие несколько лексических значений (2 и более), называются многозначными.
  5. Способность слова употребляться в нескольких значениях называется многозначностью или полисемией (от греческого «поли» - много и «сема» - знак)
  6. По сходству.
  7. Тропы (от греческого «тропос» - образное выражение, оборот).

Самопроверка.

Критерии оценки.

Оценку поставьте в оценочный лист

Количество правильных ответов

Оценка

7 заданий

5-6 заданий

4 задания

3 и менее

5

4

3

2

УЭ-2

20 минут

Цель: Систематизировать знания об однозначности и многозначности слов, о прямом и переносном значении.

  1. Работая парами, прочитайте теорию и расскажите друг другу.
  2. Выполните письменную работу.

Теория.

Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении. Нередко уже имеющиеся слова используются для названия других предметов, признаков действий. Например, цвет золота переносится на цвет волос: «золотые волосы», т.е. похожие цветом на золото. Переносные значения часто основываются на сходстве. Так на основании сходства по форме одним словом названы яблоко (плод) и яблоко (глазное), иголка (швейная) и иголка (хвойного дерева), колокольчик (металлический) и колокольчик (цветок). Возможен такой перенос значения слов: зеленый (плод) и зеленый (юноша); быстрая (река) и быстрый (ум); злой (человек) и злой (ветер); холодный (чай) и холодный (взгляд); теплый (костюм) и теплый (прием).

Работа в парах.

Письменная работа

  1. Запишите прилагательные: черный, черствый, жесткий.

Запишите примеры словосочетаний, где                 слова употребляются в прямом и переносном значении.

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Какой участок – землистый или земельный?
  2. Ученик понятливый или понятный?
  3. Местность песочная или песчаная?

Сделай вывод о важности понимания значения слова и его правильного употребления.

Самостоятельная работа и взаимопроверка

Ключ

  1. Черный цвет – черный день.

Черствый хлеб – черствый человек.

Жесткий диван – жесткое правило.

  1. 1. Земельный

2. Понятливый

3. Песчаная.

Критерии оценки

Оценку поставьте в оценочный лист

Количество правильных ответов

Оценка

2 задания

1,5 задания

1 задание

5

4

3

УЭ-3

10 минут

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цели урока (УЭ-0)
  2. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?
  3. Как бы вы оценили результаты свой работы на уроке:

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимая мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял.

Оценку (соответствующую букву) поставьте в графу УЭ-3. Самооценка.

Фамилия, имя ученика

УЭ-1

п/р

УЭ-2

теория

УЭ-2

Письменная работа

УЭ-3

Самооценка

Итог

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...