Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф « Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А.Н.Толстой.
Цели урока: сформировать понятие о многозначных и однозначных словах, о словах с прямым и переносным значением; познакомить учащихся с этимологическим словарем; продолжить использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся.
Полисемия от греч. poly - много и sema - значение.
Ворона и рак
Этимологический словарь
ровня ровесник
рове сн ик , но свер стн ик
Смотреть волком
А в каких случаях о человеке говорят КОЛОБОК?
Итоги урока Что узнали сегодня на уроке? С каким словарём сегодня познакомились и что можно узнать с его помощью ? Почему образы животных в сказках приобретают переносное значение?
Изображения взяты с сайтов: http://www.videoinet.ru http://www.bookshop.ua http://www.char.ru http://fotki.yandex.ru http://www.uralweb.ru
Предварительный просмотр:
Чернышова У.Н. и Коновалова А.Ю. Совместное творчество
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Тип урока: сдвоенный урок-исследование.
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Цель деятельности учителя: способствовать открытию знаний по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
Задачи урока
Образовательные:
- способствовать умению формулировать определение понятий;
- развить умение находить однозначные и многозначные слова в тексте;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- обобщение и систематизация знаний о лексике, изобразительно-выразительных средствах русского языка;
- работа с толковыми словарями разных авторов, в том числе обращение к электронным словарям и справочникам.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.
Оборудование: тексты, словари, в том числе электронные (с закладками), инструкции, памятки, ключевые слова на карточках;
- Интерактивная доска, ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные презентации к уроку, подготовленные учениками в группах самостоятельно
2 часа
Цель урока:
- сформировать понятие о многозначных и однозначных словах, о словах с прямым и переносным значением;
- познакомить учащихся с этимологическим словарем;
- продолжить использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся;
- продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста.
Задачи урока:
Обучающие: учить различать значения многозначных слов в контексте; учить различать прямое и переносное значение слов в контексте;
Развивающие: продолжить развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, пополнять словарный запас учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым и этимологическим словарями, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы, способствовать развитию умения работать с текстом.
Воспитывающая: прививать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке сказок. Воспитание чуткого, бережного отношения к слову, как духовному и культурному наследию русского народа.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, карточки, Толковый словарь С.И. Ожегова, Этимологический словарь М. Фасмера
Ход урока.
(Слайд 1) Тема урока
Эпиграф: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
А.Н. Толстой.
- Слово учителя.
- Добрый день, дорогие мои сотрудники. Я не ошиблась, так обратившись к Вам. Только в сотрудничестве можно не только научиться писать без ошибок, но и научиться делать открытия, понять, почему многие писатели и поэты восхищаются красотой русского языка.
Беседа с классом.
- Давайте, обратим внимание на эпиграф нашего урока. Перед нами слова известного русского писателя Алексея Николаевича Толстого. (Слайд 2) (Читает учитель)
- Как вы думаете, в чем главный смысл слов Алексея Николаевича? (Сказка – это история, культура русского народа)
- А вам понятны слова А.Н. Толстого? Вы согласны с этим высказыванием А.Н.Толстого? Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого.
- Кстати, а что такое «энциклопедия»? (Научное справочное издание.)
- Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на предыдущем уроке? (Лексика. Слово и его лексическое значение.)
- Молодцы. А какой сказочный персонаж помогал нам? (Колобок)
- Хорошо! Так чему же мы научились на предыдущем уроке? (Мы научились различать лексическое и грамматическое значения слова, работать с толковым словарем)
- Сегодня у нас очень необычный урок. Ну, во-первых, сегодня у вас сдвоенный урок русского языка. Два урока объединены в один темой "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов". Видите, какая ответственная работа ждёт вас. А во-вторых, ребята, сегодня у нас урок-исследование. Как вы думаете, что значит исследовать? (выслушаем мнения ребят)
- Каждый раз, когда учитель идёт на урок, он ставит перед собой цель. Как вы думаете, какую цель я поставила перед собой сегодня? (обсуждение)
- Давайте сверим с тем, что я написала для себя: (Слайд 3)
- сформировать понятие о многозначных и однозначных словах, о словах с прямым и переносным значением;
- познакомить учащихся с этимологическим словарем;
- продолжить использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся;
- продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста.
- Всё ли вам понятно?
- А ведь и вы, ребята, каждый раз с какой-то целью идёте на урок русского языка. Какие же цели поставите сегодня вы перед собой? Что вы будете исследовать? (Узнать, что такое многозначные и однозначные слова, что такое прямое и переносное значение слов, какие слова имеют прямое, а какие – переносное значение, работать со словарями и т.д. С помощью учителя ребята приходят к выводу: раз мы снова говорим о сказке, а урок-исследование, значит будем исследовать лексику сказок.)
- Хорошо, а чтобы не забыть эти цели, запишем их на доске. В конце урока мы обязательно сверим, получили ли мы то, что хотели. (Записывает ученик)
А в тетрадях запишите, пожалуйста, тему урока. Но пока запишите только «Однозначные и многозначные слова». А вторая часть пока останется секретной.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте еще раз вспомним, что такое ЛЕКСИКА? (Все слова русского языка)
- То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
- Словарь, по которому мы можем определить лексическое значение слова, называется…(Толковый словарь)
- Молодцы. Теперь посмотрим, как вы справились кроссвордом. Были ли какие-нибудь трудности? (Можно пройти посмотреть тетради)
- С домашним заданием вы справились. А оценки я поставлю, когда буду проверять ваши тетради.
3. Открытие новых знаний.
1. Словарная работа.
- Итак, первый наш шаг – понять, какие слова мы будем называть однозначными, какие –многозначными. Есть какие-нибудь предположения? (Учитель выслушивает ребят, но пока никаких выводов не делает).
- Чтобы проверить ваши предположения, давайте снова обратимся к нашим сказкам.
- Вспомним, о каких сказочных персонажах мы говорили на предыдущем уроке? (О персонажах сказки «Колобок»)
- Запишем слово СКАЗКА1 на доске и в тетради. Сделаем фонетический разбор этого слова. (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради)
- А как вы думаете, есть ли слово сказка в словаре? Давайте найдем это слово. (Работа со словарем)
- Посмотрим, как построена словарная статья. Что стоит на первом месте? Вначале словарной статьи стоит заглавное слово. Далее идет толкование всех возможных значений этого слова, которые нумеруются по порядку.(статья из словаря С.И. Ожегова)
СКАЗКА1, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.). 3. сказка. Тоже, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни в сказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. II уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил.сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои. |
- Понаблюдайте, уважаемые сотрудники, за тем, как написана словарная статья к слову СКАЗКА. Как вы думаете однозначное или многозначное слово сказка? (обсуждение в форме полилога).
- Мне было чрезвычайно интересно выслушать ваши наблюдения. Но давайте обратимся к нашему учебнику. Посмотрим, что же там говорится об однозначных и многозначных словах.
- Выполним упр. № 330, 331 (на однозначность-многозначность).
Работа в группах
- Итак, мы посмотрели, как построена статья в толковом словаре. Закроем словари и учебники. Не забывайте, что мы тоже с вами исследователи. Пока мы наблюдали, исследовали толковые словари, составленные учёными – лексикографами, работали с упражнениями, которые тоже готовили учёные. Теперь, представим, что мы лингвисты и попробуем сами составить подобные статьи. Для этого разделимся на 4 группы (равные по количеству участников).
- Итак, катится наш Колобок по лесу, по полю, катится через века и года, чтобы рассказать нам много интересного.
- Вспомним, какие сказочные животные встречались на пути Колобка? (каждая группа называет по одному животному: ВОЛК, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ)
- Вот для этих слов вы и попробуете составить словарную статью. (3-4 минуты)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. У какой группы получилась словарная статья, наиболее приближенная к толковому словарю, сравним. (Работа со словарем)
- Все молодцы, но особенно точной статья получилась у … группы.
Гимнастика для глаз
- Посмотрим на самую дальнюю точку из окошка: вооон отттуда покатится Колобок, а теперь на самую верхушку ближайшего дерева за окном, а теперь на кончик своего носа. И снова на опушку, снова на верхушку, на ближний лесок, на свой носок.
4. Работа над темой урока.
- Скажите, однозначны или многозначны слова, с которыми вы работали?
- Давайте проверим по толковому словарю.
- Как вы думаете, почему у слова появилось несколько значений.
- Обратимся к теме нашего урока. Как она звучит? (Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов).
- А что вы сегодня узнали об однозначных и многозначных словах? Как вы понимаете выражение «многозначное слово»? (Слово, которое имеет два и более значений)
- Большинство слов в русском языке многозначно. И в этом его богатство, гибкость и неограниченные возможности выразительности. Запомните это, ребята! А почему у слов появилось несколько значений? (обсуждение)
- В каждом языке появляются новые слова, однако этот процесс не может продолжаться до бесконечности. Если слов будет слишком много, то люди просто не смогут все их запомнить. Поэтому очень давно одному слову стали давать не одно, а несколько значений. Такое явление назвали ПОЛИСЕМИЕЙ - от греч. poly- много и sema - значение. (Слайд 4)
- С каким многозначным словом мы с вами уже встретились сегодня на уроке? (Сказка)
- Правильно! Давайте вспомним, сколько значений у слова СКАЗКА?
(1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь 3. сказка. Тоже, что чудо.)
- Молодцы! Мы насчитали три значения слова СКАЗКА. Как вы думаете, связаны ли чем-нибудь эти значения? (обсуждение)
- Верно! Многозначные слова образуют своего рода «гнездо», где все значения слова связаны между собой чем-то общим, например сходством по форме, внешнему виду, цвету, положению, функции. Название одного понятия как бы перенесено на другое.
- Но бывает и так, что, оторвавшись от своих «корней», значения образуют свои «гнезда» и начинают жить своей, самостоятельной жизнью. Найдем в словаре слово СКАЗКА с другим значением.
Работа со словарем
СКАЗКА2, -и, ж. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии). |
- Как вы понимаете, это значение никак не связано со СКАЗКОЙ в нашем привычном понимании этого слова. Краткий исторический экскурс.
Слова подать, подушной, ревизская сказка ушли из нашей речи, но живут в словарях. Как вы думаете почему? (Потому что это - история русского народа, и мы должны ее знать)
- А теперь вернёмся к сказочным персонажам и вашим словарным статьям. Итак, мы выяснили, что слова волк, медведь, заяц, лиса в толковых словарях имеют пометки «перен». Как вы думаете, что это значит? Понаблюдайте за словарными статьями. Какое из значений прямое, какое переносное.
Слово учителя.
- Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Первое значение всегда является прямым, остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Например, слово «воет» обозначает звуки, производимые волком: Волк воет. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, например: Ветер воет.
Работа с учебником.
- Почитаем об этом в учебнике. § 65. (Чтение статьи учебника «Прямое и переносное значение слова»)
- Вы никогда не задумывались о том, почему в сказках очень часто главными или второстепенными персонажами являются животные? (За образами животных скрываются известные человеческие пороки и недостатки)
- Слова и выражения, употребленные в переносном значении называются ТРОПАМИ. Среди тропов выделяют ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТ, МЕТАФОРУ, СРАВНЕНИЕ и др. (Записать в словарь-справочник)
- С эпитетами мы уже знакомы. На уроках литературы и уроках развития речи мы неоднократно обращались к ним в портретных зарисовках. Об олицетворениях и метафорах мы поговорим позже. А давайте подумаем, как образовались сравнения. Как мы переносим человеческие качества на животных: хитрый, как лиса. Трусливый, как заяц. Проследим на примере.
Работа с текстом.
Перед каждым из вас лежит карточка. Подпишите карточку. Посмотрите на неё и послушайте. (Читает учитель)
Карточка
Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползет — хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне: — Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать — славные были люди! — Угу! — ответила ворона, не раскрывая рта. — И братьев и сестер твоих знаю: что за добрые были люди! — Угу! — Да все же хоть ани и харошие люди, а тибе не ровня. Мне сдается, что разумнее тибя никаво нет на свете. Понравились эти речи вороне; каркнула она во весь рот и упустила рака в море. |
- Мы уже неоднократно обращались к тексту. Вспомните, с чего начинается работа с текстом? (Нужно доказать, что это текст)
- Ребята, докажите, что перед вами текст. (Предложения связаны между собой по смыслу и расположены в определенной последовательности)
- Если это текст, мы должны определить стиль текста. К какому стилю относится этот текст? (Этот текст относится к художественному стилю, близок также разговорному)
- Молодцы! Можно ли назвать этот текст сказкой?
- Что мы делаем дальше? Мы должны озаглавить текст, если заглавия нет.
- Как бы вы озаглавили эту сказку? (Ворона и рак) (Слайд 5)
- Не напоминает ли Вам эта сказка какую-нибудь историю? (Напоминает басню И.А. Крылова «Ворона и лисица»)
- А у сказки одно значение или несколько? (У сказки несколько значений)
- Что мы делаем дальше? ( А дальше мы определяем основную мысль текста, а ещё доказываем, что слова в тексте связаны лексически и грамматически)
- Какова же основная мысль этой сказки? (осуждается глупая, податливая на лесть Ворона, хитрый рак)
- Верно. Вы молодцы. А теперь докажите, что слова в тексте связаны лексически и грамматически.
(Предложения как бы цепляются одно за другое, мысль развивается последовательно, в предложениях употреблены глаголы одного вида и одного времени, есть местоименная замена и др.)
- Какой ещё очень важный пункт мы должны учитывать? (Ни один текст не может быть гармоничным, если в нём пропущены или неправильно употреблены буквы или знаки препинания)
Работа с карточкой
- Исправьте, пожалуйста, ошибки, допущенные в одном из предложений.
- Хорошо. А теперь подчеркните прямо в карточке 4 глагола прошедшего времени и 4 глагола настоящего времени. Обозначьте время. (Самостоятельная работа)
- Найдем в тексте выделенное слово «ДОБРЫЕ». Перед нами стоит задача: узнать однозначное или многозначное это слово? В каком значении оно употреблено в этом тексте - в прямом или переносном? Для того чтобы узнать это наверняка, заглянем в толковый словарь.
ДОБРЫЙ, -ая, -ое; добр, добра, добро, добры и добры. 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. 2. Несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. 3. Хороший, нравственный. Добрые дела, 4. Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой д. знакомый. 5. Хороший, отличный. В добром здоровье кто-н. (вполне здоров). Д. конь. Д. товар. Д. молодец. Добрая традиция. Доброе старое время (о прошлом; ирон.). Оставить по себе добрую память. 6. Безукоризненный, честный. Доброе имя. 7. Действительно такой большой, не меньший, чем то, что указывается существительным или числительным (разг.). Осталось добрых десять километров. Съел добрых полбуханки. * Будьте добры, будь добр - 1) форма вежливого обращения с просьбой. Будьте добры, позвоните позже; 2) выражение подчеркнутого и настойчивого требования. Будь добр, оставь меня в покое. Доброго здоровья - приветствие при прощании с пожеланием благополучия. В добрый час! - пожелание удачи. В добрый путь - пожелание отъезжающему, а также (перен.) пожелание успеха в каком-н. начинании. Добрый малый (разг.) - о неплохом человеке. Добрый день (вечер), доброе утро - приветствие при встрече. Люди доброй воли (высок.) - честные, прямые люди, искренне стремящиеся к миру, к благу народа. По доброй воле - без принуждения, по своему желанию. Чего доброго, вводн. сл. (разг.) - возможно, пожалуй (при ожидании неприятного). Еще, чего доброго, явится с визитом. II сущ. доброта, -ы, ж. (к 1 знач.). |
- Итак, сколько значений у слова «ДОБРЫЕ»? (7 значений)
- В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (В прямом: «Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества»)
Физминутка
- А теперь, немного взбодримся. Я буду называть слова с прямым или переносным значением. Если слово употреблено в прямом значении - вы сидите на месте, если в переносном – встаете.
золотое сердце; золотая голова; золотое кольцо; красна девица, красное платье; волчий хвост; волчий нрав; медвежья берлога, медвежья услуга; сердитая зима; сердитый отец.
5. Составление словарной статьи. Закрепление.
- Молодцы! С этой работой вы справились. Теперь у вас другая очень важная задача. Разделимся на 3 группы по 5 человек. Каждая группа возьмет по одному слову и попробует составить словарную статью (2-4 мин.)
СЛАВНЫЕ ЗАКУСИТЬ ПРОПАДАТЬ
- Сверим с толковыми словарями. Все молодцы, но лучше всех справились с этой работой….
Работа со словарем.
- Как вы понимаете «НЕ РОВНЯ»? Выясним лексическое значение слова РОВНЯ.
РОВНЯ, и, муж. и жен. (прост.). Человек, равный другому, равноценный с другим. Р. ли он тебе? (т. е. он тебе неровня). |
- Сколько значений у этого слова? (Одно)
- Верно. Значит, это слово однозначное и имеет только прямое значение «Человек, равный другому, равноценный с другим».
Работа с этимологическим словарем. (Слайд 6)
- Первичное прямое значение иногда может быть восстановлено лишь при изучении истории слова.
Есть словари, которые могут открыть тайну происхождения если не всех, то очень многих слов. Такие словари называются ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМИ.
- Перед вами два слова РОВНЯ и РОВЕСНИК. (Слайд 7)
- Все вы ровесники, у вас одинаковый возраст, одинаковые интересы. А как вы думаете, что общего у этих слов? (Это однокоренные слова)
- Выделим корень (работа у доски)
РОВНЯ РОВЕСНИК
- Хорошо. Посмотрим слово РОВЕСНИК в «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера. Каково происхождение этого слова?
рове́сник чеш. rovesník – то же, польск. rowieśny "одного возраста". От ро́вный; производное от основы на -еs- (*orves-), едва ли однородно по образованию с лит. формой сравн. степ. gerẽsnis "лучший" (Отрембский, RS 13, 73). |
- Теперь найдите в словаре слово СВЕРСТНИК
све́рстник др.-русск. съвьрстьникъ, съвьрстьнъ "одного возраста", съвьрсть (прилаг.) – то же, сущ. – "одинаковый возраст, пара". Связано с верста́ (см.), др.-русск. вьрста "возраст", ст.-слав. връста ἡλικία (Супр.); см. Покровский, Symb. Rozwadowski I, 225; Траутман, ВSW 355; Френкель, IF 40, 93. Ср. словен. vȓst, род. -ȋ ж. "ряд, вид, возраст", др.-инд. vr̥ttíṣ ж. "способ, сущность, природа, род"; см. Бругман, Grdr. 2, I, 431. |
- Итак, мы выяснили значение и происхождение слов РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК. Что общего в значении этих слов? (Они обозначают равенство в возрасте)
(Слайд 8)
- Обратим внимание на правописание этих слов: РОВЕСНИК, но СВЕРСТНИК
- Сколько значений у каждого из этих слов? (У этих слов по одному значению)
- Верно. В каком значении обычно употребляются эти слова: в прямом или переносном? (В прямом значении)
- Итак, мы выяснили, что часто в переносном значении употребляются названия животных: зайцем называют трусишку, лисой — хитрого человека, ослом или бараном — глупого, медведем или слоном — неуклюжего, львом, — смелого, отважного. А что означает выражение СМОТРЕТЬ ВОЛКОМ? (Слайд 9) (Значит - относиться недоброжелательно)
- Будет ли переносным такое толкование этого выражения? (Да)
- Попробуйте самостоятельно составить с этим словосочетанием небольшое предложение.
- Посмотрим, что у вас получилось. (2-3 ученика читают свои предложения)
- Молодцы! Особенно мне понравилось предложение, которое составил…
- Какие еще выражения вы можете вспомнить, в которых животные упоминались бы в переносном значении? (Ну, ты и заяц – о трусливом человеке (лиса – о хитром, медведь – о неуклюжем)
- Хорошо. А в каких случаях о человеке говорят КОЛОБОК? (Слайд 10)
(Когда человек очень полный)
6. Итоги урока.
- Итак, вспомним, какие цели вы ставили перед собой вначале урока? Для этого посмотрим на доску. (Обсуждение)
- Что Вы узнали сегодня на уроке? (Что слова бывают однозначные и многозначные, с прямым и переносным значением)
- С каким видом словаря вы сегодня познакомились и что с помощью него можно узнать?
(Мы познакомились с этимологическим словарем, с помощью которого можно узнать о происхождении слов и найти родственные слова)
- Почему образы животных, героев сказок, приобретают переносное значение? (За образами животных скрываются человеческие качества)
- Какую роль играют сравнения в русском языке?
- Вы сегодня проделали очень большую и сложную работу. Потрудились все, но особенно хорошо работали….
Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
- Повторить § 64, 65.
- Индивидуальное задание (для «сильных» учеников):
- Найти в словаре 2-3 слова с переносными значениями и составить с ними 3-4 отдельных предложения или текст.
- Подготовить сообщение по этимологическому словарю: волк, заяц, лиса, медведь.
3.Остальным - выполнить упражнение № 342
Рефлексия.
Понравилось ли вам сегодня выступать в роли исследователей? Какие открытия вы сделали для себя? О чём ещё хотели бы узнать?
ДОБРЫЙ
ДОБРЫЙ, -ая, -ое; добр, добра, добро, добры и добры. 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. 2. Несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. 3. Хороший, нравственный. Добрые дела, 4. Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой д. знакомый. 5. Хороший, отличный. В добром здоровье кто-н. (вполне здоров). Д. конь. Д. товар. Д. молодец. Добрая традиция. Доброе старое время (о прошлом; ирон.). Оставить по себе добрую память. 6. Безукоризненный, честный. Доброе имя. 7. Действительно такой большой, не меньший, чем то, что указывается существительным или числительным (разг.). Осталось добрых десять километров. Съел добрых полбуханки. * Будьте добры, будь добр - 1) форма вежливого обращения с просьбой. Будьте добры, позвоните позже; 2) выражение подчеркнутого и настойчивого требования. Будь добр, оставь меня в покое. Доброго здоровья - приветствие при прощании с пожеланием благополучия. В добрый час! - пожелание удачи. В добрый путь - пожелание отъезжающему, а также (перен.) пожелание успеха в каком-н. начинании. Добрый малый (разг.) - о неплохом человеке. Добрый день (вечер), доброе утро - приветствие при встрече. Люди доброй воли (высок.) - честные, прямые люди, искренне стремящиеся к миру, к благу народа. По доброй воле - без принуждения, по своему желанию. Чего доброго, вводн. сл. (разг.) - возможно, пожалуй (при ожидании неприятного).Еще, чего доброго, явится с визитом. II сущ. доброта, -ы, ж. (к 1 знач.).ДОБРЯК, -а, м. (разг.). Добрый человек. II ж. добрячка, -и. II прил.добряческий, -ая, -ое.
ВОЛК, -а, мн. -и, -ов, м. Хищное животное сем. псовых. Волка ноги кормят (посл.). С волками жить - по-волчьи выть (посл.). Валков бояться – в лес не ходить (посл.). Как волка ни корми, все в лес смотрит (посл.). Не первая волку зима (посл. о том, кому не впервой встречаться с трудностями, переносить тяготы). Голоден как в. (очень голоден). К волку в пасть лезть(перен.: общаясь с кем-н., подвергать себя явной опасности, неприятности; разг. неодобр.). Хоть волком вой (о состоянии тяжелой тоски или безвыходности; разг.). Валкам смотреть (смотреть угрюмо, враждебно). *Морской волк - старый, опытный моряк. II уменьш.- ласк. волчок, -чка, м. и волчишка, -и, м. II прил. волчий, -ья, -ье. Волчье логово. Волчья стая. Волчья яма (яма для ловли волков; также перен.: глубокая яма как препятствие для наступающего противника). В. аппетит (очень сильный). * Волчий закон -беззаконие, опирающееся на грубую силу. Волчий паспорт или билет - в царской России: документ с отметкой о политической неблагонадежности. Волчьи ягоды -кустарник с ядовитыми красными ягодами, а также сами ягоды.
ЗА́ЯЦ, зайца, м.
1. Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами, а также мех его. Труслив как з. З.-беляк. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь (посл.).
2. Безбилетный пассажир, а также зритель, проникший куда-н. без билета (разг.). Ехать зайцем.
• Морской ~ млекопитающее сем. тюленей.
| уменьш.- ласк. зайка, -и, м. (к 1 знач.), заинька, -и, м. (к 1 знач.), зайчик, -а, м. (к 1 знач.) и зайчишка, -и, м. (к 1 знач.).
| прил. заячий, -ья, -ье (к 1 знач.). Заячья натура (перен.: трусливая). Заячья губа (природное ненормальное раздвоение верхней губы у человека).
МЕДВЕДЬ, -я, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться (посл.). Делить шкуру неубитого медведя (погов. о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых еще нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон.). М. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишен музыкального слуха; разг. шутл.). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). II прил. медвежий, -ья, -ье. Семейство медвежьих (сущ.).*Медвежий угол - захолустье. Медвежья болезнь (разг.) – расстройство кишечника при волнении, испуге. Медвежьи объятия (разг. шутл.) - тяжелые и неловкие. Медвежья услуга - неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.
ЛИСА, -ы, мн. лисы, лис, лисам, ж. 1. То же, что лисица. Серебристо-черная л. Хитрый как л. 2. перен. Хитрый, льстивый человек(разг.). Опять эта л. ко мне подъезжает с уговорами. 3. Замаскированный в лесу радиопередатчик, периодически подающий кратковременные сигналы (спец.).Охота на лис (спортивная радиопеленгация).* Лиса Патрикеевна - 1) лисица как персонаж русских народных сказок; 2) то же, что лиса (во 2 знач.). II уменьш.- ласк. лисонька, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. лисий, -ья, -ье (к 1знач.) и лисиный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).
1. http://slovarozhegova.ru
2. http://festival.1september.ru
3. http://www.examens.ru
4. http://lang.slovopedia.org.ua
5. http://mirslovarei.com
6. http://dic.academic.ru
7. http://repetitori.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"
Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).
Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....
- Мне нравится (1)