Второе склонение имен существительных в дательном падеже
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Осипова Надежда Васильевна

Ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков  правописания падежных окончаний имен существительных второго склонения в дательном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_os.n.vas_._12.03.docx116.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Республики  Марий Эл  «Нартасская школа-интернат»

«Второе склонение имен существительных

в дательном падеже»

Письмо и развитие речи в 5 классе

Разработала:

учитель русского языка  и чтения,

первая категория:  

Осипова  Н.В.

пос. Нартас

2020 г

Тема урока: «Второе склонение имен существительных  в дательном падеже»

Цель:

ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков  правописания падежных окончаний имен существительных второгосклонения в дательном падеже;

Задачи;

-закрепить  умения и навыки определения имен существительных в дательном  падеже по вопросам и предлогам;

-развивать орфографическую зоркость,умение планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-воспитывать  уважительноеотношение к одноклассникам,  стремление прийти на помощь товарищу;

-повышать  уровень  учебной мотивации;

Оборудование: учебник, компьютер, карточки, проектор,  рисунки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион

ный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Проверяет готовность класса к работе.

Доклад дежурного

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не хихихать,

Стул туда-сюда не двигать.

Педагога уважать, и соседу не мешать.

Приветствие: «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большего (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Подготовка класса к работе.

II.Актуализа-

ция знаний.

1.  Повторение ранее изученного материала об орфограммах

2. Каллиграфическая минутка

3.Повторение изученного материала об имени существитель

ном

-А начнем мы наш сегодняшний урок с повторения изученного.

- Мы продолжаем изучать русский язык. Прочитайте слова, записанные на доске:

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие. Слайд 1

- Какие из этих качеств нам не понадобятся на уроке? (стереть «эгоизм» и «лень»). Почему?Слайд 2.

Актуализация опорных знаний

- посмотрите, ребята, что произошло солнышком? (закрыла туча). Слайд 3.

- правильно. Солнце закрыли тучи. Для того, чтобы в нашем классе светило солнце, нам надо высушить капли дождя, а для этого выполним задания.

- Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? (имя существительное)

- Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.

-что такое имя существительное? (это - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

- какие бывают существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные). Приведите примеры.

-сколько чисел у имени существительного? (два: единственное и множественное)

- сколько родов у имени существительного? Какие? (М.р., Ж.р., Ср.р.).

Приведите примеры.

Молодцы!!

-Какие существительные относятся к первому склонению, ко второму, к третьему?

- откройте тетради.

- аккуратно запишите число, классная работа. Какое время года наступило?

 Какой месяц?

- Март

Грамматический разбор слова «март».

«Заморочки из бочки» Словарная работа.

- сейчас я загадаю вам слова, отгадки этих слов, являются словарными словами. Будьте внимательны при письме.

Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. (Космонавт)

Хвост ярким пламенем горит Она по воздуху летит.

Прощай любимая планета На Марс меня везёт (Ракета)

В самолете он летает,  Ездит в поезде, в трамвае. Чтобы быть им много лет,  Нужен не один билет! (Пассажир)

-какое правило встретилось в этом слове? (жи-ши)

- что берет с собой пассажир, отправляясь в дорогу? (багаж)

- запишите слова, определите падеж и склонение существительных.

- какие падежи существительных второго склонения изучили? (И.п., Р.п.)

- какое слово лишнее? (ракета)

-почему? (ж.р., 1 скл.)

- Послушаем стихи о И.п. и Р.п.

Учащиеся рассказывают стихи о падежах

III. Постановка учебной задачи

Цель:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдение,  метод проблемного обучения.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с падежом, про который герой стихотворения Георгия  Граубина Лежебокин сказал:

« Такой падеж… Я с детства не терплю:

Давать, Делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю».

Этот падеж не только не любит давать и делиться, но иногда этот падеж может быть очень добрым!

Послушаем стихотворение:

- Как вы думаете, о каком падеже идет речь?

-Молодцы!

4 слайд

Учащийся рассказывает стих о Д.п.

Речь идет о Д.п.

IV. Изучение новой темы

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Проблемный метод

Сегодня мы продолжим знакомство с дательным падежом, выполним следующее задание:

Послушайте стих:

Ты соседуулыбнись,

Солнышкуобрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!  

2. Как хорошо уметь читать!

Не надо к  брату приставать

5 слайд

На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

6 слайд

1.Найти главное слово

2.Задать вопрос от главного слова к существительному

3.По вопросу определить падеж

Улыбнись (кому?) соседу -  Д.п.

Обрадуйся (чему?) солнышку -  Д.п.

Протяни (кому?) другу - Д.п.

Приставать (к кому?) к брату

К, по , -

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Раз, два – выше голова

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть - всем присесть.

Семь, восемь – встать попросим.

Девять, десять – сядем вместе.

Дети показывают движения

V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Метод самостоятельной познавательной деятельности

Посмотрите, назовите названия профессий, которые изображены на кортиках (учитель, пекарь, клоун, летчик).7 слайд

-прочитайте словосочетания.

…-ясное небо.

…-запах хлеба.

…-больше улыбок.

….-меньше ошибок.

- допишите, кому что нужно (в тетрадях)

- назовите существительные, которые отвечают на вопрос кому? Укажите падеж. Выделите окончание.

- какие окончания имеют существительные второго склонения в дательном падеже.

Давайте сравним с правилом на стр.

Самостоятельно в тетрадях

Просмотр учителем работ учащихся

VI. Закрепление знаний

Цель: организация работы с учеб-никомс целью выявления уров-ня владения знаниями опадежах имени су-ществительного.

Работа с учебником

- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного»

Выполним упражнение:

Уражнение 308 стр. 195- данные сущ. поставить в дательном падеже. Выделить окончания, записать их с вопросами в два столбика.

Просмотр учителем работ  учащихся

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Прием

«Настроение»

Итак, наш урок подходит к концу.

Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

-А теперь обратите внимание, у вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки.8слайд

Если вам  было все понятно, то поднимите солнышко, если что-то оказалось непонятым, то тучку.

Выставление оценок.

Д.з : с.195, упр.309.

Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по,

слово-помощник – дать, подарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"

Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...

Падеж и склонение имен существительных. 5 класс

Материал содержит в себе презентацию и раздаточный материал к уроку...

Падеж и склонение имен существительных

Технологическая карта урока, 5 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....