Второе склонение имен существительных в дательном падеже
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков правописания падежных окончаний имен существительных второго склонения в дательном падеже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_os.n.vas_._12.03.docx | 116.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
«Второе склонение имен существительных
в дательном падеже»
Письмо и развитие речи в 5 классе
Разработала:
учитель русского языка и чтения,
первая категория:
Осипова Н.В.
пос. Нартас
2020 г
Тема урока: «Второе склонение имен существительных в дательном падеже»
Цель:
ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков правописания падежных окончаний имен существительных второгосклонения в дательном падеже;
Задачи;
-закрепить умения и навыки определения имен существительных в дательном падеже по вопросам и предлогам;
-развивать орфографическую зоркость,умение планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-воспитывать уважительноеотношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу;
-повышать уровень учебной мотивации;
Оборудование: учебник, компьютер, карточки, проектор, рисунки.
Технологическая карта урока
Этап урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организацион ный момент. Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. | Проверяет готовность класса к работе. Доклад дежурного -Громко прозвенел звонок. Начинается урок. На уроке не хихихать, Стул туда-сюда не двигать. Педагога уважать, и соседу не мешать. Приветствие: «Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: Желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большего (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). | Подготовка класса к работе. |
II.Актуализа- ция знаний. 1. Повторение ранее изученного материала об орфограммах 2. Каллиграфическая минутка 3.Повторение изученного материала об имени существитель ном | -А начнем мы наш сегодняшний урок с повторения изученного. - Мы продолжаем изучать русский язык. Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие. Слайд 1 - Какие из этих качеств нам не понадобятся на уроке? (стереть «эгоизм» и «лень»). Почему?Слайд 2. Актуализация опорных знаний - посмотрите, ребята, что произошло солнышком? (закрыла туча). Слайд 3. - правильно. Солнце закрыли тучи. Для того, чтобы в нашем классе светило солнце, нам надо высушить капли дождя, а для этого выполним задания. - Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? (имя существительное) - Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. -что такое имя существительное? (это - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) - какие бывают существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные). Приведите примеры. -сколько чисел у имени существительного? (два: единственное и множественное) - сколько родов у имени существительного? Какие? (М.р., Ж.р., Ср.р.). Приведите примеры. Молодцы!! -Какие существительные относятся к первому склонению, ко второму, к третьему? - откройте тетради. - аккуратно запишите число, классная работа. Какое время года наступило? Какой месяц? - Март Грамматический разбор слова «март». «Заморочки из бочки» Словарная работа. - сейчас я загадаю вам слова, отгадки этих слов, являются словарными словами. Будьте внимательны при письме. Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. (Космонавт) Хвост ярким пламенем горит Она по воздуху летит. Прощай любимая планета На Марс меня везёт (Ракета) В самолете он летает, Ездит в поезде, в трамвае. Чтобы быть им много лет, Нужен не один билет! (Пассажир) -какое правило встретилось в этом слове? (жи-ши) - что берет с собой пассажир, отправляясь в дорогу? (багаж) - запишите слова, определите падеж и склонение существительных. - какие падежи существительных второго склонения изучили? (И.п., Р.п.) - какое слово лишнее? (ракета) -почему? (ж.р., 1 скл.) - Послушаем стихи о И.п. и Р.п. | Учащиеся рассказывают стихи о падежах | |
III. Постановка учебной задачи Цель:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Наблюдение, метод проблемного обучения. | - Сегодня нам предстоит познакомиться с падежом, про который герой стихотворения Георгия Граубина Лежебокин сказал: « Такой падеж… Я с детства не терплю: Давать, Делиться чем-нибудь С друзьями не люблю». Этот падеж не только не любит давать и делиться, но иногда этот падеж может быть очень добрым! Послушаем стихотворение: - Как вы думаете, о каком падеже идет речь? -Молодцы! 4 слайд | Учащийся рассказывает стих о Д.п. Речь идет о Д.п. |
IV. Изучение новой темы Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала. | Наглядный метод. Фронтальная работа, работа в парах. Работа по алгоритму. Проблемный метод | Сегодня мы продолжим знакомство с дательным падежом, выполним следующее задание: Послушайте стих: Ты соседуулыбнись, Солнышкуобрадуйся, Руку другу протяни - Вот и замечательно! 2. Как хорошо уметь читать! Не надо к брату приставать… 5 слайд На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже? 6 слайд | 1.Найти главное слово 2.Задать вопрос от главного слова к существительному 3.По вопросу определить падеж Улыбнись (кому?) соседу - Д.п. Обрадуйся (чему?) солнышку - Д.п. Протяни (кому?) другу - Д.п. Приставать (к кому?) к брату К, по , - |
Физкультминутка | Здоровьесберегающие технологии | Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем, А потом развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Раз, два – выше голова Три, четыре – руки шире. Пять, шесть - всем присесть. Семь, восемь – встать попросим. Девять, десять – сядем вместе. | Дети показывают движения |
V. Первичное закрепление Цель: закрепление нового знания, способов действия. | Метод самостоятельной познавательной деятельности | Посмотрите, назовите названия профессий, которые изображены на кортиках (учитель, пекарь, клоун, летчик).7 слайд -прочитайте словосочетания. …-ясное небо. …-запах хлеба. …-больше улыбок. ….-меньше ошибок. - допишите, кому что нужно (в тетрадях) - назовите существительные, которые отвечают на вопрос кому? Укажите падеж. Выделите окончание. - какие окончания имеют существительные второго склонения в дательном падеже. Давайте сравним с правилом на стр. | Самостоятельно в тетрадях Просмотр учителем работ учащихся |
VI. Закрепление знаний Цель: организация работы с учеб-никомс целью выявления уров-ня владения знаниями опадежах имени су-ществительного. | Работа с учебником | - Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного» Выполним упражнение: Уражнение 308 стр. 195- данные сущ. поставить в дательном падеже. Выделить окончания, записать их с вопросами в два столбика. | Просмотр учителем работ учащихся |
VII. Рефлексия деятельности. Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков | Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке Прием «Настроение» | Итак, наш урок подходит к концу. Какой падеж мы изучали на сегодняшнем уроке? Что вы узнали о существительных в дательном падеже? -А теперь обратите внимание, у вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки.8слайд Если вам было все понятно, то поднимите солнышко, если что-то оказалось непонятым, то тучку. Выставление оценок. Д.з : с.195, упр.309. | Дательный падеж. Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"
Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...
Падеж и склонение имен существительных. 5 класс
Материал содержит в себе презентацию и раздаточный материал к уроку...
Падеж и склонение имен существительных
Технологическая карта урока, 5 класс...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Падеж и склонение имен существительных
презентация с заданиями...
Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....