Падеж и склонение имен существительных. 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит в себе презентацию и раздаточный материал к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezh_i_sklonenie_im.sushchestvitelnyh_5_kl.pptx | 1.68 МБ |
razd.material_na_okrytyy_urok.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении. Из норы добычи ждёт, Притаившись , серый… . Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от… . А теперь и за версту Не приблизится к… . Крыса старая – и та, Видя грозного… , Удерёт в нору, под дом, Чтоб не встретиться с… . Там сидит и в темноте Вспоминает о… .
Тема урока: « Падеж и склонение имен существительных» Цели? Задачи?
,.. . Эстонии-14 падежей а Финляндии - 15 А вот в Венгрии целых 22 В Дагестане - 50
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой . (мама-мам е -мам ой и т.д ) Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.
1 скл . 2скл. 3 скл .
1 скл . 2 скл . 3 скл . Брошюра Цифра Аллея Ветка Елка Тополь Цыган Луч Шалаш Циркуль Чувство Рожь Местность Смелость Ветвь Ель Взаимопроверка
Итог урока. м ы изучали… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу … д/з
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта.
- Задание (в группах)
Прочитайте словосочетания и распределите предлоги, которые относятся к нужному падежу.
Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, идти по дороге, стоять около берега, переходить через мост, стоять перед домом, найти на обочине, уехать без багажа, улететь в космос, стоять под зонтом, пойти по тропинке, купить картошку для мамы, стоять у магазина, сидеть ровно за столом, петь от радости, жить в чистоте, парить над морем, гулять до зари, играть с сестрой, подойти к берегу, зайти за дерево.
2.Задание. (парная работа)
Распредели слова по склонениям.
Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.
1 скл. | 2скл. | 3скл |
3.Рефлексия
? | Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
Диагностическая карта.
- Задание (в группах)
Прочитайте словосочетания и распределите предлоги, которые относятся к нужному падежу.
Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, идти по дороге, стоять около берега, переходить через мост, стоять перед домом, найти на обочине, уехать без багажа, улететь в космос, стоять под зонтом, пойти по тропинке, купить картошку для мамы, стоять у магазина, сидеть ровно за столом, петь от радости, жить в чистоте, парить над морем, гулять до зари, играть с сестрой, подойти к берегу, зайти за дерево.
2.Задание. (парная работа)
Распредели слова по склонениям.
Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.
1 скл. | 2скл. | 3скл |
Рефлексия
? | Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечает.
Оно имеет род, число.
И падежей различных шесть. И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)
1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)
2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)
3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)
4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите,
Как меня зовут?(Винительный падеж)
5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)
6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)
Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечает.
Оно имеет род, число.
И падежей различных шесть. И три склоненья тоже есть.
1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите?
3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.
4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите,
Как меня зовут?
5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.
6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
-щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… | щик/чик-ек/ик- 1.Камен… 2.Фонар… 3.Замоч.. 4.Нос.. 5.Дружоч… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Падеж и склонение имен существительных
Технологическая карта урока, 5 класс...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Падеж и склонение имен существительных
презентация с заданиями...
Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Второе склонение имен существительных в дательном падеже
Ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков правописания падежных окончаний имен существительных второго склонения в дательном падеже....
Урок-семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс
Урок-семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс...