Падеж и склонение имен существительных. 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему

Гогунокова Светлана Васильевна

Материал содержит в себе презентацию и раздаточный материал к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самопроверка. 1.камен ЩИК 2.фонар ЩИК 3.замо ЧЕК 4.нос ИК 5.дружоч ЕК Если п равильных ответов… 5- «5» 4- «4» 3- «3»

Слайд 2

Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении. Из норы добычи ждёт, Притаившись , серый… . Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от… . А теперь и за версту Не приблизится к… . Крыса старая – и та, Видя грозного… , Удерёт в нору, под дом, Чтоб не встретиться с… . Там сидит и в темноте Вспоминает о… .

Слайд 3

Тема урока: « Падеж и склонение имен существительных» Цели? Задачи?

Слайд 4

,.. . Эстонии-14 падежей а Финляндии - 15 А вот в Венгрии целых 22 В Дагестане - 50

Слайд 5

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой . (мама-мам е -мам ой и т.д ) Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

Слайд 7

1 скл . 2скл. 3 скл .

Слайд 8

1 скл . 2 скл . 3 скл . Брошюра Цифра Аллея Ветка Елка Тополь Цыган Луч Шалаш Циркуль Чувство Рожь Местность Смелость Ветвь Ель Взаимопроверка

Слайд 9

Итог урока. м ы изучали… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу … д/з



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта.

  1. Задание (в группах)

Прочитайте словосочетания и распределите предлоги, которые относятся к нужному падежу.

Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, идти по дороге, стоять около берега, переходить через мост, стоять перед домом, найти на обочине, уехать без багажа, улететь в космос, стоять под зонтом, пойти по тропинке, купить картошку для мамы, стоять у магазина, сидеть ровно за столом, петь от радости, жить в чистоте, парить над морем, гулять до зари, играть с сестрой,  подойти к берегу, зайти за дерево.

2.Задание. (парная работа)

Распредели слова по склонениям.

Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.

1 скл.

2скл.

3скл

3.Рефлексия

?

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился проверять чередующиеся звуки и  беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  распознавать чередующиеся  гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Диагностическая карта.

  1. Задание (в группах)

Прочитайте словосочетания и распределите предлоги, которые относятся к нужному падежу.

Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, идти по дороге, стоять около берега, переходить через мост, стоять перед домом, найти на обочине, уехать без багажа, улететь в космос, стоять под зонтом, пойти по тропинке, купить картошку для мамы, стоять у магазина, сидеть ровно за столом, петь от радости, жить в чистоте, парить над морем, гулять до зари, играть с сестрой,  подойти к берегу, зайти за дерево.

2.Задание. (парная работа)

Распредели слова по склонениям.

Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.

1 скл.

2скл.

3скл

Рефлексия

?

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился проверять чередующиеся звуки и  беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  распознавать чередующиеся  гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО?  отвечает.

Оно  имеет род, число.

И падежей различных шесть.                                                                                                       И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)

1)Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)

2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)

3)Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу,

Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)

4)Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра! Все это знают тут!                                                                                      А ну скорей скажите,

Как меня зовут?(Винительный падеж)

5)Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)

6)Мне без предлогов свет не мил.

Пусть будет "в", и "о", и "при" –

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)

Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО?  отвечает.

Оно  имеет род, число.

И падежей различных шесть.                                                                                                       И три склоненья тоже есть.

1)Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня скажите?

3)Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу,

Но и один гулять хожу.

4)Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра! Все это знают тут!                                                                                      А ну скорей скажите,

Как меня зовут?

5)Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

6)Мне без предлогов свет не мил.

Пусть будет "в", и "о", и "при" –

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

-щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…

щик/чик-ек/ик-

1.Камен…

2.Фонар…

3.Замоч..

4.Нос..

5.Дружоч…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Падеж и склонение имен существительных

Технологическая карта урока, 5 класс...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Второе склонение имен существительных в дательном падеже

Ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков  правописания падежных окончаний имен существительных второго склонения в дательном падеже....

Урок-семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс

Урок-семинар по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс...