Реализация коммуникативного компонента на уроках. Методический опыт
презентация к уроку
Реализация коммуникативного компонента в предмете «Русский язык»
в контексте подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_opyt_vladimirova.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация коммуникативного компонента в предмете «Русский язык» в контексте подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе.
В 2019 г. в российских школах ввели итоговое собеседование по русскому языку как форму допуска девятиклассников к ГИА Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.
Коммуникативные навыки – это способность человека посредством речи взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать.
В рамках реализации ФГОС в системе УУД особую значимость приобретают коммуникативные действия: правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи; правильно строить цепь логических рассуждений; свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; знать особенности диалогической и монологической речи; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные навыки Устные Письменные способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника, умение слушать своего оппонента. умение вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь.
Задачи моего самообразования: Изучить теоретические основы и нормативные документы проведения ИС-9. Провести анализ типичных ошибок экзаменуемых по итогам прошедшего ИС-9 13 февраля 2019 г Провести мониторинг методических разработок по подготовке выпускников к ИС-9. существующих на сегодняшний день. Пройти обучение на КПК по данной теме. 5. Разработать свой комплекс методических приемов и упражнений для подготовки своих выпускников к ИС-9 в рамках преподавания предмета «Русский язык»
Задача 1. Что планируется Что реализовано Изучить теоретическую основу и нормативные документы проведения ИС-9. Итоговое собеседование в 9 классе проводится на основании - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2017 № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2017 № 1205 «О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»;
Задача 1. Итоговое устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у обучающихся.
Цель ИС-9 - проверка коммуникативной компетенции девятиклассника. Современный мир предъявляет высокие требования к выпускнику школы: уметь быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. Именно поэтому уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
Задачи ИС-9: 1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение; 2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию; 3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе. Уровни сложности заданий ИС-9: Б – базовый.
Типы заданий. Предлагаемых на ИС в 2019 году: выразительное чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменатором-собеседником.
Где проблема? Задача 2. Провести анализ типичных ошибок экзаменуемых по итогам прошедшего ИС-9 13 февраля 2019 г При чтении текста самой распространенной ошибкой стало неверное прочтение имен собственных. Наибольшие затруднения вызвал у учащихся такой вид работы, как пересказ текста и построение монологической речи. При пересказе экзаменуемые меняли подробный пересказ на сжатый. Задание «включить в пересказ цитату» экзаменуемыми забывалось вообще или выполнялось не в полной мере. Выпускники чаще всего некорректно и не к месту вставляли цитату в текст, не очень умело используя способы цитирования, или воообще не вставляли высказывает к текст пересказа.
Возможное решение данных проблем. На заседании МО приняли решение обратить особое внимание на этот вид деятельности не только на уроках литературы, но и русского языка, а также на других предметах. Рекомендовать учителям-предметникам предусмотреть пересказ текста на своих уроках.
Задача 3. Что планируется Что реализовано Провести мониторинг методических разработок по подготовке выпускников к ИС-9. существующих на сегодняшний день. 1. ФИПИ. Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку – М., 2018 2. Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку-М.,ФИПИ , 2018 3. Г.Т. Егораева ОГЭ. Русский язык. Тренажер. Устное собеседование по русскому языку для выпускников основной школы –М., «Экзамен»,2018 4. И.П. Цыбулько , Т.Н. Малышева: ОГЭ-2018. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов – М.,2018 5. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка ».
Решение задачи 3. На данном этапе нет единого методического пособия по подготовке к итоговому собеседованию, также как и мало тщательно разработанных книг по этой теме. Все существующие и вышеназванные источники чаще всего носят рекомендательный характер. Безусловно, это связано с совсем недавним введением такой формы аттестации, и отсутствием опыта в проведении экзамена.
Задача 4. Что планируется Что реализовано Пройти обучение на курсах повышения квалификации по данной теме. АУ «институт развития образования» обучение по дополнительной профессиональной программе «Обучение экспертов по проверке итогового собеседования» 36 часов. (31.01.2019-06.02.2019г) Участие в методическом семинаре «Формирование способности к устной коммуникации: обзор проблем и эффективные практики подготовки » 6 часов (17.01.2019)
Действия для моей дальнейшей работы. План подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку. I.Отработка навыков выразительного чтения: 1Чтение текстов различных стилей и типов речи. 2.Орфоэпическая работа: запись предложенных слов с правильным ударением/произношением. I I.Отработка навыков пересказа текста и цитирования. Знать способы цитирования, отрабатывать навыки создания прямой и косвенной речи. I I I.Отработка навыков создания монологического высказывания 1. Развивать навык написания миниатюр на разные темы с учетом степени раскрытия темы, использования изобразительных средств, целей коммуникации. 2. Создавать письменные и устные высказывания на заданные темы (школа, хобби, спорт и т.п.) и заданного объёма (50-75 слов). IV.Отработка умений создавать диалогическую речь. 1. Развивать навык диалогического общения с учётом цели общения и правил речевого этикета. 2. Учить построению развернутых ответов на вопросы собеседника. V. 1.Проведение уроков развития речи, направленных на развитие умений передать свои мысли, чувства, передачу опыта в устной форме.
При подготовке ко 2 заданию (пересказ) особое внимание уделять способам цитирования (эта тема есть в КТП по русскому языку в 8 классе). Виды цитирования. 1 . Частичное . Используя этот вид, необходимо помнить, что нужно сохранить смысловую точность, нельзя «выдергивать» слова из контекста. Сокращать цитату, убирая лишние слова, можно, если это не исказит смысла высказывания. 2 . Полное. Использование высказывания целиком, без каких-либо изменений. Способы передачи чужой речи. 1 Предложения с прямой речью. 2.Предложения с косвенной речью. 3.Предложения с вводными словами.
Задача 5 (в процессе реализации) Речевые упражнения, которые можно применять на уроках русского языка для развития устной неподготовленной (спонтанной) речи. 1.Описать картину или карикатуру (эта упражнение проводится. Начиная с 1 класса, но нужно уделять ему особое внимание. Не просто сочинение по картине, а именно рассказ. Картины для описания брать разной тематики). 2.Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное 3. Описать предмет или явление двумя-тремя фразами. 4. Придумать заголовок, обосновав его выбор. 5.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные. 6.Расширить или сократить предложения или текст (хорошо использовать на уроках подготовки к изложению) 8.Прием ассоциаций на указанную тему ( «Любимая вид спорта», «Космос», «Музыка», «Семья», «Праздники» и т.д.). 9.Восстановить в пропущенные слова, опираясь на контекст. 10.Обоснование собственного суждения или отношения к фактам; 12.Охарактеризовать действующих лиц (место действия, эпоху и т.д.); 13. Оценить прослушанное и прочитанное. 14.Составление кратких объявлений и текстов открыток.
Итог. Проведение пробного экзамена в 8 классе в рамках промежуточной аттестации продемонстрирует, насколько верно решается проблема подготовки к итоговому собеседованию и что необходимо еще учесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация регионального компонента на уроках литературы
Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...
Реализация этнокультурного компонента на уроках английского языка через хакасские народные игры
Сопоставление Горских игр Шотландии и Хакасских народных игр....
Презентация на тему: "Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики"
Введение культурологического компонента математического образования требует и нестандартных подходов к формам урока. Встреча с культурой прошлого должна быть яркой, запоминающейся. О том, какие формы ...
Реализация регионального компонента на уроках английского языка (Методическая разработка)
Стандарты общего образования по иностранному языку предполагают изучение материала о родном городе, его истории, достопримечательностях, культуре, знаменитых людях. Данный урок является заключит...
«Реализация регионального компонента на уроках химии по теме: «НЕМЕТАЛЛЫ» 9 класс
Предлагаю вашему вниманию разработку, позволяющую дисперсно включить в уроки химии 9 класса конкретные вопросы регионального содержания, включая рассмотрение состава и нахождение полезных ископаемых н...
«Реализация регионального компонента на уроках химии по теме: «МЕТАЛЛЫ» 9 класс»
Предлагаю вашему вниманию разработку, позволяющую дисперсно включить в уроки химии 9 класса конкретные вопросы регионального содержания, включая рассмотрение состава и нахождение полезных ископаемых н...
Реализация культуроведческого компонента на уроках немецкого языка.
От умения учителя подобрать страноведческий материал, зависит качество обучения. Пособия и материалы на иностранном языке должны носить интересный, познавательный характер, содержать множество фотогра...