Реализация культуроведческого компонента на уроках немецкого языка.
статья

Иванова Татьяна Викторовна

От умения учителя подобрать страноведческий материал, зависит качество обучения. Пособия и материалы на иностранном языке должны носить интересный, познавательный характер, содержать множество фотографий, схем, подробные комментарии и тренировочные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_t.v.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Иванова

Реализация  культуроведческого  компонента  на уроках немецкого языка.

Из опыта работы.

В связи с новыми требованиями ФГОС ОО важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Большое значение приобретает  поиск наиболее эффективных методов и форм работы с обучающимися.Специфика предмета "Иностранный язык" предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией, т.е способностью общения на иностранном языке. Все это становится возможным, благодаря использованию культуроведческого компонента. Образовательная функция на уроках иностранного языка включает в себя: формирование социокультурной компетенции, что предполагает знакомство с культурой стран изучаемого языка (реалии, обычаи, традиции, история и т. п.), участие школьников в диалоге культур.

При овладении языком как средством общения у учащихся формируется коммуникативная компетенция, которая означает способность правильно использовать язык в разнообразных ситуациях общения. Коммуникативная компетенция выявляет уровень сформированности речевых навыков и умений применительно к различным сферам и ситуациям общения.

Коммуникативная компетенция состоит из ряда компонентов, в том числе из социокультурной компетенции, то есть способности применять знания о национально-культурных особенностях стран изучаемого языка, включая:

  • лингвострановедческие знания (фоновые знания, знание реалий страны изучаемого языка и безэквивалентной лексики, знание правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения);
  • страноведческие знания (знания о природно-климатических, экономических, общественно-политических и социальных особенностях страны изучаемого языка, основных этапах ее исторического и культурного развития);
  • культуроведческие знания (знания традиций, особенностей национального характера, быта, национальной психологии).

Введение культуроведческого  компонента на уроках ИЯ содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, а главное, повышает познавательную мотивацию. 

Исходя из этого, главным в работе учителя считаю моделирование процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь ученикам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда. Необходимо также учитывать и возрастные особенности детей, и прохождение ими программ по другим предметам (литературе, географии, истории, музыке, мировой художественной культуры  и т. д.), что позволяет интегрировать и применять на учебных занятиях  знания учащихся из разных областей.

От умения учителя подобрать страноведческий материал, зависит качество обучения. Пособия и материалы на иностранном языке должны носить интересный, познавательный характер, содержать множество фотографий, схем, подробные комментарии и тренировочные упражнения. При подготовке к урокам я применяю  лингвострановедческие издания, выпущенные как в России, так и за рубежом. Для приобщения учащихся к иноязычной культуре, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества в нашей школе ведется научная работа с учащимися под руководством педагогов. Создано школьное научное сообщество "Шаг в будущее". Результаты научной работы освещаются на школьных, республиканских конференциях и фестивалях. Тематика исследовательских работ имеет как языковую направленность, так и культурологическую. Учащиеся проводят сравнительно-сопоставительный анализ фонетических, грамматических, лексических особенностей русского, немецкого и родного языков, а это не только формирует научное знание у учащихся, но также развивает их лингвистические способности, вырабатывает у них языковое чутье, способность осознавать общие и национально-специфические свойства языков. Особый интерес вызывает у учащихся сопоставление пословиц, поговорок, идиоматических выражений в русском и немецком языках. Таким образом, учащиеся воспринимают языковую картину мира, которая является отражением общественно-исторического опыта носителей языка, ее национально-культурной действительностью. Нельзя оставить без внимания и участие в проектах и выставках. Участие в проектах Немецкого культурного центра им. Гёте, способствует развитию интереса к изучению немецкого языка и открытию ранее неизведанного. Большой интерес у учащихся вызвали проекты "С немецким ты знаешь больше", Европейский "Комикс-проект" - про уважение к другим народам и культурам, Немецкий детский онлайн- университет (KINDERUNI). Это бесплатный образовательный проект Гёте-Института для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Он помогает детям находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком. Немецкий детский онлайн-университет может применяться в школьном обучении в различных контекстах. Лекции можно использовать в качестве материалов для урока, посвященного соответствующей теме, для внеурочной деятельности, а также в рамках межпредметных проектов. В сотрудничестве с обществом Фраунгофера и обществом Макса Планка Институт Гете посвящает стране изобретателей Германии собственную выставку. В центре внимания как исторические открытия, так и перспективные инновации. Выставка двуязычна- на русском и немецком языках. Наша школа получила пакет выставочных и дидактических  материалов для организации и проведения мероприятия. Проекты для школ "Цифровой алфавит: Музыкальная Германия", "Киноискусство Германии" никого не оставили равнодушными.

Итак, обучение и воспитание на основе национальных традиций и  обычаев в современных условиях подразумевает постоянный поиск новых форм, методов работы с учащимися, для организации которых требуются творческие  качества педагога и его открытость и стремление к культурному разнообразию. Иностранный язык является прямым воплощением культивирования отношений открытости, реальной заинтересованности в культурных различиях, признание многообразия, уважения и терпимости к языкам, традициям, обычаям, идеям других народов. Задачей педагога является  – найти наиболее оптимальные пути использования форм и методов работы.

В заключении следует отметить, что использование культуроведческого материала способствует включению учащихся в своеобразный вербальный мир языковых представлений о реальной действительности, помогает формированию навыков и умений устноязычного общения.

                                                     Литература

1.Кулахматова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе.// Иностр. языки в школе.- 2005.-№ 5.С.49 -56.

2.Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам.// Иностр.языки в школе.-2000.-№3.-С.38-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012

Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...