Язык и человек. Общение устное и письменное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лабутина Людмила Владимировна

Урок русского языка. Объяснение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка объяснения нового материала

Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное»

Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение.

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты.

1.Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • узнать о роли языка в жизни человека, общества;
  • познакомиться с основными функциями русского языка;
  • научиться различать понятия язык и речь, общение письменное и устное;
  • работать с лингвистическим текстом;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
  • воспроизводить (устно) лингвистический текст;
  • излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • подбирать аргументы для определения своей личной позиции к общению с окружающими

2.Метапредметные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • сформулировать  цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность;
  • находить и выделять необходимую информацию;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  • проводить работу по предложенному заданию;
  • слушать и слышать друг друга;
  •  полно и точно выражать свои мысли;
  • добывать недостаточную информацию с помощью вопросов;
  • строить понятное для слушателей высказывание;
  • вести учебный диалог  с учителем и со сверстниками;
  • формулировать простые выводы;
  • применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в схемах и тексте;
  • продолжить совершенствование навыка построения рассуждения на основе причинно-следственных связей

3.Личностные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;
  • осознавать эстетические ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • воспитать  уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • поддержать личный познавательный интерес, культуру речевого общения;
  • стремиться к речевому самосовершенствованию

Основные  понятия урока: язык, речь, общение

Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; раздаточные материалы (рабочие листы), мультимедийная презентация.

Этап урока. Основное содержание урока.

Основные виды деятельности учащихся

1

                      Организационный момент.

Добрый день, ребята!  Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе  так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня  спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны?  Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Эмоциональное включение в урок

Мобилизация внимания

Проверка готовности к уроку

2

          Мотивация (создание проблемной ситуации)

-Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева (рабочий лист. Задание 1.)

(учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык»)

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал – французский,

А я дал месье по пузу.

Мы в бой с ним вступили близкий,

Катались, вопили, рычали…

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.

Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.

С трудом нас подняли прохожие…

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие

Великие языки!

Слушание и адекватное понимание текста стихотворения

-Ребята, как вы думаете, о чем этот текст?

-Какой язык имел в виду поэт?

-На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет?

-А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре?

-Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие?

-Для чего человеку нужно знание родного языка?

(чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы)

-Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение?

-Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык?

-Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его?

Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так: (слайд 1)

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»

-Какое же это слово? (язык)

Анализ языкового материала

Аргументация собственной точки зрения

Построение умозаключений на основе анализа языкового материала

Фронтальная работа

Слушание и адекватное понимание текста  высказывания

3

4.

                      Актуализация знаний

Сегодня на уроке речь и пойдет о языке. Запишите  в рабочие листы тему урока «Язык и человек. Общение устное и письменное» (слайд 2)

 -Как вы думаете, в каком значении употреблено слово «язык» в теме нашего урока?

Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.

-Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл?

(Например, Язык наш – враг наш», «Язык до Киева доведет» и т.д.)

Обратите внимание,  сегодня вы, ребята, распределены на группы. Так легче работать.  Как говорится, в старой пословице, ум -  хорошо, а два – лучше. Не забывайте и о правила работы в группах.

  Групповая работа ( в рабочих листах) Задание 2

1 группа (отгадать загадки о языке)

1)Если б не было его,

Не  сказал бы ничего (язык)

2)Не на меру, не на вес,

А при всяком есть? (речь)

3)Рыжий жеребец в березовом осторожье ржет и хохочет, выскочить не может. (зубы и язык)

4)Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным -  полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено… (словами)

5)В темном подвале лежит мокрый теленок, все время ворочается, а встать не может. (язык)

-Давайте сверим, правильно ли мы отгадали загадки (слайд 3)

2 группа (соотнести части пословиц о языке)

1.От приветливых слов                          красно и слушать

2.Слово не воробей:                               язык не отсохнет

3.Красную речь                                      вылетит – не поймаешь

4.Бойся вышнего                                   не сколотишь и сапога

5.Без русского языка                            не говори лишнего

-Давайте сверим, правильно ли мы соединили части пословиц (слайд 4)

3 группа (работа с высказываниями известных людей о языке)

Задание: внимательно прочитайте высказывания В.Г Короленко и М.Горького.

…Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. (В.Г. Короленко)

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

Ответьте  на вопросы:

-Как связаны между собой эти высказывания? Запишите ответ 1 предложением.

-Какое отношение они имеют к теме урока?

Ребята, вы увидели, что пословицы, поговорки, загадки и известные высказывания  говорят о значении языка. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества.

                         Целеполагание.

И сегодня нас ожидают новые открытия.

-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения)

Сравним наши цели (слайд  5)

Записывают тему урока

Повторение изученного в начальной школе материала

называют пословицы и поговорки

работают в группах

отгадывают загадки

Соотносят части пословиц

Сравнивают высказывания известных людей

Формулирование целей урока

Сопоставление целей

5.

                         Работа по теме урока

Существуют три назначения языка в жизни человека.

1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3.Назначение языка.)

                                  Назначение языка.

Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием.

Первое. Вы встречаетесь с друзьями:

-Привет!

-Здравствуй!

-Как дела?

-Как назвать то, что вы делаете? (общение)

Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя.

-Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации)

Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание»

-Чему служит высказывание? (побуждение к действию)

-Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания?

Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд  6)

          Язык в жизни служит для общениясообщения информации и побуждения к действию.

2.Обратимся  к правилу на с.4 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

-Для чего же нужно человеку знание языка?

-Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор)

Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.

3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.  (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь.

Язык, -а,, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся  система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов.

Речь,- и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.

-Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их.

-Какое значение у этих слов общее?

-Чем же отличается язык от речи?

Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации.

4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон»)

-Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон».

Я взял трубку.

-Алло!

-Алло!

-Слышно?

-Слышно!

-…Давай разговаривать.

-Давай, - говорю. – А о чем разговаривать?

-Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда?

-Правда.

-Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

-Правда.

-Ну?

-Что «ну"?

-Чего же ты не разговариваешь?

-А ты почему не разговариваешь?

-Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…

Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор?

-Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком)

-Какое условие речевого общения отсутствовало?

-Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

5. Обратимся  к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

-Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика.

-О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой?

-Расскажите, чем отличается  устное общение от письменного?

-Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения.

-Рассмотрите схему на с.6.

-Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми)

Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.

Работают в рабочих листах

Индивидуальная работа

Работа с высказываниями (письменная)

Формулирование вывода

Сопоставление вывода

Работа с учебной информацией

Работа со словарной статьей

Сопоставительный анализ с точки зрения языкового материала

Выразительное чтение текста

Аргументация собственной точки зрения

Формулирование вывода

Работа с учебной информацией

Работа с рисунками

Работа со схемой

6.

                 Первичное закрепление материала

1.Выполнение упражнения 1.

-Прочитайте текст Л.Успенского, попытайтесь правильно понять смысл.

Так как мы работаем с текстом, не забудьте отмечать на полях графические обозначения:

«!» - Я это знал; «+» - Новое для меня; «_» - Вызывает сомнение; «?» - вопрос

-Как можно озаглавить текст?

-Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали?

-Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос.

 ( С самого раннего детства и до глубокой старости  вся жизнь человека неразрывно связана с языком…Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.)

-Правильно спишите эти предложения. Карандашом подчеркните трудные случаи написания.

-Какая информация показалась знакомой?

-Вызвало ли что-то сомнение?

-Возникли ли какие-либо дополнительные вопросы?

Чтение и адекватное понимание текста

Языковой анализ текста

7

                         Физкультминутка

Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо справились.

Снятие общего утомления (физическая и эмоциональная разгрузка)

8.

                            Словарная работа (слайд 8)

Вы видите слова

Общение, общаться, общительный

-Докажите, что перед вами родственные слова.

-Выделите в них одинаковый корень.

-Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня:

          Без языка люди не могли бы …. друг с другом.

-О какой функции языка шла речь в предложении?

работа со словарными словами

9

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

 Упражнение 6 (с.6).- в рабочих листах. Задание 5.

Запишите пословицы:

Вариант 1 – об устной речи и слушании

Вариант 2 – о письменной речи и чтении

Дополнительные задание:

1.Приведите свой пример пословицы на данную тему.

2.Выберите понравившуюся пословицу и  объясните (письменно), какие особенности языка подчеркиваются в ней.

3.Зачитайте получившее мини-сочинение.

Критерии оценивания:

1б. –Соблюден необходимый объем письменной работы (3-5 предложения).

2б. – Правильность изложения материала.

1б. – Логика изложения материала, четкость.

1б. – Культура изложения материала

«5» - 5 балла; «4» - 4 балла; «3» - 3 балла; «2» - 2-1 балл

Индивидуальная работа с текстом

Написание мини-сочинения

Обсуждение работ товарищей

10

Дополнительная работа по закреплению изученного материала.

Удивительно, но факт, что каждый человек учится понимать и произносить слова намного раньше, чем начинает ходить. Как тут не вспомнить себя. Правда? Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Ведь, если подумать, нашу Землю населяют разные живые существа. Но человек отличается от них.

-Как вы думаете, чем? (даром слова)

Ученым известны свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. Их называют «маугли».

-Кто- нибудь смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нем книгу? (слайд 9)

-Кем он был?

А теперь познакомимся с текстом  в рабочих листах. Задание 6. Прочитайте текст. Не забывайте о пометах к тексту.

Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.

Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.

- О чем текст? Озаглавьте его.

-Найдите предложение, которое передает главную мысль.

-Почему такие дети не умели разговаривать, когда попадали в человеческое общество?

-_Как этот текст отражает тему нашего урока? Докажите свою точку зрения.

 

Установление причинно-следственных связей

   

Смысловое чтение

Анализ текста

 Аргументация собственной точки зрения

11

                Рефлексия (подведение итогов урока)

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

-Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…)

-Чему научились?

-Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество ??? на полях)

-С чем они были связаны?

-Над чем еще нужно поработать?

-Оцените свой уровень (см. памятку). Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета:

1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий (красная карточка)

2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий (зеленая карточка)

3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднению при выполнении практических заданий (желтая карточка)

                    Оценивание

-Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке, кого вы можете оценить? (учитель выставляет оценки этим учащимся после проверки их рабочих листов)

Анализ собственной ученической деятельности и самооценка

12

                             Задание на дом

1.Параграфы 1,2 (с.4-7)

2.Базовый уровень: упр.7

3.Дополнительно (повышенный уровень): упр.3. Ответить на проблемный вопрос: «Что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт?»

Критерии оценивания:

1.Прямой, связный ответ на вопрос (2 б.)

2.Самостоятельное формулирование суждений (2 б.)

3.Убедительность своих аргументов (2 б.)

4.Отсутствие фактических ошибок (1 б.)

5.Следование нормам речи (2 б.)

Итого: 9 баллов

«5» - 9 б.

«4» - от 8 – 7 б.

«3» - от 6 – 4 б.

«2» - от 3 – 0 б.

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

«Язык и единицы языка. Особенности устного и письменного общения.»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...