Повторение темы «Глагол»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
7 класс, русский язык конспект урока
Тема: Повторение темы «Глагол»
Цель:
- повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
- вспомнить морфологические признаки глагола;
- повторить правила правописания глаголов;
- проанализировать употребление глаголов в художественном тексте.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: умение характеризовать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глагола, употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами.
Регулятивные УУД: планирование последовательности действий.
Познавательные УУД: продуцирование высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: учет позиции партнера по совместной деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями для учащихся, сочинения-миниатюры на заданные темы, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Мотивация учащихся.
Прослушайте, пожалуйста, текст, а потом ответьте на вопрос.
Светает. Звонит. Просыпаюсь. Собираюсь. Иду. Мерзну. Достаю. Разворачиваю. Нанизываю. Бросаю. Сижу. Жду. «Клюёт!». Подскакиваю. Хватаю. Снимаю. Радуюсь.
- Сколько частей речи использовано при составлении рассказа?
- Какая это часть речи?
- Какая тема нашего урока?
- А если я скажу, что мы уже закончили изучать все правила по теме «Глагол», что мы должны сегодня сделать? (Повторить тему «Глагол»).
- Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Что же мы должны сегодня на уроке сделать, какие цели нашего урока? - обобщить знания по теме «Глагол»,
- вспомнить морфологические признаки глагола,
- повторить правила правописания глагола,
- проанализировать употребление глаголов).
- Мы определили тему и цели нашего урока.
обучающиеся разделены на две группы
- Начнем урок с орфоэпического диктанта. Вам необходимо списать с доски глаголы, поставив ударения.
Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.
(проверить, какая группа справилась с заданием лучше)
- Вспоминаем морфологические признаки глагола
1 группа называет постоянные признаки (вид, переходность, возвратность, спряжение)
2 группа называет непостоянные признаки глагола (наклонение, время, число, лицо, род).
- Выполнить морфологический разбор глаголов
Я улыбаюсь весеннему солнцу.
1 группа – улыбаюсь – глагол, обозначает действие, н.ф. улыбаться, несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число, 1 лицо, в предложении является сказуемым.
Марина впервые увидела радугу после дождя.
2 группа – увидела – глагол, обозначает действие, н.ф. увидеть, совершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение, изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род, 3 лицо, в предложении является сказуемым.
- Записать глаголы и выделить орфограммы
Преображает -
прикасается -
не узнаешь –
отыскать –
беречь –
заведовать (заведую) –
размазывать (размазываю) -
Орфограммы:
- НЕ с глаголами;
- -тся, ться в глаголах;
- Ь после шипящих в глаголах;
- окончания глаголов;
- суффиксы ова-ева, ыва-ива;
- корни с чередованием;
- приставки пре- и при-
- буквы ы-и после приставок.
- Физпауза.
- Прочитайте эпиграфы к нашему уроку.
Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе. (Алексей Толстой)
Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие. (Алексей Югов)
Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним полученный текст с авторским. Текст взят из книги Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
Стилистический эксперимент
Из-под камня ____________ родник. Он превращается в ручеек, который весело ____________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ______________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно _______________ по равнине.
Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.
Группа, которая ближе к тексту подобрала слова, побеждает.
Вывод: Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Обладает высокой эстетической ценностью. С помощью глаголов можно описать любое действие. Ведь и назначение глагола – выражать само действие.
- Самостоятельная работа групп
Выполнить синтаксический разбор предложения
1 группа. Из-под камня бежит прохладная родниковая вода.
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено)
2 группа. Всюду виднеются следы лесных зверюшек.
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено)
Проводится взаимопроверка (первое предложение разбирает первая группа, второе предложение разбирает вторая группа, меняются листами и проверяют, ставят оценки).
- Рефлексия.
- Какую цель мы поставили в начале уроке?
- Достигли ли мы ее?
- Что вам запомнилось?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- В чем вы испытали затруднения?
- Выставление мотивированных оценок. Взаимооценивание.
- Домашнее задание.
Подготовится к контрольной работе по теме «Глагол», повторить параграфы с 70 по 82.
Домашние сочинения-миниатюры.
Учащиеся зачитывают домашние сочинения-миниатюры на темы: «Лес проснулся», «На берегу моря».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку повторения Темы "Глагол"
Презентация представляет собой ряд заданий, составленных с применением сингапурской методики...
презентация к уроку повторения в начале учебного года по теме "Глагол. Личные окончания глаголов" в 5 классе
В презентации представлен алгоритм работы по определению безударного окончания глаголов, поэтапная система отработки данной орфограммы. ...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....
Тема: Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о глаголе как о части речи.Планируемые результаты: Личностные:понимание того, что правильная устная и письменная речь является показа...
Повторение темы "Глагол"
Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Глагол. Повторение". Материал для обучающихся с ОВЗ....
Карточки для повторения темы "Глагол"
В карточках представлены задания для повторения темы "Глагол" в 6 классе....
Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».
Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....