Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе. Автор конспекта - учитель русского языка и литературы П.Н.Лямзина. 2015 год.
Тема | Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение. | ||||
Цель | Познакомить учащихся со способностями действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | |||
Отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Развивать интерес к сложным случаям написания; способность к самооценки. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные высказывания. | Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь. | Извлекать фактуальную информацию из тексов УНТ; уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. | ||
Основные понятия | Неопределенная форма глагола – инфинитив, алгоритм, транскрипция. | ||||
Межпредметные связи | Литература, русский язык. | ||||
Тип урока | комбинированный | ||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1)Орг. Момент Цель: заинтересовать детей, вовлечь в деятельность | Приветствие. На доске записана затраскрибируемая фраза [Тр и браца пашл и купаца] -На каком языке написана фраза? | Думают, отвечают, записывают в тетрадь число. Кл. работу. Фразу в соответствии с русской орфографией (один ученик на доске). Три братца пошли купаться. На языке транскрипции. | Включение в учебный процесс. |
2)Мотивация к учебной деятельности. Цель: определение содержательных рамок урока | - Почему в глаголе купаться есть Ь? - Начало какой загадки представляет это предложение? Кто помнит вторую часть? Допишите. - Знаете ли вы ответ? - Почему в этих глаголах Ь нет? - Сравните два вопроса. К какой форме глагола мы их ставим? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? | Отвечают, рассуждают, отгадывают, записывают. Два братца купаться, а один на берегу валяется. Два ведра и коромысло. Записывают. Что делать? Что делает? н.ф. глаг. в н.вр. 3 л. Записывают тему урока в тетрадь. | Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание, соответствовать поставленной задаче. Познавательные УУД: 1)делать выводы, обобщения. 2) анализировать, объяснять правописания. 3) самостоятельно делать выводы. |
3)Актуализация и углубление изученного. Цель: актуализация знаний. 1)Проверка понимания 2)Коллективная работа. 3)Создание проблемной ситуации 3)Информация о д/з, инструктаж 4)Рефлексия | Текст для анализа (на доске и в тетрадях). Вызываем по очереди трех учеников. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места. - Имеют ли высказывания «родственные» отношения с загадками? Закрепляем способы действия при выборе правильного написания –ться и –тся. Помни: вопрос – твой помощник. Словарный диктант «До первой ошибки». Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в н.ф., и в форме 3 л., ед.ч. Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов? Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые заканчиваются на – ца! -Что нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов? -Составьте с этими словами словосочетания, чтобы стало ясно лексическое значение слов. -Какую задачу ставили на уроке? -Где можно применить знания? -Что на уроке хорошо получалось? -Оценить то, как вы усвоили материал. -Целый урок мы посвятили различению –ться и –тся. Запишем последнюю фразу. Кто хочет получить «5»? | Друг за дружку держаться – ничего не бояться (безуд.гл., сомнит.согл., удвоен.согл.). Люди ссорятся (что делают?), а выводы кормятся (что делают?). Грамоте учиться – вперед пригодится. Это жанры фольклора. Упр. 84 (сам-но) 1вар.: 1-3пр., 2вар.: 3-6 (взаимопров.). Сестрицы шепчутся, нужно строиться, дом строится, кудри завиваются, древняя столица, он не боится, не стоит бояться, должны разлучиться, разлучаются надолго, заливаться смехом. Проявлять стремление – стремиться, испытывать волнение – волноваться, допускать ошибки – ошибаться, принять решение – решиться. Переносица – переносится Водица – водиться Спица – спится Болит переносица – собрание переносится Чистая водица – не надо с ним водиться Острая спица – ему не спится. Любить, беречь, преумножать знания по русской грамматике и не бояться мягкого знака в глаголах. | Регулятивные УУД: 1)высказывать предположения на основе наблюдений. Личностные УУД: Развитие интереса к языку, оценивать богатство и выразительность. Коммуникативные УУД: обоснование. Познавательные УУД: действ. Постановки и решения проблем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».
Цели урока: Закрепить и систематизировать знания о правописании – тся и –ться в глаголах; вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах; способствовать ...
Урок по теме "Глагол. Повторение" 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием презентации на интерактивной доске....
Открытый урок на тему "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ, ПОЛУЧЕННЫХ В 5 КЛАССА...