Методическая разработка по русскому языку (2 класс) "Безударные гласные"
план-конспект урока по русскому языку

Зенина Наталья Васильевна

В данной методической разработке представлен коспект урока по русскому языку для начальной школы на тему "Безударные гласные, правописание слов с безударными гласными" с использованием элементов песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnaya_glasnaya_s_pesochnoy_terepiey.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

На тему:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ.

 (С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ)

Учител: Зенина Наталья Васильевна

ТЕМА:  Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными (с элементами песочной                     терапии).

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний учащихся о безударных гласных и способах проверки безударных гласных в       словах.

ЗАДАЧИ:

                  Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса на базе лексической темы «Грибы».
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Развитие языкового анализа и синтеза.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие навыка слогового чтения.
  7. Развитие общей моторики.
  8. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  1. Воспитание умения работать в коллективе.
  2. Формирование навыков общения и партнёрства.
  3. Воспитание навыка самоконтроля.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Воспитание эмоциональности, подражательности.

Оборудование: Песочница, декорации «Лес» в песочнице, муляжи грибов, корзинка, предметные картинки с изображением грибов, карточки с индивидуальными заданиями, план для выполнения задания, памятки по проверке безударной гласной, схема с опорными словами из текста, карандаши, ручки, тетради,  наборное полотно, фланелеграф, аудиозапись звуков леса.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оформление доски

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы занятия.

III. Основная часть.

IV. Физминутка

(с элементами песочной терапии).

 

V.Подведение итогов занятия.

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Посмотрите, чего там только нет! Мы с вами будем собирать грибы! Кто хочет набрать полную корзину? (достаёт корзину)

Сколько заданий сделаем, столько грибов и соберём!

-Ребята, а на какую тему мы будем с вами выполнять задания? Попробуйте прочитать!

-Правильно, сегодня мы продолжим с вами определять в словах безударные гласные и потренируемся проверять их.

-Прочитайте слова на грибочке.

Выполните задание по плану.

Сначала выделите гласные. Каким цветом мы их обозначаем?

Затем разделите простым карандашом слова на слоги. Как мы определяем, сколько слогов в слове?

И в конце поставьте ударение в каждом слове.

Все выполнили задание. Теперь прочитайте слова, выделяя голосом ударный гласный:  

  • с ударным первым слогом;
  • с ударным вторым слогом;
  • с ударным третьим слогом.

-Ребята, скажите, как звучит ударный гласный?

-Какой гласный в слове требует проверки?

-Давайте вспомним, как не допустить ошибку при написании слов с безударной гласной.

-Какие гласные в безударном положении чаще всего спорят?

-Молодцы ребята. Верно справились с первым заданием. (Просит одного из ребят найти гриб в песочнице и положить его в корзинку.)

-Что это за гриб?

-Давайте выполним следующее задание, чтобы найти ещё один гриб.

-Прочитайте слова на карточках, запишите в тетрадь проверочное слово, а затем запишите слова с карточки вставляя безударную гласную.

-Давайте проверим что получилось. По цепочке называйте слово, проверочное слово и пропущенную безударную гласную.

Проверив, одному из учеников предлагается найти гриб в песочнице и положить его в корзинку.

-Посмотрите у нас есть предложения, но слова в них перемешались, давайте попробуем составить предложения, но сначала определим какие же безударные гласные пропущены. (После ответов детей вставляет гласные в слова.)

-Теперь составим предложения из слов каждой строчки. (После ответов детей обозначает порядок слов в предложении цифрами над словами.)

-Запишите получившиеся предложения к себе в тетрадь. (Переставляет слова на доске в правильном порядке.)

-В записанном тексте над словами расставьте ударения и подчеркните безударные гласные.

Проверив, одному из учеников предлагается найти гриб в песочнице и положить его в корзинку.

-Ребята, лесные жители приготовили для нас сюрпризы, только их нужно найти. Подойдите к песочнице и найдите то, что находится:

  • в правом верхнем углу,
  • в правом нижнем углу,
  • в левом верхнем углу,
  • в левом нижнем углу.

-Что же там находилось?

-Что это за грибы?

-Посмотрите внимательно съедобные они или нет и те, которые можно кушать положите в корзинку.

-Ребята, где мы сегодня были?

(Выставляет на наборное полотно слова ДЕТИ- ЛЕС).

-Что вы собирали в лесу?

(Выставляет на наборное полотно слова ЛЕС- ГРИБЫ).

-Куда вы собирали грибы?

(Выставляет на наборное полотно слова ГРИБЫ- КОРЗИНКИ).

-Из леса с корзинками, куда возвращаются люди?

(Выставляет на наборное полотно слова КОРЗИНКИ- ДОМ).

-Что дома можно приготовить из грибов?

(Выставляет на наборное полотно слова ДОМ- СУП).

-Сколько предложений мы с вами составили?

-Что образовали предложения, связанные между собой?

-Теперь опираясь, на составленную схему, запишите предложения в тетрадь. Слово корзинки можно заменить на слово лукошки.

-Всё записали, молодцы! Теперь,  давайте, по цепочке почитаем рассказ по слогам.

(Помогает детям правильно разделить слова на слоги.)

-Посмотрите, какие грибы мы с вами собрали? Назовите их.

-На какие две группы мы можем разделить эти грибы?

-Правильно. Не забудьте, какие грибы собирать не надо и категорически нельзя кушать! Это

мухомор и поганка.

-Ребята, понравилось вам в лесу? Чему мы учились, пока собирали грибы? Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?

-Молодцы! Я жду вас на следующем занятии. Вас ждут новые открытия.

Дети здороваются, смотрят на песочницу, садятся.

Читают по половинкам букв: -Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными.

-Гласные обозначаем красным цветом.

-Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Дети выполняют задание.

Читают слова:

  • рЫжик, вЕшенка;
  • опЁнок, лисИчка;
  • боровИк, сыроЕжка, подосИновик, подберЁзовик.

-Ударный гласный звучит громче и дольше других звуков.

-В слове требует проверки безударный гласный.

Хором читают правило с таблицы на доске.

-Гласные Е-И, О-А, И-Е-Я.

Один из учеников находит в песочнице гриб и кладёт его в корзинку.

Называют, что за гриб.

Выполняют задание.

По сигналу логопеда обмениваются карточками по кругу.

Читают по цепочке:

Тропа- тропы- О.

Вода- воды- О.

Земля- земли- Е.

Грибы- гриб- И.

Дожди- дождь- О.

Следы- след- Е.

Поля- поле- О.

Трава- травы- А.

Дети называют гриб.

Называют пропущенную безударную гласную и проверочное слово, вписывают гласную в слово.

Составляют предложения из слов, обозначают порядок слов в предложении цифрами над словами.

Записывают получившийся текст в тетрадь:  

Мы с братишкой гуляли в лесу. Там много грибов. У самой тропы Миша нашёл рыжик.

Выполняют задание.

Дети называют гриб.

Дети подходят к песочнице,  и каждый ищет сюрприз в заданном углу.

-Там были грибы.

Называют грибы.

Отбирают съедобные грибы и кладут их в корзинку.

-Мы были в лесу.

-В лесу мы собирали грибы.

-Мы собирали грибы в корзинки.

-Люди из леса возвращаются домой.

-Из грибов можно сварить грибной суп.

-Составили 5 предложений.

-Они образуют текст.

Опираясь на схему, дети составляют рассказ.

Каждый читает по одному слову по очереди, разделяя его на слоги:

Де-ти хо-ди-ли в лес. В ле-су о-ни наш-ли мно-го гри-бов. Гри-бы ре-бя-та по-ло-жи-ли в кор-зин-ки. С э-ти-ми лу-кош-ка-ми о-ни вер-ну-лись до-мой. До-ма ма-ма из гри-бов сва-ри-ла гриб-ной суп.

Называют грибы.

-На съедобные и несъедобные.(Называют, какие съедобные, какие нет.)

Отвечают на вопросы, рассказывают, что понравилось на занятии, чему научились.

Звучит запись «звуков леса». В песочнице изображён  Лес, муляжи грибов.

Тема записана на доске верхними половинками букв.

Учащимся выдаются карточки с заданием и план выполнения задания:

              План:

1.Выделить гласные.

2.Разделить на слоги.

3.Поставить ударение.

На доске таблица с правилом: «ЕСЛИ БЕЗУДАРНАЯ ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЕ, ТЫ ЕЁ НЕМЕДЛЕННО СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ!»

На фланелеграф прикрепляется изображение найденного гриба.

Каждому ученику раздаётся карточка с двумя из  слов:

Тр_па, в_да, з_мля, гр_бы, д_жди, сл_ды, п_ля, тр_ва.

На фланелеграф прикрепляется изображение найденного гриба.

На доске и у каждого из учеников на карточке деформированный текст:

С, бр_тишкой, в, л_су, мы, гуляли.

Много, там, гр_бов.

Самой, тр_пы, нашёл, у рыжик, Миша.

На фланелеграф прикрепляется изображение найденного гриба.

Песочница с изображением леса и грибами.

На фланелеграф прикрепляются изображения найденных грибов.

На наборном полотне  после ответов детей появляется схема:

   http://festival.1september.ru/articles/501768/img1.gif

На фланелеграфе изображения собранных грибов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

Методическая разработка по русскому языку "Организация деятельности обучающихся при изучении непроверяемых безударных гласных в корне слова"

    Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся вкл...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Упражнения в написании слов с безударными гласными с элементами сказкотерапии"

Цель: развитие умения распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных Е-И"

В данной разработке предлагается материал, эффективный при изучении темы "Чередование Е-и в корнях"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Безударные гласные"

Технологичсеская карта для урока в 3 классе АООП 9.1...