урок по теме "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок открытия новых знаний по теме "Причастие как часть речи"в 7 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_prichastie.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сарлы»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Урок русского языка по теме «Причастие как часть речи»
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Сайфутдинова Гульнара Сагитзяновна
Сарлы 2019
Урок русского языка. 7 класс.
Тема урока: Причастие как часть речи (первый урок)
Цели:
- ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные
- способствовать развитию навыков самооценки учебной деятельности учащихся;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок открытия новых знаний.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. М. «Просвещение»,2017.
Эпиграф: « Причастие - это слова, заключающие в себе имени и глагола силу»
М.В. Ломоносов.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, интерактивная доска, карточки с заданиями
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки причастий .
Уметь находить причастия.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; | Приветствие учащихся. Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой на работу.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Коммуникативные УУД Уметь слушать собеседника |
2.Постановка темы и цели урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «причастие», формулирует некоторые задачи урока. Распределительный диктант Словосочетания записать в три столбика 1. имя прилагательное 2. глагол 3. причастие Возьмите простой карандаш. Прочитайте внимательно § 12, делая пометки карандашом на полях: “+” (уже знаю); “?” ( не понял); “V” (новое). Работа с учебником Беседа после работы с учебником Учитель 1.Какие новые сведения вы отметили для себя? 2.Все ли было понятно? Какие вопросы появились? Учитель: -Молодцы! Вы хорошо справились! - Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение - Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие? - Имеет ли причастие собственные признаки? | Отгадывают кроссворд, доказывая свой ответ, формулируют тему и задачи урока. Написание диктанта. Работа в парах: проверяют по эталону работу соседа и оценивают по предложенным критериям . Cамостоятельно читают теоретический материал, делают пометы на полях. Отвечают на вопросы, читают учебный материал и комментируют свои замечания. Отвечают на вопросы | Познавательные УУД Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь оценивать , сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу. |
3. Этап закрепления Цель: формирование навыка правильного написания Не с причастиями. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы. | Работа с учебником. Упражнение 72 Один учащийся читает текст, все учащиеся работают над текстом: анализируют, определяют стиль , высказывают собственное мнение Упражнение 73. находят общие признаки причастия и прилагательного (вопрос, род, число, падеж, определение) Упражнение 74. находят общие признаки причастия и глагола (вид, возвратность, время сказуемое) | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы , слушать и понимать речь других. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные УУД. Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. Познавательные УУД Уметь работать с разными по уровню заданиями |
4.Динамическая пауза Цель: сменить вид деятельности. | Знаем ли мы причастия? Если прилагательное - хлопаем в ладоши, Если причастие - щелкаем пальцами . Алая лента, алеющий закат, разбитое стекло, читаемая книга, синее море, синеющее небо, видимый участок манящая даль, черный портфель, чернеющее поле. | При словосочетаниях с прилагательными - хлопают в ладоши, с причастиями - щелкают пальцами. | Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания -Записать упражнение 75. Спишите текст, подчеркнуть причастия как члены предложения -на какие вопросы отвечают причастия ? К каким существительным относятся? Каким членом предложения являются? - словарная работа : жнива, чета | Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Работают с толковым словарем Жнива - невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого сжаты хлеба. Чета- пара, сочетание двух лиц или предметов | Познавательные УУД Уметь систематизировать материал, полученный на уроке. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
6.Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности | -Ребята, давайте вспомним все о причастии. Составьте кластер . - Что было трудным для вас ? - Что вызвало у вас интерес? | Творческая работа в группах .Составляют на листах кластер, защищают работы | Личностные УУД Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. |
7. Домашнее задание | Повторив материал сегодняшнего урока, написать сочинение-миниатюру «Прогулка в осенний лес ». Используйте при этом причастия. | Познавательные УУД Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
|
КРОССВОРД
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||
9. |
По горизонтали:
- Он членом предложения не бывает,
но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно. ( ответ: предлог)
- Определяю я предметы,
Они со мной весьма предметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! ( ответ: прилагательное)
3. Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить. ( ответ: наречие)
4. Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается? ( ответ: числительное)
5.Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду - всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растёт. ( ответ: глагол)
6. И, А, Но - это что? ( ответ: союз )
7. Часть речи - ль, не, бы? ( ответ: частица)
8. Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть( ответ: существительное)
9. Применяем всё мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него , как ни крутись,
В речи нам не обойтись. ( ответ: местоимение)
По вертикали:
1.
Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я: отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ
Список использованной литературы:
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М.: Просвещение 2017.
- «Интеллектуальное развитие школьников» / Г. А. Бакулина изд. М. «Владос» 2006.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс/Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Уроки №25-28. Самостоятельные части речи (учебник А. И. Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
Уроки № 25-26, 27-28 (продолжение)...
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....