Деепричастие и причастие как глагольные формы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_i_prichastie_kak_glagolnye_formy.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема:Деепричастие и причастие как глагольные формы

Учитель:        Шустикова Татьяна Ивановна

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино

Должность:        Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс:.6         

Номер урока в теме:первый

Базовый учебник:«Русский язык. 6 класс / С.И.Львова/        

Цель урока: ввести понятие причастие и деепричастие как глагольные формы глагола; познакомить с отглагольными,  наречными и признаками прилагательного причастия и деепричастия.

Задачи:

- обучающие:

 научить отличать причастие и деепричастие от остальных частей речи;

-развивающие:

совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании причастий и деепричастий; видеть разницу между наречиями и деепричастиями; прилагательными и причастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления.

-воспитательные

воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся:индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор,

Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера

 из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

 Оргмомент

Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, показывают готовность к уроку,

2

2

Проверка ДЗ

Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы учителя, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах.

3

3

Актуализация и пробное действие

Практикум по теме «Понятие о глаголе»

Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы  с глаголом как частью речи, его морфологическими признаками. В качестве повторения предлагает поработать с модулем по теме «Морфологические признаки глагола».  Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах работы.

Работают по вариантам с заданиями теста на повторение глагола как части речи. Объявляют свои результаты.

4

4

Открытие новых знаний

Целеполагание

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224) (2)

Физминутка

Предлагает прочитать 4  предложения, записанных на доске,  и определить, есть ли в этих предложениях глаголы:

1. Погруженный в свои мысли он не ответил на вопрос.

2. Мудрость – это ум, соединенный с добротой.

3. Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

4. Выкатившись из-за гор, солнце осветило верхушки сосен. (Слайд 2,3, 4)

Говорит о том, что в РЯ существуют еще две  самостоятельные части речи, особые формы глагола. Информацию о новых частях речи можно найти в учебнике.

-Просит определить тему  и цель урока. (Слайд 5)

Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена таблица «Признаки причастия и  деепричастия».(Слайд 6)

Предлагает самостоятельно сформулировать определение причастия и деепричастия как особые формы глагола.

Предлагает прочитать определение причастия и  деепричастия, которые дают авторы учебника.

Просит определить роль причастий и деепричастий в нашей речи. (Слайды 7,8)

Выполняют движения, если прозвучат причастия или деепричастия.

Читают предложения и говорят о том, что в предложениях встречаются глаголы.

Определяют, что есть еще слова, которые похожи на глаголы, но не являются ими.

Работают с теоретическим текстом, определяют тему урока, ставят учебную цель, составляют таблицу по различению причастия и деепричастия совместно с учителем

Формулируют собственные определения деепричастия

Читают определение со страницы 35 учебника.

Определяют роль причастий и деепричастий в речи.

Выполняют движения.

10

5

Закрепление изученного

Комплекс интерактивных тестов «Русский язык»

Предлагает выполнить упражнения 568 и 570  учебника.

Выполнение тематического теста «Причастие», «Деепричастие».

Читают задания, выполняют упражнения.

Выполняют тест, проверяют.

21

6

Задание на дом

Предлагает выполнить дома задания:

1. Сделать два конверта с  карточками, на которых будут суффиксы причастий и деепричастий.

2. Из художественных произведений учебника «Литература» выписать по 3 предложения с причастиями и деепричастиями.

3. Повторить сведения рубрики «Теоретические сведения»

Записывают задания, обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ

2

7

Подведение итогов.

Рефлексия

Самооценивание

Проводит фронтальный опрос по тому, что было изучено на уроке:

– Что такое деепричастие?

-Что такое причастие?

– Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? А  причастие?

– Назовите признаки глагола и наречия в деепричастии?

– Назовите признаки прилагательного и глагола у причастий?

– Каким членом предложения бывает деепричастие, а причастие?

(Слайд 9)

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне удалось ______________

Сегодня на уроке я открыл______________

(Слайд 10)

Просит оценить правильность выполнения заданий:

1

2

3

4

5

 3 задания – «3»

4 задания – «4»

5 заданий – «5»

Я могу оценить свою работу_______________

(Слайд 11)

Отвечают на вопросы учителя

Проводят рефлексию,

самооценку

2

8

Выставление оценок

Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке.

1

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса        

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

 

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html   

2.

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224)

информационный

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7f372bfa-3293-4278-9065-c8d3de5bbaeb/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf 

3.

Причастие.

Деепричастие.

Тест

Электронный диск. Комплект интерактивных тестов «Русский язык»/ ЭОР

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Деепричастие как глагольная форма"

Урок проводится как повторение материала, изученного в предыдущих классах. Он готовит учащихся к предстоящему ЕГЭ по русскому языку....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие как глагольная форма. Правописание причастий

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Причастие как глагольная форма. Правописание причастий."...

"Глагольные формы - причастие и деепричастие"

"Глагольные формы - причастие и деепричастие"...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....