Урок по теме:"Деепричастие как глагольная форма"
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Урок проводится как повторение материала, изученного в предыдущих классах. Он готовит учащихся к предстоящему ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_kak_glagolnaya_forma.rar200.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе  на тему «Деепричастие как глагольная форма»

Цель : привести в систему знания о деепричастиях,   развивать навыки правописания,   употребления их в речи

Ход урока

1 слайд (далее с.) Найдите слова, обозначающие добавочное действие.

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли…

                                                                    (Н.Рубцов)

Я вспоминаю, сердцем просветлев,

Какой я был взволнованный и юный…

                                                                          (Н.Рубцов)

Запишите тему урока

2с       Деепричастие как глагольная форма

                                                         (Параграф 52, стр. 178)

Рассматривая части речи , на какие вопросы обращаем внимание?

Значение деепричастия

Признаки деепричастия

Образование деепричастий

Правописание

Употребление в речи

 8с

Значение деепричастия. 

Признаки деепричастия . 

Образование деепричастий.

Правописание деепричастий. 

Употребление в речи.

Итак, вы определили задачи урока.

От каких слов образованы данные деепричастия?

Определите их вид.

По полученной схеме определите способ образования деепричастий:

Плача <- плачут (несов.в.)

Угасая<– угасают (несов.в)

Будучи <– будут(несов. в.)

Глядючи <– глядят (несов.в.)

Посветлев <– посветлеть (сов.в.)

Прочитавши <– прочитать (сов.в.)

Принесши <– принести(сов.в.)

Какое противоречие можно  обнаружить в этой схеме?

 10с

Привести – приведут - приведя

Выйти - выйдут - выйдя

Увидеть – увидят – увидя (увидев)

Прочитать – прочтут – прочтя  

Принести  - принесут -  принеся  

Отметиться – отметятся – отметясь (отметившись) 

Сделайте вывод об образовании некоторых деепричастий совершенного вида.

У некоторых глаголов  деепричастия  совершенного вида  образуются от основы будущего простого времени при помощи суффикса – а или - я

Попробуйте образовать деепричастия от глаголов: мочь, вянуть, тку, вяжу и сделайте вывод о них.

11с


         Деепричастия несовершенного вида не образуются:  

от глаголов на 
  -чь  
                                      беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ;  

от глаголов на 
-нуть  
                                      вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ;  

от глаголов, у которых в основе настоящего времени 
нет гласных  
                                      тку, лгу, рву, шью, пью… ;  

от большинства глаголов 
с основой на шипящий в настоящем времени:  
                                      вяжу, мажу, пишу, кажусь.

Сделайте вывод о правописании деепричастий по схеме: увидел – увидев, растаять – растаяв

Образуйте от данных глаголов деепричастия :обессилеть обессилить, обезуметь, растаять, расклеить, заметить, развеять, засеять, растаять.

Проверьте друг друга

12с 

Обессилев, обессилив, обезумев, растаяв, расклеив, заметив, развеяв, засеяв, растаяв.

Словарный диктант

Проверьте друг друга и поставьте оценки

12с.1 
I. Построив шалаш; посеяв рожь; услышав шепот; приготовив уроки; подклеив книгу; почуявши запах; зависев от погоды; залаяв на прохожих; заметив ошибку; раскаявшись в содеянном; быстро успокоившись; развеяв подозрения; растаяв на солнце; раскрасив стены; расстроившись от неудач; высушив одежду; выкатив велосипед; доставив удовольствие; затеявши спор; обидевшись на подругу; утратив надежду; понадеявшись на друга; расставив ударение; подъехав к дому; устроившись поудобнее; направившись к лесу; расправив крылья; насыпав зерен; услышав новость; не развеяв сомнения; промаявшись до вечера.

Почему не с деепричастием написали раздельно?

13с


         Частица 
не с деепричастиями обычно пишется раздельно:  

              не отдохнув, не пообедав, не замечая.  

        Не с деепричастиями пишется слитно, если деепричастия образованы:  

    1.   от глаголов, без 
не не употребляющихся:  

                  недоумевая, негодуя, ненавидя;  

    2.   от глаголов с приставкой 
недо- :  

                    недосыпая, недовыполнив.   

Найдите  начало предложений и сделайте вывод об их употреблении

 14с

Не зная броду, не суйся в воду.

Не убив медведя, шкуры не продают.

Не отведав горького, не узнаешь сладкого.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

Не погрузившись в воду, плавать не научишься.

Не замочив руки, не умоешься.

Выпишите только фразеологизмы:

15с

Раздвинув занавески, спустя рукава, положив руку на стол, положив зубы на полку, сломя голову, держа кувшин, засучив рукава, повесив пальто, повесив нос, скрипев листы, скрепя сердце, затаив дыхание.  

 Проверьте себя

16с  

Спустя рукава,   положив зубы на полку, сломя голову,   засучив рукава,   повесив нос,  скрепя сердце, затаив дыхание.  

Что такое деепричастный оборот? Какова его роль в предложении?

17с

  Понятие о деепричастном обороте.  


          
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный  
оборот: 

 
        Деепричастный оборот всегда выступает в роли одного члена  
предложения – 
обстоятельства и отвечает на вопросы:    

            когда?     как?     каким образом?     c какой целью?       почему?    


         В предложении деепричастный оборот (а так же и одиночное  
деепричастие) 
выделяется с обеих сторон запятыми.  

Помните!   В составе фразеологизмов деепричастия на письме запятыми не выделяются:  
                                  Мать слушала её затаив дыхание.   


A4


Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1)

в аудитории началась дискуссия.

2)

у меня возник интерес к этой проблеме.

3)

требуются конкретные примеры.

4)

мы имели в виду главным образом его словарный  запас.


          
Помните!   Действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное  
деепричастием, всегда относятся к одному и тому же лицу или предмету. 

 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

2) была выявлена интересная закономерность развития языка.

3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков

законов.

4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

Сделайте выводы по уроку, исходя из его задач.

1.Параграф 52 (знать содержание)

2. Выполнить А4

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"

Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....

Урок по теме "Деепричастие"

Обобщающий урок по теме "Деепричастие"....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Разработка урока. Тема: Деепричастие как особая форма глагола

Данная методическая разработка ставит своей целью познакомить учащихся с новой для них частью речи.В ходе урока знакомятся с морфологическими признаками деепричастия, учатся находить деепричастия в те...