ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_i_prichastie_v_slovosochetanii_i_predlozhenii.docx | 19.86 КБ |
deeprichastie_i_prichastie_v_slovosochetanii_i_predlozhenii.pptx | 81.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ.
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
Ц е л ь у р о к а:
- повторить и обобщить сведения о роли деепричастий и при частий в словосочетании и предложении;
- проверить умение учащихся выделять причастные и деепричастные обороты;
- закрепить навык правописания Н и НН в причастиях;
- воспитывать интерес к деепричастиям и причастиям как необходимым элементам книжной речи, используемых в творческих работах учащихся – изложениях, сочинениях;
- воспитывать внимание и интерес к слову, оборотам речи в книжной и разговорной речи.
ХОД УРОКА
- Орг. Момент
- Постановка задач урока
- Языковая разминка
- О.М. 594 «Дырявое письмо» (Запишите нужную букву)
З..щ..щаться от н..п..дения, и..делия р..м..сленников, юв..лирные укр..шения, отд..ленная м..с..ность, непр..лазная грязь.
В итоге должно получиться (А, И, А, А, З, Е, Е, Е, А, А, Е,Т, О).
- Объясните вставленные буквы там, где это возможно.
2) Фронтальный опрос.
Сегодня на уроке мы проверим, как вы усвоили материал о причастии и деепричастии. Для начала давайте вспомним, что представляют собой эти части, каковы их морфологические и синтаксические признаки.
- Отгадайте загадку.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(П.П.Чесноков.
Эта загадка о причастии. )
Далее обращается внимание на эпиграф.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что значит «причастный»? (Причастный – имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
- Расскажите о причастии как части речи.
- Каковы его морфологические и синтаксические признаки?
А теперь поговорим о деепричастии.
- Что такое деепричастие как часть речи?
- Какие имеет признаки других частей речи? Что это за признаки?
IV. Закрепление знаний, умений и навыков по теме
№ 681
- Определите, в чём заключается сходство роли дееп ричастия и причастия в словосочетании, и провертьте свои предположения, ознакомившись с заданием упражнения 681. (они являются главными словами в словосочетании)
а) работа с этимологией слов;
б) составление словосочетаний
Обжигая горшок, обжигавший горшок; привлекая внимание, привлекавший внимание, построив деревню, построивший деревню, наполняя корзину, наполненная корзина, завязав косынку, завязанная косынка, закрыв кошелек, закрытый кошелек, сколотив лестницу, сколоченная лестница.
-Что мы сейчас с вами составили? Что такое прич. + з.сл., дееприч. + з. сл.?
Работа с текстом.
На доске записан небольшой текст. Ваша задача – найти в нем причастия и деепричастия.
Чайка, летевшая над морем, немного покрутив над водой, села на прибрежные камни. Осмотревшись, птица внезапно взлетела. Чем-то обеспокоенная, она парила над водой.
Задания по тексту:
а) записать текст, расставить знаки препинания;
б) рассказать о постановке знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами;
в) определить синтаксическую роль причастий и деепричастий.
№ 686
Синтаксическая роль кратких причастий, правописание одной н в кратких причастиях.
*Объяснительный диктант из предложений, читаемых учителем (на доске пишут вызываемые учителем учащиеся):
Размахивая обожженными руками, Сима помчался к воротам. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., ослож. дееприч. оборотом)
Небо, усеянное звёздами, манило к себе. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., ослож. прич. оборотом)
Потрескивая, догорал костёр.
Чёрный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
- Итог урока.
- В чем схожи причастие и деепричастие как части речи?
- Каковы признаки глагола у причастий и деепричастий?
- Каковы синтаксические признаки причастий и деепричастий?
- Д.з.
О.м. 594, № 683
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дырявое письмо» З..щ.. щаться от н..п.. дения , и.. делия р..м.. сленников , юв ..лирные укр .. шения , отд..ленная м..с.. ность , непр ..лазная грязь.
Отгадайте загадку. - Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю.
Как вы понимаете смысл этого высказывания? Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль .
Работа с текстом. Чайка летевшая над морем немного покрутив над водой села на прибрежные камни. Осмотревшись птица внезапно взлетела. Чем-то обеспокоенная она парила над водой.
Итог урока. - В чем схожи причастие и деепричастие как части речи? - Каковы признаки глагола у причастий и деепричастий? - Каковы синтаксические признаки причастий и деепричастий?
Домашнее задание О.м . 594 , № 683
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.
Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Урок "Роль деепричастий в речи"
Урок построен в форме презентации.Тип урока: комбинированныйЦель данного урока: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.В ходе урока ребята должны попытаться определить роль деепричастий в ...
Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций» (7 класс)...