Звонкие и глухие согласные. Озвончение и оглушение согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvonkie_i_gluhie_soglasnye.ozvonchenie_i_oglushenie_soglasnyh_zvukov.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель Коломиец Светлана Григорьевна
Класс 5
Дата (четверть) 2 четверть
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2011
Тема: Звонкие и глухие согласные.Озвончение и оглушение согласных звуков.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Результаты:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать позиционные чередования звонких и глухих согласных (озвончение и оглушение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах. | Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования |
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
Устойчивый познавательный интерес к русскому языку, патриотизм | Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы | Уметь определять и формулировать тему урока, цель на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
Оборудование: учебник, карточки
Этап урока | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | фронтальная | Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Ребята, как вы понимаете высказывание М.Горького: «Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова». | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают точку зрения. |
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Фронтальная, индивидуальная | На доске записаны задания. 1.Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении: Аист жил у нас на крыше, А в подвале жили мыши. 2.Сколько общих звуков в словах ЗАВОД и ЗОВЁТ? 3.В каком из слов количество букв и звуков совпадает: приятно, грустный, соль, ехать, юг. 4.Найдите четвертое лишнее слово и объясните почему? Зодчий, редька, след, усадьба. | Отвечают на вопросы. Строят свои высказывания, доказывают точку зрения. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на них, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
III. Вхождение в тему урока. Целеполагание. | Фронтальная, индивидуальная | -Ребята, мне в руки сегодня попала записка. Давайте ее попробуем прочитать. [ Й’а л’убл’у свай’у лашатку, пр’ич’ишу й’эй’ шорстку глатка]. -Что у вас получилось? -Почему слова ЛОШАДКА и ГЛАДКО пишутся не так, как произносятся? -Что происходит с согласным Д в этих словах? -В каких случаях еще происходит оглушение согласных? -А какой процесс происходит в следующих словах? ( просьба, косьба) -Итак, ребята, исходя из выполненных нами заданий, сформулируйте тему урока. (Озвончение и оглушение согласных звуков) -Какие цели данного урока мы поставим перед собой? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, строят высказывания и аргументируют их. Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем. |
IV. Открытие нового знания. Работа по теме урока. | Индивидуальная, работа в парах | 1. Вспомните, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной на конце слова. (Учащиеся говорят правило). -Давайте посмотрим, что происходит, когда звонкий согласный оказывается перед глухим. -Спишите слова, подбирая к ним проверочные, укажите звук, который обозначен пропущенной в слове буквой по образцу. Голу..ка (п) (голуби), запе..ка, поез..ка, сторо..ка, ска..ка, о..ставить. -Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? (Вывод: в нашем языке парные звонкие и глухие согласные звуки рядом стоять не могут: предыдущий звонкий становится похожим на последующий глухой. Замена звонких согласных звуков парными им глухими называется оглушением. Оглушение никогда на письме не отражается: оглушаются звуки, а не буквы.) Спишите слова: Молотьба, косьба, сдал, отбросить, просьба. -Укажите звук, обозначенный выделенной буквой. -Что мы наблюдаем? Сделайте вывод. (Вывод: -чаще всего глухие согласные озвончаются в приставках; -озвончаются они также в корнях перед суффиксом –б-(пастбище). -Глухие согласные озвончаются перед всеми парными звонкими согласными, кроме «в», т.е. перед «б, г, д, ж, з». -Озвончение на письме не отражается, т.к. озвончаются не буквы, а звуки.) -Ребята, а попробуйте догадаться, какие слова затранскрибированы? [рох], [йух],[ митинх] (рог, юг, митинг) -Так произносятся эти слова на Кубани. Отличием кубанского диалекта является украинское "г", которое произносится как "г",например, в слове "бухгалтер". Этот звук является звонкой парой согласному [х], а не [к], поэтому при оглушении на месте "г" читается [х]: "рог" как [рох], а не как [рок], "юг" как [йух], а не как [йук]. Правило строго поддерживается и в заимствованиях ("митинх"). | Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму. 1 ученик работает у доски (карточка1), класс списывает слова, указывают звук. Делают вывод: что называется оглушением. Работают в парах со словами и звуками. Делают вывод. Выполняют задание учителя, высказывают свои предположения | Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). Коммуникативные: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: извлекают необходимую информацию из выполняемых упражнений, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
V. Физминутка | фронтальная | -Ребята, предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть. Игра называется «Зоопарк». Я буду называть животных, а вы, если в них все согласные звонкие, хлопаете в ладоши, а если –глухие, топаете ногой. Баран, зебра, кот, утка, выдра, кит, пес, гагара, олень. | Выполняют задание | |
VI. Закрепление знаний | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | -упр.287 (устно). Сколько раз встречается звук [ш] в стихотворении? -упр.288 (письменно). Спишите, подчеркните слова, в которых все согласные звонкие. -упр.289 (устно). Какими буквами обозначены звуки [п], [т]? | Выполняют задания, отвечают на вопросы Работают в паре | Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор. Коммуникативные: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища. |
V. Подведение итогов, рефлексия | Фронтальная, индивидуальная | 1.Что открыли для себя? 2.Чему научились? - Заполните лист, оценив себя за работу на уроке. 1) На уроке я работал … активно/пассивно 2) Своей работой на уроке я … доволен/недоволен 3) Урок для меня показался … коротким/длинным 4) За урок я … устал/не устал 5) Домашнее задание мне кажется … лёгким/трудным | Ученики оценивает свою работу, отвечая на вопросы и заполняя оценочный лист. | Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) |
VI. Домашнее задание | -Составьте синквейн на тему «Согласные», отразив в нем тему нашего урока. | Записывают домашнее задание | Познавательные: уметь проявлять творческое начало. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"
Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...
Технологическая карта урока русского язык в 5 классе "Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение".
Изучение "Фонетики" в 5 классе вызывает неподдельный интерес учащихся. Язык настолько богат своими красками и переливами... Многое из жизни звуков для учащихся 5 класса становится насоящим открытием!...
Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.
Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...
Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие
План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...
Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.
- определять орфограмму и обосновывать своё мнение;- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста.Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова...