Урок " Правописание безударных личных окончаний глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Борисова Наталья Анатольевна

Урок повторения и обобщения знаний . 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.pravopisanie_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Наталья Анатольевна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2».

Русский язык.5 класс .Конспект урока.

Учебник Разумовской М.М. и др. Русский язык , 5 класс.М.:Дрофа,2015.

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глагола»

I.Актуализация знаний.

Учитель. Здравствуйте,ребята. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Ребята , вы заметили приближение весны? А какие поэты писали о природе родного края?

Ученики. А.Фет , С.А. Есенин , Ф.И. Тютчев , Никитин и др.

Учитель. Очень хорошо! Давайте запишем строчки из стихотворения Ф.И. Тютчева.

        Зима недаром злится,

        Прошла её пора.

        Весна в окно стучится

        И гонит со двора.

Учитель. Сколько здесь предложений? Какие это предложения – простые или сложные?

Ученики.1предлжение сложное , 2- простое.

Учитель. Почему во втором предложении перед союзом и нет запятой?

Ученики. Союз и соединяет однородные сказуемые.

Учитель. Подчеркните грамматическую основу. Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Определите вид и время глаголов.

II. Постановка  проблемы.

Учитель. Выделите окончания у глаголов настоящего времени.

        В правописании окончания какого глагола мы можем допустить ошибку?

Ученики. Это глагол гонит.

Учитель. Верно. А почему мы можем здесь ошибиться?

Ученики. Окончание глагола безударное .

Учитель. Кто попытается сформулировать тему урока?

Ученик.Правописание безударных личных окончаний глагола.                                                  

Учитель. Молодцы!      

III.Определение цели урока.

Учитель.  Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

Ученики. Учились выделять личные окончания глаголов. Изменяли глаголы по лицам и числам, т.е. спрягали. Учились определять спряжение глаголов.

Учитель. Что такое спряжение? Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

Ученики. Глаголы 1 спр. Имеют окончания –ешь,-ет,-ем,-ете, -ут(-ют)

              Глаголы 2 спр. Имеют окончания –ишь,-ит,-им,-ите, -ат(-ят)

Учитель. Ребята, различаются ли окончания глаголов 1 и 2 спр. под ударением?

Ученики. Да, различаются.

Учитель.Определите, к какому спряжению относятся глаголы ЗЛИТСЯ и СТУЧИТСЯ   из нашего стихотворения.

Ученики. 2 спр.

Учитель. Глагол ГОНИТ имеет безударное личное окончание, и мы можем ошибиться в его написании. Как вы думаете, в каком случае у вас не будет проблем с правописанием безударных личных окончаний глаголов?

Ученики. Если мы будем знать, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Учитель. Какова цель нашего урока?

Ученики. Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Учитель Верно. Молодцы!

IV.Планирование деятельности.

Учитель: Что мы должны делать, чтобы достичь поставленной цели?

Помогите составить план действий, вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова. Работаем в парах.

На доске или на экране записано:

1) Вывести новое ………… (правило)  -  зависимость спряжения глагола от его инфинитива.

2) Научиться применять новое правило – составить………..  (алгоритм, последовательность) действий.

3) ……………   (Выучить) исключения из правила.

4) ……………   (Применить, использовать)новые знания для выполнения упражнений и ………………     (исправления)  ошибок в примерах, данных   на уроке .

Ученики вставляют в пропуски подходящие по смыслу слова.

V.Критерии оценивания.

Учитель: Правильно! Очень хорошо! Итак, нам сегодня предстоит очень интересная работа. И чтобы понять, насколько хорошо мы с ней справляемся, давайте договоримся о критериях оценки.

Перед учащимися ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА:

За что можно заработать баллы?

Сколько баллов можно заработать?

1.В ходе наблюдения за материалом выявлена закономерность (новое правило), сформулировано новое правило.

Не смог выявить закономерность, не смог сформулировать правило – 0  баллов

Смог выявить закономерность, но не смог сформулировать правило – 1 балл

Смог выявить закономерность и сформулировать правило – 2  балла

2.Знание алгоритма определения

безударного личного окончания глаголов.

 Пока не знаю алгоритма – 0 баллов

Пока не очень хорошо запомнил алгоритм, применяю его, используя  запись – 1 балл

Хорошо знаю алгоритм – 2 балла

3. Знание всех глаголов-исключений.

Пока не знаю все глаголы-исключения  – 0 баллов

Знаю все глаголы-исключения – 1 балл

4.Умение применять алгоритм определения безударного личного окончания глаголов на практике.

1 балл за каждое правильное личное окончание глагола в трех видах заданий.

- Задание № 1 – 8 баллов

- Задание № 2 – 4 балла

- Задание № 3 – 5 баллов

Максимальное количество

22 балла

Перевод набранных баллов в оценку.

Количество баллов

Оценка

20-22

«5»

17-19

«4»

11-16

«3»

≤ 10

«2»

Учитель: Каждый из вас попробует самостоятельно оценить результаты своей деятельности на уроке, я буду подсказывать, когда необходимо вносить данные в таблицу.

VI.Основная часть урока.

Учитель: Внимание! Сейчас каждому из вас предстоит сделать открытие важнейшего правила грамматики! Читаем, изучаем таблицу, ищем закономерности (таблица выведена на экран или написана на доске, колонка «Спряжение» заполняется учителем или учеником после чтения строки).

Н.ф. глагола

На что заканчивается н.ф.

3-е лицо, ед. ч. глагола

3-е лицо, мн. ч.                глагола

Спряжение

СТРОИТЬ

на -ИТЬ

(ОН) СТРОИТ

(ОНИ) СТРОЯТ

II

КЛЕИТЬ

на -ИТЬ

(ОН) КЛЕИТ

(ОНИ) КЛЕЯТ

II

ГРЕТЬ

на -ЕТЬ

(ОН) ГРЕЕТ

(ОНИ) ГРЕЮТ

I

ЗНАТЬ

на -АТЬ

(ОН) ЗНАЕТ

(ОНИ) ЗНАЮТ

I

ВЕЯТЬ

на -ЯТЬ

(ОН) ВЕЕТ

(ОНИ) ВЕЮТ

I

ДУТЬ

на -УТЬ

(ОН) ДУЕТ

(ОНИ) ДУЮТ

I

РЫТЬ

на -ЫТЬ

(ОН) РОЕТ

(ОНИ) РОЮТ

I

НЕСТИ

на -ТИ

(ОН) НЕСЁТ

(ОНИ) НЕСУТ

I

ПЕЧЬ

на -ЧЬ

(ОН) ПЕЧЁТ

(ОНИ) ПЕКУТ

I

Учитель: Как же зависит спряжение глагола от его инфинитива? Какие будут предположения?

        Ученики: Если глагол в инфинитиве заканчивается на  –ИТЬ, это глагол  II  спряжения. Если глагол в инфинитиве заканчивается на  –ЕТЬ,  –АТЬ ,  –УТЬ и так далее, это глагол  I  спряжения.

Учитель: Так… У кого есть другие гипотезы? (Если такие есть, выслушиваем, при необходимости поправляем) Кто согласен с первым наблюдением? Хорошо! В первом пункте оценочной таблицы даём себе оценку, то есть обводим кружком заработанный нами балл.

Учитель: Теперь обратимся к учебнику. Читаем правило на стр.231 (Ученики читают)

Учитель: Всё ли понятно? Хорошо!  Самое главное - знать…

Ученики: Заканчивается ли глагол в инфинитиве на –ИТЬ и является ли исключением.

Учитель: Теперь наша задача – составить алгоритм действий для определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Нам нужно дополнить необходимой информацией карточку АЛГОРИТМ (карточка у каждого ученика на парте и её изображение выводится на экран).

АЛГОРИТМ

определенияспряжения глагола с безударным личным окончанием.

1)Задать вопрос  к глаголу:

2)Поставить вопрос и глагол… в инфинитив:

3) Ответить: это глагол  на–ИТЬ?

4) Ответить: это глагол-исключение?

5) Определить спряжение глагола.

Помнить, что все глаголы на  -ИТЬ, кроме брить, стелить,  зиждиться,  относятся… коII спряжению.

Знать, что 11 глаголов-исключений (7 на –еть и 4 на –ать) относятся ко II спряжению:   Гнать – держать, терпеть  - обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И ещё дышать, смотреть.

Все остальные глаголы (на  –ЕТЬ,  –АТЬ ,  –УТЬ,  –ОТЬ,  –ЫТЬ  и др. ) относятся к I спряжению

Учитель:Пробуем работать с алгоритмом?

Прочитаем текст Н.Сладкова.(текст на слайде)

  Вход(и/е)шь в лес и глад(и/е)шь ладонью деревья, будто старых друзей похлопыва(и/е)шь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дыш(а/у)т.

(Н. Сладков)

 Ученики:1) Задаёмвопрос  к глаголу: вход(и/е)шь (что делаешь?)

       2) Ставим вопрос и глагол в инфинитив: (что делать?)входить.

3) Это глагол  на –ИТЬ? Да.

4) Это глагол-исключение?Нет.

5) Следовательно, глаголвходить II спряжения, нужно писать: входишь.

Учитель: Молодец! С каким окончанием следует написать глагол (они) дыш(у/а)т?

       Ученики: 1) Задаём вопрос  к глаголу:дыш(у/а)т (что делают? )

       2) Ставим вопрос и глагол в инфинитив: (что делать?) дышать

3) Это глагол  на –ИТЬ? Нет.

4) Это глагол-исключение? Да.

5) Следовательно, глаголдышать 2 спряжения, нужно писать: (они)дышат.

Учитель:

Хорошо! Правильно ответившие ребята во втором пункте оценочной таблицы обводят кружком 2 балла. А кто запомнил глаголы-исключения и может их назвать?

       (Ученики называют глаголы-исключения друг другу, баллы заносятся в третий пункт оценочной таблицы; используется взаимопроверка).

Учитель:

А мы приступаем к выполнению упражнений. Мы будем учиться…

Ученики:Правильно писать безударные личные окончания  глаголов, используя алгоритм.

Учитель:Работаем в тетради самостоятельно  4-5  минут. Кому будет трудно - поднимите руку, я помогу.

ЗАДАНИЕ № 1:

Маша маш…т.

Варя вар…т

Паша паш…т.

Катя кат…т

Маня ман…т.

Поля пол…т.

Валя вал…т.

Коля кол…т.

Учитель: Проверяем задание, проговаривая алгоритм. Оцениваем себя по второму  (отвечающие) и четвертому (все) пунктам оценочной таблицы.

Учитель:Следующее задание научит нас быть внимательными к виду глагола: иногда глаголы из видовых пар относятся к разным спряжениям. Вспомним, что такое вид глагола…

Ученики:Различаются 2 вида глаголов. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать? А глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: что делать?

Учитель:Верно!А теперь немного поиграем «Составь слово!»

  1. Выдели приставку в слове входишь.
  2. Замени её на другую приставку со значением «направленность движения изнутри наружу»
  3. Поставь получившийся глагол в форму 1 лица мн.числа

Ученики. Слово выходим.

 Учитель. Молодцы! Верно. Составьте и запишите видовую пару к этому слоау.

Выход…м – выйд…м – глаголы с одинаковым лексическим значением, различаются их виды: (что делаем?) выход…м – несов. вид, (что сделаем?) выйд…м – сов. вид. Одинаковые ли у глаголов окончания? Кто будет рассуждать вслух?

(2 ученика применяют алгоритм, объясняют вслух правописание безударных личных окончаний глаголов, фиксируют баллы во втором пункте оценочной таблицы)

Учитель:А теперь самостоятельная работа над заданием № 2 в тетради с последующим комментарием и записью баллов в таблицу:

ЗАДАНИЕ № 2:  (Он) обижа…тся – (он) обид…тся,

                            (он) отвеча…т – (они)   ответ…т.  

Учитель: Какой мы должны сделать вывод о правописании окончаний глаголов в видовых парах?

Ученики:Глаголы из видовых пар могут относиться к разным спряжениям, нужно быть внимательными, чтобы не допустить ошибки.

Учитель: Хорошо, верно! А теперь нам предстоит работа, которая требует особенного внимания – работа с безударными личными окончаниями глаголов в тексте. (Тексты напечатаны, розданы заранее учащимся)Работаем самостоятельно, затем проверяем все вместе.

 ЗАДАНИЕ № 3:Запишите глаголы в неопределенной форме, определите спряжение глаголов, вставьте на месте пропусков орфограммы, используя алгоритм рассуждения, объясните правописание личных окончаний глаголов.

Ранним вечером низко над водой стел…тся(……………….) туман, едва колебл…тся (………………....) тростник, в зарослях бормоч…т (………………..)  и воз…тся (……………….....)  цапли. Чуть шепч…тся(…………………..) прибрежные  ивы.

        (Ученики при проверке объясняют по одному слову, чтобы как можно больше ребят проговорило алгоритм рассуждения)

Учитель: Хорошо! Заносим оценку за  выполнение третьего задания в оценочную таблицу.

Оценивание

Учитель: Попробуем подвести итоги. Какую цель мы сегодня ставили?

Ученики: Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Учитель: Как определить, насколько каждый из нас продвинулся в её исполнении?

Ученики: По результатам оценочной таблицы.

Учитель: Поднимите руки, кто набрал 20-22 балла. Молодцы! Вы получаете оценку «отлично». Кто набрал 17-19 баллов? Я очень рада! Вы получаете оценку «хорошо». Теперь попробуем разобраться, что пока не получается…

Рефлексия

Учитель:Перед вами на экране таблица, в которой указаны причины, устранение которых позволит нам добиться успеха (учитель читает причины, указанные в таблице). Те из вас, кто сегодня набрал 16 баллов и меньше, попробуют выбрать из предложенного списка 1-2 причины, наиболее характерные для него, записать в тетради её (их) номер(а).

Причины, мешающие правописанию безударных личных окончаний глаголов

1. Пока ещё плохо знаю личные окончания глаголов I и II спряжений

2. Путаю вопросы к глаголам несовершенного и совершенного видов.

3. Пока не запомнил все глаголы-исключения.

4.Пока не запомнил алгоритма определения спряжения глагола.

5. Всё понял, но нет уверенности, что делаю правильно.

6. Медленнее других выполняю задание.

7. Другое.

Способы их устранения

1. Выучить личные окончания глаголов I и II спряжений

2. Прочитать материалы для наблюдений и теорию параграфа

3. Выучить глаголы-исключения. (см. карточку с алгоритмом

4. Прочитать алгоритм по карточке, тренировать-ся, выполняя упражнения

5. Проверь себя ещё раз по материалам учебника и карточке с алгоритмом и будь смелее – тебя поддержат!

6. Больше выполняй упражнений – появится навык, придёт скорость.

7.

Домашнее задание

Р.т.

Р.т

Р.т.

Упр.656

Упр.657

6.Упр.658

7.

Учитель:Для ребят, набравших за урок 17 баллов и больше, домашним заданием будет следующее: придумать и записать в тетради словарный диктант из 8 словосочетаний, в которых будут глаголы с безударными личными окончаниями, или 2-3 предложения, в которых будет не меньше 5глаголов с безударными личными окончаниями.Успеха, мои дорогие ученики!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Урок по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разработка урока на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Работа в группах "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола"

   В группах по 2-4 человека всегда работать веселее. Ученики при такой работе запоминают гораздо больше, потому что им помогают свои же одноклассники, то есть  нет страха сказат...