Рабочие программы внеурочной деятельности 5-8 классы
рабочая программа по русскому языку (5, 7, 8 класс)
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
По ступенькам русской словесности. 5 класс. | 40.23 КБ |
По ступенькам русской словесности. 7 класс. | 39.64 КБ |
По ступенькам русской словесности.8 класс. | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП ООО МБОУ «СОШ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«По ступенькам русской словесности»
для 5 класса
Составитель: Иванова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2017 - 2018 учебный год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой начальный этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова).
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
- помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
- обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
Место курса внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности»:
рабочая программа рассчитана на изучение курса в V классе – 34 ч, VI – 34ч, VII- 34ч, VIII- 34ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Срок реализации программы – 5 лет.
В результате изучения внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности» обучающиеся должны приобрести следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другимиинформационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманиемосновного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационнойпереработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различныхфункционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русскоголитературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанровс соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основнойи дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствиис акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный составслова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия;проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательныйи морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановкизнаков препинания в предложении;использовать орфографические словари.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Тема/раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности |
Что такое слово (2) | |||
1 | Слово как единица языка и как словесное высказывание. Назначение языка. | Групповая работа | Чтение и обсуждение Библии (Заповедей) |
2 | Размышление о значении языка | Практическое занятие | Работа с этимологическим словарем, текстами художественной литературы. Посещение библиотеки школы. |
Что такое словесность (3) | |||
3 | Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Формы словесности. | Групповая работа | Обсуждение репродукции картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный» |
4 | Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. | Практическое занятие | Составление словесных портретов, использование справочной литературы. Использование текстов А.Н.Толстого «Золотой ключик», К.И.Чуковского «Бармалей» |
5 | Различение разговорного и литературного языка. | Практика деловой игры | Разгадывание ребусов, шарад, метаграмм |
Богатство лексики русского языка (4) | |||
6 | Лексическое значение. Способы определения значения слов. | Тренинг | Игра «Отгадай слово» Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля |
7 | Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы. Синонимы. Антонимы | Практика деловой игры | Работа с толковыми словарями. Составление и разгадывание кроссвордов. |
8 | Неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы. Их роль в художественных произведениях. | Тренинг | Игра «Мешки со словами». Работа с текстом. |
9 | Употребление лексических ресурсов языка. | Практическое занятие. | Выразительное чтение художественного текста, анализ лексики. |
Прямое и переносное значение слов (2) | |||
10 | Прямое и переносное значение слов. Эпитет. Сравнение. Аллегория. | Тренинг | Решение филологических задач. |
11 | Понимание прямого и переносного значения слов. | Практическое занятие. | Выразительное чтение художественного текста, анализ лексики. |
Текст (6) | |||
12 | Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. | Групповая работа | Знакомство с текстами разных типов речи. Рассказываем истории о возникновении письменности (презентации) |
13 | Способы связи предложений в тексте. | Практикум. | Работа с текстом. |
14 | Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. | Практикум. | Работа с текстом. |
15 | Работа с текстами. Создание повествовательного текста на предложенную тему. | Практическое занятие. | Составляем текст на тему «На горке…» с использованием презентаций, рисунков; инсценируем. |
16 | Создание словесного описания предмета. | Практикум. | Создание словесного портрета. |
17 | Создание текста-рассуждения (диалога, монолога). | Групповая работа. | Ролевая игра. «Разговор по телефону». |
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (4) | |||
18 | Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. | Устный журнал | Читаем выразительно любимые стихотворения. |
19 | Интонация в прозаическом тексте | Тренинг | Читаем выразительно стихи |
20 | Особенности интонации в стихотворной речи. | Практика деловой игры | Анализ поэтического текста. |
21 | Различение стихотворной и прозаической речи. | Практическое занятие | Работа с текстами художественной литературы. |
Устная народная словесность (3) | |||
22 | Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказки. Особенности словесного выражения содержания в сказках. | Практикум | Сочиняем сказки. |
23 | Небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки как виды народной словесности. | Практика деловой игры. | Игра «Эрудит». |
24 | Различение видов устной народной словесности. | Групповая работа | Выразительное чтение и анализ произведений УНТ. |
Литературное эпическое произведение (5) | |||
25 | Произведение, созданное писателем (эпическое, лирическое, драматическое). Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. | Практикум. | Рисуем иллюстрации к сказкам, к басням |
26 | Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё. | Практикум | Выразительное чтение и анализ литературных сказок. |
27 | Басня. Особенности языка и построения басен. | Групповая работа | Анализ басни |
28 | Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. | Практическое занятие | Выразительное чтение текстов. Заметки на полях. |
29 | Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. | Практическое занятие | Сочиняем тексты |
Литературное лирическое произведение (2) | |||
30 | Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. | Практическое занятие | Тексты лирических произведений |
31 | Значение стихотворной речи в лирическом произведении. | Практическое занятие | Анализ стихотворных текстов. |
Литературное драматическое произведение (2) | |||
32 | Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. | Практика деловой игры | Инсценирование сказки |
33 | Инсценировка драматического произведения | Практика деловой игры | Инсценирование пьесы |
34 | Чему мы научились. (1) | Игра | Интерактивная игра по русской словесности. Представление презентаций учащимися. |
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«По ступенькам русской словесности»
5 в, г класс
2017-2018 учебный год
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год – 34
Учитель: Иванова Ольга Александровна
№ | Тема урока | Запланировано | Фактически проведено | |||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | |||
Раздел (тема): Что такое слово. Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч. | ||||||
1 | Слово как единица языка и как словесное высказывание. Назначение языка. | 1 | 05.09 | 1 | 05.09 | |
2 | П/з. Размышление о значении языка | 1 | 12.09 | 1 | 12.09 | |
Раздел (тема): Что такое словесность. Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 ч. | ||||||
3 | Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Фомы словесности. | 1 | 19.09 | 1 | 19.09 | |
4 | Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. | 1 | 26.09 | 1 | 26.09 | |
5 | П/з. Различение разговорного и литературного языка. | 1 | 03.10 | 1 | 03.10 | |
Раздел (тема): Богатство лексики русского языка. Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч. | ||||||
6 | Лексическое значение. Способы определения значения слов. | 1 | 10.10 | 1 | 11.10 | |
7 | Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы. Синонимы. Антонимы | 1 | 17.10 | 1 | 18.10 | |
8 | Неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы. Их роль в художественных произведениях. | 1 | 24.10 | 1 | 25.10 | |
9 | П/з. Употребление лексических ресурсов языка. | 1 | 31.10 | 1 | 01.11 | |
Раздел (тема): Прямое и переносное значение слова. Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч. | ||||||
10 | Прямое и переносное значение слов. Эпитет. Сравнение. Аллегория. | 1 | 14.11 | 1 | 15.11 | |
11 | П/з. Понимание прямого и переносного значения слов. | 1 | 21.11 | 1 | 22.11 | |
Раздел (тема): Текст. Количество часов на изучение раздела (темы) – 6ч. | ||||||
12 | Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. | 1 | 28.11 | 1 | 29.11 | |
13 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | 05.12 | 1 | 06.12 | |
14 | Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. | 1 | 12.12 | 1 | 13.12 | |
15 | Работа с текстами.Создание повествовательного текста на предложенную тему. | 1 | 19.12 | 1 | 20.12 | |
16 | Р.р. Создание словесного описания предмета. | 1 | 26.12 | 1 | 27.12 | |
17 | Р.р. Создание текста-рассуждения (диалога, монолога). | 1 | 09.01 | 1 | 10.01 | |
Раздел (тема): Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч. | ||||||
18 | Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. | 1 | 16.01 | 1 | 17.01 | |
19 | Интонация в прозаическом тексте | 1 | 23.01 | 1 | 24.01 | |
20 | Особенности интонации в стихотворной речи. | 1 | 30.01 | 1 | 31.01 | |
21 | П/з. Различение стихотворной и прозаической речи. | 1 | 06.02 | 1 | 07.02 | |
Раздел (тема): Устная народная словесность. Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 ч. | ||||||
22 | Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказки. Особенности словесного выражения содержания в сказках. | 1 | 13.02 | 1 | 14.02 | |
23 | Небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки как виды народной словесности. | 1 | 20.02 | 1 | 21.02 | |
24 | Различение видов устной народной словесности. | 1 | 27.02 | 1 | 28.02 | |
Раздел (тема): Литературное эпическое произведение. Количество часов на изучение раздела (темы) – 5 ч. | ||||||
25 | Произведение, созданное писателем (эпическое, лирическое, драматическое). Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. | 1 | 05.03 | 1 | 06.03 | |
26 | Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё. | 1 | 12.03 | 1 | 13.03 | |
27 | Басня. Особенности языка и построения басен (онлайн-занятие). | 1 | 19.03 | 1 | 20.03 | |
28 | Рассказ и повесть.Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения (онлайн-занятие). | 1 | 02.04 | 1 | 10.04 | |
29 | Р.р. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям (онлайн-занятие). | 1 | 09.04 | 1 | 17.04 | |
Раздел (тема): Литературное лирическое произведение. Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч. | ||||||
30 | Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни (онлайн-занятие). | 1 | 16.04 | 1 | 24.04 | |
31 | Значение стихотворной речи в лирическом произведении (онлайн-занятие). | 1 | 23.04 | 1 | 08.05 | |
Раздел (тема): Литературное драматическое произведение. Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч. | ||||||
32 | Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка (онлайн-занятие). | 1 | 30.04 | 1 | 15.05 | |
33 | Инсценировка драматического произведения (онлайн-занятие) | 1 | 07.05 | 1 | 20.05 | |
34 | Чему мы научились (онлайн-занятие). | 1 | 14.05 | 1 | 22.05 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП ООО МБОУ «СОШ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«По ступенькам русской словесности»
для 7 класса
Составитель: Иванова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2019 - 2020 учебный год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой второй этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова).
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
- помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
- обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
Место курса внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности»:
рабочая программа рассчитана на изучение курса в V классе – 34 ч, VI – 34ч, VII- 34ч, VIII- 34ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Срок реализации программы – 5 лет. В 2019-20 учебном году обучающиеся изучают курс третий год.
В результате изучения внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности» обучающиеся должны приобрести следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия; проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Тема/раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности |
Материал словесности. Слово и словесность (1) | |||
1 | Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Русская словесность, ее происхождение и развитие. | Парная работа | Работа с толковым словарем Ожегова. Учимся работать со словарем. |
Разновидности и употребления языка (3) | |||
2 | Разговорный язык, его особенности и разновидности. | Практическое занятие | Лингвистические словари. Учимся работать со словарем. |
3 | Литературный язык. Нормы употребления литературного языка, его разновидности. | Групповая работа | Работа с текстами разных жанров. |
4 | Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. | Групповая работа | Работа с текстами разных жанров. |
Формы словесного выражения (3) | |||
5 | Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. | Групповая работа | Работа с презентацией |
6 | Изображение разговорного языка в художественном произведении. Сказ. | Тренинг | Работа с текстами. Составляем сказы. |
7 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм и интонация в стихах и в прозе. | Тренинг | Работа с текстами художественных произведений. |
Стилистическая окраска слов. Стиль (3) | |||
8 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. | Групповая работа | Работаем со словарем. Словарь фразеологизмов. Игра «Эрудит» |
9 | Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Практическое занятие | Описываем репродукции картин Кустодиева Б.М. и КрамскогоИ.Н. |
10 | Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля. | Практическое занятие. | Работа с текстом. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». |
Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности (1) | |||
11 | Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Аристотель о трех родах словесности. | Групповая работа | Работа с презентацией |
Устная народная словесность, ее виды и жанры (3) | |||
12 | Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, пословица, поговорка, загадка, былина, анекдот. | Практическое занятие. | Библиотечный урок. Выставка книг «Золотые зерна» народной мудрости» |
13 | Лирические виды народной словесности: песня, частушка. | Практикум | Литературные посиделки. |
14 | Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. | Практическое занятие | Драматические произведения. Инсценирование. |
Духовная литература, ее жанры (3) | |||
15 | Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение и как произведение словесности. | Групповая работа | Знакомство с текстами. |
16 | Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом. | Практикум. | Работа с текстом. Тексты эпических произведений, их особенность. |
17 | Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. | Практикум. | Комплексный анализ текста. Тексты эпических произведений, их особенность. |
Эпические произведения, их виды (4) | |||
18 | Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. | Групповая работа | Работа с презентацией |
19 | Литературный герой в рассказе и повести. Повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях. Рассуждение-монолог героя и автора. | Практика деловой игры | Анализ поэтического текста. |
20 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета. | Практикум | Составление схемы «Этапы сюжета». |
21 | Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Художественная деталь. | Тренинг | Работа с текстами художественной литературы. |
Лирические произведения (2) | |||
22 | Виды лирики: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения. | Групповая работа | Работа с презентацией |
23 | Композиция лирического стихотворения. «Ролевая лирика». Образ-переживание в лирике. | Устный журнал | Выразительное чтение лирических произведений. |
Драматические произведения (3) | |||
24 | Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма. | Групповая работа | Работа с презентацией |
25 | Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, ремарки. | Практическое занятие | Сочиняем сценки. |
26 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции | Практическое занятие | Инсценирование эпизодов драматического произведения. |
Лиро-эпические произведения, их виды (4) | |||
27 | Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе. | Практическое занятие | Баллады и поэмы Выразительное чтение. |
28 | Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров. Наличие сюжета. | Практическое занятие | Работа с текстами |
29 | Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора. | Практическое занятие | Экскурсия в библиотеку |
30 | Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса. | Практическое занятие | Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Выразительное чтение и анализ |
Взаимовлияние произведений словесности (3) | |||
31 | Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция. | Практическое занятие | Работа с текстом. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» |
32 | Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей | Практическое занятие | Творческая лаборатория. Презентации. Работа с текстом. А.Т.Твардовский «Василий Теркин». |
33 | Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей | Практическое занятие | Творческая лаборатория. Презентации. Работа с текстом. А.Т.Твардовский «Василий Теркин». |
Обобщение по теме «Язык как материал словесности» (1) | |||
34 | Чему мы научились. | Игра | Интерактивная игра по русской словесности. Представление презентаций учащимися. |
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«По ступенькам русской словесности»
7 а класс
2019-2020 учебный год
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год – 34
№ | Тема/раздел | Запланировано | Фактически проведено | |||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | |||
Раздел (тема): Материал словесности. Слово и словесность. Количество часов на изучение раздела (темы) – 1ч. | ||||||
1 | Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Русская словесность, ее происхождение и развитие. | 1 | 5.09 | 1 | 5.09 | |
Раздел (тема): Разновидности и употребления языка. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
2 | Разговорный язык, его особенности и разновидности. | 1 | 12.09 | 1 | 12.09 | |
3 | Литературный язык. Нормы употребления литературного языка, его разновидности. | 1 | 19.09 | 1 | 19.09 | |
4 | Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. | 1 | 26.09 | 1 | 26.09 | |
Раздел (тема): Формы словесного выражения. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
5 | Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. | 1 | 3.10 | 1 | 3.10 | |
6 | Изображение разговорного языка в художественном произведении. Сказ. | 1 | 10.10 | 1 | 10.10 | |
7 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм и интонация в стихах и в прозе. | 1 | 17.10 | 1 | 17.10 | |
Раздел (тема): Стилистическая окраска слов. Стиль. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
8 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. | 1 | 24.10 | 1 | 24.10 | |
9 | Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | 1 | 31.10 | 1 | 31.10 | |
10 | Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля. | 1 | 14.11 | 1 | 14.11 | |
Раздел (тема): Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности. Количество часов на изучение раздела (темы) –1 ч. | ||||||
11 | Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Аристотель о трех родах словесности. | 1 | 21.11 | 1 | 21.11 | |
Устная народная словесность, ее виды и жанры. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
12 | Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, пословица, поговорка, загадка, былина, анекдот. | 1 | 28.11 | 1 | 28.11 | |
13 | Лирические виды народной словесности: песня, частушка. | 1 | 5.12 | 1 | 5.12 | |
14 | Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. | 1 | 12.12 | 1 | 12.12 | |
Раздел (тема): Духовная литература, ее жанры. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | Духовная литература, ее жанры (3) | |||||
15 | Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение и как произведение словесности. | 1 | 19.12 | 1 | 19.12 | |
16 | Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом. | 1 | 26.12 | 1 | 26.12 | |
17 | Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. | 1 | 16.01 | 1 | 09.01 | |
Раздел (тема): Эпические произведения, их виды. Количество часов на изучение раздела (темы) –4 ч. | ||||||
18 | Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. | 1 | 23.01 | 1 | 16.01 | |
19 | Литературный герой в рассказе и повести. Повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях. Рассуждение-монолог героя и автора. | 1 | 30.01 | 1 | 23.01 | |
20 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета. | 1 | 6.02 | 1 | 30.01 | |
21 | Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Художественная деталь. | 1 | 13.02 | 1 | 06.02 | |
Раздел (тема): Лирические произведения. Количество часов на изучение раздела (темы) –2 ч. | ||||||
22 | Виды лирики: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения. | 1 | 20.02 | 1 | 13.02 | |
23 | Композиция лирического стихотворения. «Ролевая лирика». Образ-переживание в лирике. | 1 | 27.02 | 1 | 20.02 | |
Раздел (тема): Драматические произведения. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
24 | Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма. | 1 | 5.03 | 1 | 27.02 | |
25 | Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, ремарки. | 1 | 12.03 | 1 | 5.03 | |
26 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции | 1 | 19.03 | 1 | 12.03 | |
Раздел (тема): Лиро-эпические произведения, их виды. Количество часов на изучение раздела (темы) –4 ч. | ||||||
27 | Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе (онлайн-занятие). | 1 | 2.04 | 1 | 19.03 | |
28 | Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров. Наличие сюжета (онлайн-занятие). | 1 | 9.04 | 1 | 9.04 | |
29 | Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора (онлайн-занятие). | 1 | 16.04 | 1 | 16.04 | |
30 | Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса (онлайн-занятие). | 1 | 23.04 | 1 | 23.04 | |
Раздел (тема): Взаимовлияние произведений словесности. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
31 | Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция (онлайн-занятие). | 1 | 30.04 | 1 | 30.04 | |
32 | Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей (онлайн-занятие). | 1 | 07.05 | 1 | 07.05 | |
33 | Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей (онлайн-занятие). | 1 | 14.05 | 1 | 14.05 | |
Раздел (тема): Обобщение по теме «Язык как материал словесности». Количество часов на изучение раздела (темы) –1 ч. | ||||||
34 | Чему мы научились (онлайн-занятие). | 1 | 21.05 | 1 | 21.05 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП ООО МБОУ «СОШ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«По ступенькам русской словесности»
для 8 класса
Составитель: Иванова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2020 - 2021 учебный год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой второй этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова).
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
- помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
- обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
Место курса внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности»:
рабочая программа рассчитана на изучение курса в V классе – 34 ч, VI – 34ч, VII- 34ч, VIII- 35ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Срок реализации программы – 5 лет. В 2020-21 учебном году обучающиеся изучают курс четвертый год.
В результате изучения внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности» обучающиеся должны приобрести следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия; проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Тема/раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности |
Введение. Материал словесности. (1) | |||
1 | Почему надо изучать словесность? | Групповая работа | Работа с презентацией |
Средства языка художественной словесности (7) | |||
2 | Многообразие языковых средств и их значение. | Практическое занятие | «В творческой лаборатории». Анализируем тексты художественных произведений |
3 | Лексическое значение слова и семантика слова, словосочетания, оборота речи | Групповая работа | «Толковый словарь» Ожегова. Учимся работать со словарем. |
4 | Семантика фонетических средств языка. Значение интонации, ее элементы. Аллитерация и ассонанс. | Практическая работа | Схема «Элементы интонации». Конкурс на лучшее чтение текста прозаического произведения А.С.Пушкина. |
5 | Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых слов. | Групповая работа | «Творческая лаборатория». Работа с текстом. |
6 | Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, архаизмов, историзмов. | Тренинг | Работа с текстом |
7 | Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. | Тренинг | Анализируем язык художественного произведения. |
8 | Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление поэтических фигур. | Тренинг | Анализируем язык художественного произведения. |
Словесные средства выражения комического (3) | |||
9 | Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира, их сходство и различие. | Групповая работа | Играем. Составляем юморески |
10 | Языковые средства создания комического эффекта. Говорящие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении. | Практическое занятие | Играем. Составляем юморески |
11 | Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма. | Практическое занятие. | Анализируем афоризмы знаменитых людей. |
Качество текста и художественность произведения (4) | |||
12 | Текст и его признаки. Тема и идея текста. | Групповая работа | Работа с презентацией |
13 | Основные требования к художественному и нехудожественному тексту. | Практическое занятие. | Работа с текстом. |
14 | Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. | Практикум | Литературные посиделки. |
15 | Великие художественные произведения. | Практическое занятие | Выставка книг «Произведения гениальных писателей». |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (4) | |||
16 | Своеобразие языка эпического произведения. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении | Групповая работа | Знакомство с текстами. В творческой лаборатории А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
17 | Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. | Практикум. | Работа с текстом. В творческой лаборатории А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
18 | Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования. | Практикум. | Зощенко. «Монтер». Инсценирование. |
19 | Обобщение по разделу «Материалы словесности» | Практикум. | Представление презентации. |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (4) | |||
20 | Своеобразие языка лирического произведения. Семантика слова в лирике. | Групповая работа | Работа с презентацией |
21 | Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. | Практикум | Творческая лаборатория «Ритмы лирического произведения». |
22 | Значение звуковой организации стихотворений речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. | Практикум | Творческая лаборатория «Ритмы лирического произведения». |
23 | Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим. | Тренинг | Работа с текстами художественной литературы. |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (5) | |||
24 | Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога в драматическом произведении. | Групповая работа | Работа с презентацией |
25 | Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра. | Групповая работа | Выразительное чтение произведений. |
26 | Характеры героев. Изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. | Групповая работа | Выразительное чтение произведений. |
27 | Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. | Практическое занятие | Инсценирование эпизодов драматического произведения. |
28 | Значение композиции драматического произведения. | Практическое занятие | Инсценирование эпизодов драматического произведения. |
Взаимосвязи произведений словесности (6) | |||
29 | Взаимовлияние произведений словесности - закон ее развития | Практическое занятие | Работа с текстами |
30 | Воздействие Библии на русскую литературу. | Практическое занятие | Выразительное чтение. Притча о блудном сыне |
31 | Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени. | Практическое занятие | Посещение И-Центра «Повесть о Горе и Злочастии» |
32 | Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов. | Практическое занятие | «Мифы в литературе»: презентации учеников. Поэзия А.С.Пушкина. |
33 | Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. | Практическое занятие | Работа с текстом. Поэзия А.С.Пушкина. |
34 | Переосмысление сюжетов и образов фольклоры современными авторами | Практическое занятие | Творческая лаборатория. Презентации репродукции картин В.Г.Перова, Н.Н.Ге. |
35 | Чему мы научились. | Игра | Интерактивная игра по русской словесности. Представление презентаций учащимися. |
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«По ступенькам русской словесности»
8 а класс
2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год – 35
Учитель Иванова Ольга Александровна
№ | Тема/раздел | Запланировано | Фактически проведено | |||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | |||
Раздел (тема): Введение. Количество часов на изучение раздела (темы) – 1ч. | ||||||
1 | Почему надо изучать словесность? | 1 | 4.09 | 1 | ||
Раздел (тема): Средства языка художественной словесности. Количество часов на изучение раздела (темы) –7 ч. | ||||||
2 | Многообразие языковых средств и их значение. | 1 | 11.09 | 1 | ||
3 | Лексическое значение слова и семантика слова, словосочетания, оборота речи | 1 | 18.09 | 1 | ||
4 | Семантика фонетических средств языка. Значение интонации, ее элементы. Аллитерация и ассонанс. | 1 | 25.09 | 1 | ||
5 | Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых слов. | 1 | 2.10 | 1 | ||
6 | Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, архаизмов, историзмов. | 1 | 9.10 | 1 | ||
7 | Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. | 1 | 16.10 | 1 | ||
8 | Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление поэтических фигур. | 1 | 23.10 | 1 | ||
Раздел (тема): Словесные средства выражения комического. Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч. | ||||||
9 | Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира, их сходство и различие. | 1 | 24.10 | 1 | ||
10 | Языковые средства создания комического эффекта. Говорящие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении. | 1 | 6.11 | 1 | ||
11 | Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма. | 1 | 13.11 | 1 | ||
Раздел (тема): Качество текста и художественность произведения. Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч. | ||||||
12 | Текст и его признаки. Тема и идея текста. | 1 | 20.11 | 1 | ||
13 | Основные требования к художественному и нехудожественному тексту. | 1 | 27.11 | 1 | ||
14 | Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. | 1 | 4.12 | 1 | ||
15 | Великие художественные произведения. | 1 | 11.12 | 1 | ||
Раздел (тема): Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч. | Духовная литература, ее жанры (3) | |||||
16 | Своеобразие языка эпического произведения. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении | 1 | 18.12 | 1 | ||
17 | Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. | 1 | 25.12 | 1 | ||
18 | Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования. | 1 | 15.01 | 1 | ||
19 | Обобщение по разделу «Материалы словесности» | 1 | 22.01 | 1 | ||
Раздел (тема): Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Количество часов на изучение раздела (темы) –4 ч. | ||||||
20 | Своеобразие языка лирического произведения. Семантика слова в лирике. | 1 | 29.01 | 1 | ||
21 | Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. | 1 | 5.02 | 1 | ||
22 | Значение звуковой организации стихотворений речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. | 1 | 12.02 | 1 | ||
23 | Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим. | 1 | 19.02 | 1 | ||
Раздел (тема): Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении. Количество часов на изучение раздела (темы) –5 ч. | ||||||
24 | Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога в драматическом произведении. | 1 | 26.02 | 1 | ||
25 | Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра. | 1 | 5.03 | 1 | ||
26 | Характеры героев. Изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. | 1 | 12.03 | 1 | ||
27 | Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. | 1 | 19.03 | 1 | ||
28 | Значение композиции драматического произведения. | 1 | 2.04 | 1 | ||
Раздел (тема): Взаимосвязи произведений словесности. Количество часов на изучение раздела (темы) –6 ч. | ||||||
29 | Взаимовлияние произведений словесности - закон ее развития | 1 | 9.04 | 1 | ||
30 | Воздействие Библии на русскую литературу. | 1 | 16.04 | 1 | ||
31 | Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени. | 1 | 23.04 | 1 | ||
32 | Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов. | 1 | 30.04 | 1 | ||
33 | Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. | 1 | 07.05 | 1 | ||
34 | Переосмысление сюжетов и образов фольклоры современными авторами | 1 | 14.05 | 1 | ||
35 | Чему мы научились. | 1 | 21.05 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса `Веселый мяч`
Кружок по изучению Лапты и Настольного тенниса в 5 классе....