Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии
методическая разработка по географии по теме
В статье рассмотрены вопросы экологизации, термин эколого-эстетического воспитания, роль географии в формировании эколого-эстетического воспитания обучающихся на уроках географии. Подробно изложены: методика подбора и использования наглядных материалов, взаимосвязь искусства с эстетическим воспитанием, приведены примеры произведений искусства как средств формирования отношения школьников к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_eevsh.docx | 59.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии
Экологизация – одна из характерных черт современного школьного образования, ее цель – формирование у учащихся этического отношения к природе и на этой основе воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма. Экологическое образование является обязательным условием построения общества устойчивого развития.
Вопросами формирования экологического сознания и экологической культуры занимаются многие авторы, среди них С.Глазачев, В.Николина, И.Зверев, Голов В.П. Но эколого-эстетические вопросы воспитания, а также сам термин широко и полно прописан у Шульженко А.К.
Итак, эколого-эстетическое воспитание – это процесс формирования у молодежи представлений о природе как эстетической ценности и о самом человеке, т.е. о себе, как части универсальной природной целостности; готовности личности к самостоятельному выбору в пользу духовности, творчества, здоровья; потребности в самореализации в созидательной деятельности по законам красоты и выработки внутренней гармоничной меры активности по преобразованию природного мира.
Роль географии в осуществлении и совершенствовании данного понятия очень велика. География – это та школьная дисциплина, которая формирует естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим его миром и формируется соответствующее общественное сознание, управляющее этим процессом
Использование наглядности экологического содержания при обучении географии
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. В медиаобразовании наглядность помогает использовать различные умения учителя и ученика повысить качество обучения, полноты восприятия образа.
География один из предметов, который использует в полной мере наглядность во всех ее проявлениях.
Произведения искусства как средства обучения относятся к аудиовизуальным. Есть ряд особенностей их подборки и использования на уроках географии, о чем пойдет речь далее.
При осуществлении эколого-эстетического воспитания на уроках географии следует помнить о таких особенностях использования аудиовизуальных средств обучения, как:
- Возможность подбора и создания таких дидактических материалов, которые при соответствующей научной насыщенности содержания имели бы легко воспринимаемую и запоминающуюся форму;
- Использование средств наглядности позволяет ускорить и упростить процесс обучения без потери его качества;
- Эмоциональное воздействие средств эколого-эстетической наглядности на обучаемого способствует закреплению в памяти учебного материала, имеющего эмоциональную окрашенность.
Система аудиовизуальных средств экологического содержания школьного курса географии должна состоять из следующих элементов:
- аудиовизуальные средства, способствующие формированию зрительных образов природных объектов и явлений;
- средства экологической наглядности, иллюстрирующие процессы взаимодействия природы и общества;
- видеоматериалы, демонстрирующие и моделирующие примеры опыта природосообразной деятельности.
Используемые средства экологической наглядности не должны ограничиваться только проблемами изменения природы человеком. Большой воспитательный потенциал содержат в себе аудио- и видеоматериалы, показывающие красоту естественного ландшафта, памятники истории и культуры.
Трудности создания средств наглядности подчас зависят от ограниченных технических возможностей кино- и фотоаппаратуры. Так, самая высокочувствительная фотопленка не зафиксирует загрязнение воды нефтепродуктами, ртутью, кадмием и т.п. Современные профессиональные и полупрофессиональные фотоаппараты не всегда финансово доступны нынешним учителям, да и они не смогут в полной мере отобразить точную цветовую гамму, шероховатость поверхности и т.д.
Очень неубедительными оказываются попытки фиксации на перспективных фотоснимках смогоопасной обстановки, загрязнения воздушного бассейна автотранспортом. Традиционно эти трудности преодолеваются методическим путем: фотография заменяется схемой или учебной картой. Однако большие возможности содержит в себе аэрокосмическая фотоинформация. Снимки, сделанные с большой высоты, убедительно свидетельствуют о масштабах загрязнения морей нефтью и степени задымления воздуха в больших городах и промышленных районах. Остается только посетовать на то, что широкого применения в школьной географии эти средства наглядности пока не получили.
Другой трудностью в использовании средств наглядности (включая натуральные объекты) являются скрытые от взгляда наблюдателя некоторые отрицательные последствия человеческой деятельности. Так, школьники не всегда замечают переуплотненность грунтов в рекреационных зонах, снижение качества пастбищ при перевыпаске скота, утрату привлекательности ландшафта при добыче полезных ископаемых и т.д.
Использование в процессе обучения аудиовизуальных средств эколого-эстетического содержания направлено на решение следующих задач:
- Интенсификация учебного процесса, т.е. аудиовизуальные средства, являясь источником зрительной информации, могут представлять материал, мотивирующий дальнейшую работу, вызывающий интерес к теме, формировать потребность к углубленному ее изучению;
- Внедрение в учебный процесс условий, способствующих переходу обучаемых на более высокий уровень интеллектуального и творческого развития, т.е. аудиовизуальные средства, обладая большой информационной емкостью, дают возможность актуализации знаний, используются с целью изучения выделяемых сторон и признаков, для анализа и синтеза знаний, обощений, организации наблюдений;
- Формирование навыков составления имеющихся фактов, т.е. аудиовизуальные средства могут стать организующим центром творческого применения знаний, оценочной деятельности учеников, воздействовать на их эмоциональную и личностную сферу;
- Обеспечение рациональной системы организации уточнения и обобщения знаний, когда аудиовизуальные средства используются в операционной деятельности учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ;
- Использование на уроке приемов медиаобразования, что дает дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их речи, мышления, творческих и коммуникативных способностей.
Анализ исследований в области теории и практики использования аудиовизуальных средств эколого-эстетического содержания позволяет определить условия, при которых происходит усиление эколого-эстетической направленности школьного курса географии. Данные условия включают отбор тематики создаваемых комплексов аудиовизуальных средств, содержание и их структурную организацию, методику использования.
Отбор аудиовизуальных средств эколого-эстетического содержания должен производиться, исходя из:
- Согласованности содержания демонстрируемых средств обучения с образовательно-воспитательными задачами эколого-эстетического содержания курса;
- Дидактических возможностей каждого из входящих в комплекс средств обучения;
- Учета эргономических и эстетических показателей (доступность, наглядность, привлекательность, комплексность, простота и удобство пользования);
- Возрастных особенностей школьников.
К применению аудиовизульных средств эколого-эстетического содержания на уроках географии следует прибегать в тех случаях, когда учебный материал:
- Располагает значительными возможностями в раскрытии вопросов экологического характера, способствует развитию мировоззрения школьников или подготавливает теоретические основы, на базе которых формируются экологические знания и эстетические восприятия;
- Недоступен для изложения с большой эффективностью при использовании традиционных средств обучения (учебник, карта, картины и т.д.);
- Сложен для усвоения учащимися, поддается раскрытию на образном языке визуальной информации, т.е. раскрывается главным образом через зрительный ряд;
- Актуален и является новым, требующим оперативной «доставки» и обсуждения на уроке.
Оптимальная структурная модель использования комплекса аудиовизуальных средств эколого-эстетического содержания должна включать:
- Четкую формулировку учебно-воспитательной задачи, дидактическую установку;
- Обеспечение высокой активности учащихся при переработки поступающей информации;
- Направленность комплекса аудиовизуальных средств на объяснение причинно-следственных связей, сущность изучаемых экологических понятий и процессов;
- Необходимость выводов мировоззренческого характера, опирающихся на заранее спланированную учебную информацию;
- Осуществление организации обратной связи;
- Создание эмоционального настроя, положительного отношения к изучаемому материалу.
В психолого-педагогической структуре урока географии и использованием комплекса аудиовизуальных средств можно выделить звенья:
- Ориентировочно-мотивационного синтеза (актуализация, создание ориентира действий в условиях применения разных источников информации);
- Содержательно-деятельностного синтеза (факты, факторы, понятия, закономерности, теории);
- Операционно-деятельностного синтеза (умения и навыки);
- Коммуникативно-речевого синтеза (термины, смысловые связки);
- Ценностно-ориентационного синтеза (знания о ценностях, характерных для разных форм общественного сознания).
Эта же структура относится и к уроку географии с использованием аудиовизуальных средств обучения эколого-эстетической направленности.
Выделенные звенья взаимосвязаны в учебном процессе. Каждое из них отражает общее и особенное в познавательной деятельности, формирующий личность с помощью средств обучения. Выявление этих звеньев в уроке с комплексным использованием аудиовизуальных средств – необходимое условие анализа его эффективности с позиций деятельностного и личностного подходов. Развитие содержательно-операционных и ценностно-мотивационных аспектов деятельности по применению аудиовизуальных средств эколого-эстетического содержания должно быть направлено на формирование системных знаний и мировоззренческих представлений школьников.
Совершенствование методики использования средств эколого-эстетической наглядности в школьном географическом курсе, должно идти по следующим направлениям:
- Выявление оптимального сочетания различных средств наглядности в учебном процессе;
- Широкое внедрение в школьный курс географии аэрокосмической видеоинформации;
- Отбор средств наглядности экологического содержания должен осуществляться, исходя из возможностей их воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что педагогически оправданное применение средств эколого-эстетической наглядности усилит экологическую подготовку школьников и будет способствовать формированию у них убеждений в необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Эстетика и искусство как важнейшие факторы формирования мировоззренческой идеи и личности учащихся.
Взаимосвязь искусства с эстетическим воспитанием
Неотъемлемой составной частью воспитания всесторонне развитой личности является эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность «строить жизнь по законам красоты», как писал Маркс. Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль.
Чувство прекрасного - это субъективное отражение в психике объективных свойств действительности. Прекрасное в действительности (в природе, в человеческих отношениях, в искусстве) вызывает у людей соответствующие эстетические переживания.
«Под красотой, - указывал Горький, - понимается такое сочетание различных материалов, - а также звуков, красок, слов, - которое придает созданному - сработанному - человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству» (1).
Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях. Трудно переоценить роль искусства в идейно-политическом и нравственном воспитании.
Огромную роль в формировании личности играют литература и искусство в наши дни. Они призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания. Эстетические вкусы и идеалы составляют существенную часть мировоззрения и морального облика человека. Именно поэтому необходимо создавать условия для интеграции школьных предметов. В данной работе мною предложено объединить уроки ИЗО, музыки и литературы с географией для достижения наибольшего эффекта (успеха) эколого-эстетического воспитания.
Наличие устойчивых нравственных представлений и понятий у школьников способствует правильной оценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений, служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи, а следовательно формирует мировоззренческую идею о красоте природы и необходимости ее охраны. Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение детей и подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др., говоря иными словами, охватывает все, что изучает география.
Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин, где ведущее место отводится географии: изучая явления природы, фиксируется внимание учащихся на их красотах, вырабатывается мировоззренческая идея бережного отношения к природе и др.
Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, магнитофонные записки, фотографии и др.). На каждом учебном занятии по предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников.
Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе
Искусство – способ эмоционально – образного освоения мира. Важная особенность искусства – его направленность на человека.
Все чувства, которые волнуют художника, автора произведения, все краски его мироощущения своеобразно запечатлеваются в художественных образах, передаваясь читателю, зрителю, слушателю. Пять основных чувств человека, по средствам которых он познает чувственное многообразие мира, - это осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. Развитость этих чувств - сенсорная культура человека - обогащает и углубляет красоту не только его мировосприятия, но и труда, и творчества.
Искусство вызывает активность духовных чувств человека. В силу этого оно выступает как мощный фактор воспитания личности, способствуя тому, чтобы с одной стороны, очеловечить чувства человека, а с другой стороны создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности. Особая задача географа-эколога эстетической педагогики - пробудить и воспитать с помощью искусства и творческой деятельности в каждом школьнике художника природы, созидателя и защитника ее красоты, ее ценности и богатства.
Художественный образ содержит пласт чувственного и логического отражения явлений в нашем сознании. Искусство рассказывает о природе через “очеловеченное” ее отражение, тогда как география формирует систему чувств и эмоций, через призму которых можно увидеть и понять истинное отношение к природному сообществу. Возможно предположить, что педагогически организованный процесс формирования отношения к природе под воздействием искусства препятствует стихийному становлению корыстно - потребительского, лишенного духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.
Искусство моделирует, раскрывает содержание, формы, духовный смысл отношений человека к природе и обществу, когда оно через посредство педагога воздействует на юное поколение.
Именно от учителя географии зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебных работ, связанных с разными видами искусств (это могут быть фотопроекты по отдельным темам, туристические проспекты, оформление кабинета географии фотографиями, моделями и т.д.).
Важными средствами воспитания нравственно-эстетического отношения школьников - подростков к природе (в том числе и в учебном процессе) являются:
- непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически - характерной определенности;
- углубление личного опыта эмоционального, духовного общения с природой;
- их соотнесение с восприятием художественного отражения природы;
- оценка его не только как фона действий героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно интерпретированного мастером.
Все это обогащает эстетическое видение природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к природе.
Было верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что можно сделать художнику - это добраться до другого человека и своим образом ландыша вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание”.
Педагог-географ, вводя художественный фрагмент в урок, имеет возможность подчеркнуть его черты как художественного явления и вместе с тем как отражения эстетических качеств природного материала, естественных и обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).
Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе. Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах эстетических и художественных объектов, связанных с природой.
Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником на уроках, соединятся в конечном счете, в развернутый, многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.
Таким образом, “присутствие” искусства на уроке географии усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны действительности, оно углубляет и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта, требует целостного отношения, оживляет ориентировочно-оценочные процессы личности.
Ставится и задача формирования общения с искусством как формой художественно-образного отражения жизни и развития самой творческой активности детей (сочинения, рисунки и др.).
Таким образом, на уроках географии искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания) и оценки мира.
Далее мне бы хотелось охарактеризовать возможности, особенности педагогического влияния искусства на формирование эстетического отношения школьников к природе в связи с освоением художественных произведений. Изобразительное искусство, литература, музыка могут стать незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и уникальной ценности мора природы для юного поколения.
Искусство как средство воспитания эстетического отношения к природе на уроках географии
Огромный океан неведомого окружает нас.
И чем больше мы знаем, тем больше загадок
задает нам природа.
В.А. Обручев
Задача учителя географии, который развивает эстетическое отношение к природе у своих учеников, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить их на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д.
На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним. И главным помощников учителю в этом являются произведения искусства.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) Вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.
Пейзаж удивительно красив. Огромный, колоритный пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Свой дом, любимая деревня или любой закуток природы - это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Именно на уроках географии, учащийся способен осознать всю красоту и необычность природы, учитель помогает понять объяснить, почему именно на этом склоне горы лежит снег, а на этом нет, почему идет дождь, как образуется туман и т.д. Объясняя подобные географические закономерности на примере родного края, учитель формирует эмоционально-ценностное восприятие природной среды и чувство гордости за малую Родину.
Отношение к природе является одним из критериев оценки человечности.
Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего.
Целесообразность и важность обращения педагогов-географов к пейзажной живописи в работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Подросток самостоятельно в пейзаже не может выделить сюжетно-фабульную сторону, и учителю нужно помочь ему сформировать восприятие картины. Как показывают исследования, восприятие художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно-эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятии подростками пейзажного фона учителю следует показать, как художник при помощи пейзажа раскрывает эмоциональность увиденного, его идейно-эстетическую сущность. На первый взгляд может показаться, что разбирать подобные вещи лучше на уроках ИЗО, а не на географии, но мнение ошибочно. Ведь учитель географии должен любым способом сформировать идею о красоте природного ландшафта, о его необычном проявлении в виде всевозможных красок и форм, и на основе этого – идею о природоохранной деятельности.
Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра. Понимание искусства как специфической формы отражения действительности осуществляется сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных оценок, своего “я”. Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать пейзажную живопись можно, лишь анализируя их эмоционально-выразительную сторону, образные средства, а уроки географии направлены именно на это. Такая основа поможет более полному и глубокому изучению эмоционального отношения учащегося к природе (и искусству в целом) в старших классах.
Исследования показывают, что подростковый возраст является переломным в становлении художественных интересов мальчиков и девочек в предпочтении жанров живописи, особенно пейзажной. Общий интерес к ней все больше возрастает. При этом увеличение интересов к пейзажу идет наряду с уменьшением интереса к батальной и исторической живописи.
Каждая встреча с природой дает возможность подросткам наблюдать издалека и вблизи жизнь леса, его обитателей - животных и насекомых, живописность или графичность в воспринимаемых явлениях и картинах, красочность, разнообразие, симметричность растительных форм, орнаментальность узоров в цветах, листьях, ветвях. Учитель обращает внимание школьников на гармоничность цветовых сочетаний, помогает найти зримую привлекательность в каждом объекте или явлении действительности. С этого и начинается эстетическое познание природы, ее осмысление. Эти уроки природы в географии помогают не только увидеть крупным планом красоту форм окружающего мира, но и ощутить всю прелесть родного края, дорогого и близкого, а также сформировать идею о том, что всю красоту и первозданность природы необходимо оберегать.
Освоение красоты мира, накопление знаний и впечатлений позволяют подросткам сделать обобщенный вывод о характере, особенностях флоры и фауны нашей страны и всего земного шара. Переживания любви к родине неотделимо от умения видеть, находить красоту в явлениях природы. Эти умения помогают подросткам выбирать объекты для последующей деятельности.
Анализ работ, проводимый целым классом на уроке географии, должен быть направлен на выявление различных изобразительных возможностей при передаче типичного, характерного в природе. Каждый подросток передает это в силу своих возможностей, но анализ замыслов, разнообразие композиций, форм и цветовых решений в наиболее удачных работах помогает богаче воспринимать окружающую действительность. Так развиваются навыки творческой деятельности, увеличивается багаж “насмотренности”, обогащается индивидуальный словарь искусствоведческих терминов и понятий. Все это помогает подросткам и при восприятии произведений, созданных мастерами изобразительного искусства, и именно работы великих мастеров (а также впоследствии и работ учащихся) учитель географии и показывает на своих уроках.
В шестом классе идет привлечение внимания школьников к природным элементам в оформлении улицы, города, двора, свой местности; в седьмом – уникальность природы каждого материка и океана; в восьмом формируется детальная проработка восприятия природы России, анализ и сравнения уголков нашей страны, а на их основе начинает складываться устойчивая позиция по отношению к природному наследию России; в девятом и десятом классах при анализе развития промышленности и деятельности человека как антропогенного фактора вырабатывается свое видение будущего природы.
Но общение только с природой недостаточно эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Очень важно здесь проведение наблюдений за природой: экскурсии, дневники погоды, самостоятельная работа учащихся по сезонной и суточной ритмике, даже подборе картин и высказывание в письменной форме (в специально заведенных для этого дневниках-альбомах) впечатлений от них, и т.д.
Также работы по искусству необходимо использовать при оформлении кабинета географии. Это станет мотивирующим фактором изучения предметов искусства, умением на эмоциональном уровне воспринимать, любоваться красотой природы, а также формирования экологической культуры поведения.
Таблица 2
Содержания экологической составляющей в курсе школьной географии с использованием художественного пейзажа
(составлено автором)
Содержание экологической составляющей | ||||
Начальный курс географии, 6 класс | География материков и океанов, 7 класс | Физическая география России, 8 класс | Экономическая и социальная география России, 9 класс | Экономическая и социальная география зарубежного мира, 10 класс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Природные процессы и явления, связанные с земной корой | ||||
Экологические проблемы, вызываемые землетрясением и вулканизмом | Последствия землетрясений и вулканов на территории России | |||
Рельеф и влияние человека на литосферу | ||||
Влияние рельефа на сельское и лесное хозяйство; образование оврагов, селей, оползней | Антропогенные формы рельефа | |||
Гидросфера: вода – источник жизни | ||||
Общая характеристика гидросферы: океаны, моря, реки и др. | Реки России – источник снабжения людей пресной водой и продовольственными ресурсами; озера; стихийные бедствия | Размещение ГЭС | ||
Биологическое разнообразие океанов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Атмосфера Земли | ||||
Воздух как средство жизни, источники загрязнения атмосферы (промышленность, транспорт и др.) | ||||
Климаты Земли | ||||
Опасность засух, агроклиматические ресурсы | Климатическая обусловленность сельского хозяйства | |||
Биосфера, биологическое разнообразие и влияние на него человека | ||||
Разнообразие животного и растительного мира | Роль человека в распространении растений и животных | Разнообразие животного и растительного мира | Роль лесов в сохранении биосферы | |
Почвы и земельные ресурсы | ||||
Плодородие и разнообразие почв | Воздействие АПК (эрозия, уплотнение, засоление и др.) | |||
ПТК | ||||
Сокращение площади лесов | Широтная зональность и высотная поясность (разнообразие природных зон) | Опустынивание | ||
Экология человека | ||||
Условия для расселения и проживания человека на материках, разнообразие расового состава | Демографическая ситуация, разнообразие расового состава |
Предлагается подборка картин художников, которые можно демонстрировать при изучении различных тем.
Н.Сверчков «Застигнутые бурей»
П.Джогин «Буря»
И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Перед грозой»
А.Гине «Перед грозой»
А.Левитан «Март», «Золотая осень»
А.Саврасов «Грачи прилетели»
К.Юон «Мартовское солнце»
И.Шишкин «Родник в лесу», «Заросший пруд у опушки леса», «Лесные дали», «Сосновый бор», «Папоротники в лесу».
Тема 3: «Опасные явления природы»
К.Брюллов «Последний день Помпеи»
И.Айвазовский «Девятый вал»
И.Тонков «Пожар»
В сердце дунет ветер тонкий,
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав,
У забвения, как птица,
По зерну крадет — и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь -
Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.
Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.
Арсений Тарковский
Фотография (фр. photographie от др.-греч. «фотос» - свет и «графо» - пишу) - техника рисования светом, светопись: получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или матрице) при помощи фотоаппаратуры, фотокамеры.
Также фотографией или фотоснимком, или снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно.
Применение цифровых материалов (фотографий) на уроках географии позволяет расширить рамки учебника, углубить знания учащихся, проиллюстрировать учебный материал, что делает учебный процесс по освоению его содержания по-настоящему интересным.
Качественно сделанные и подобранные фотографии позволяют наглядно, ярко, образно показать разнообразные природные процессы и явления. Данный метод (объяснительно-иллюстративный) применяется при проведении уроков-лекций или изучении нового материала крупными блоками.
Уроки географии, на которых используются фотографии, помогают ученику легче понять взаимозависимость элементов природы, уникальность и грацию. Почувствовав состояние природы, подросток легче ощутит весь колорит и изящество природы в ее необычных формах рельефа, цветовых соотношений волн океана и цветочных лугах в горах, на лугах, в поле и т.д.
Младшие подростки легче воспринимают произведения при контрастном сопоставлении, например, при изучении ветровых волн Мирового океан, а сначала показать учащимся безмятежный океан, образовавшихся на поверхности белых причудливых барашков, а после этого цунами и его разрушительную силу.
Уроки - обзоры позволяют обобщать ранее накопленные восприятия отдельных «картин» природы в общее представление ее разнообразия. В воспитании эстетического отношения к природе предусматривается развитие у школьников умения соотнести один регион мира с другим, увидеть причины различий и сходств биологического и физического разнообразия компонентов природы.
Таблица 3
Содержание экологической составляющей в курсе школьной географии с использованием фотографии
(составлено автором)
Содержание экологической составляющей | ||||
Начальный курс географии, 6 класс | География материков и океанов, 7 класс | Физическая география России, 8 класс | Экономическая и социальная география России, 9 класс | Экономическая и социальная география зарубежного мира, 10 класс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Природные процессы и явления, связанные с земной корой | ||||
Экологические проблемы, связанные с землетрясениями, вулканизмом и поствулканической деятельностью на различных территориях (в мире и России) | ||||
Литосфера: ресурсы и влияние человека | ||||
Полезные ископаемые материков и океанов (в частности России); образование селей, обвалов, оврагов и др. | Использование вторичного сырья | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рельеф | ||||
Типы рельефа материков и дна океанов (в частности на территории России) | Антропогенные формы рельефа | |||
Гидросфера: вода – источник жизни Воды суши и влияние человека на них | ||||
Вода – источник жизни; особенности вод; загрязнение вод | Внутренние воды материков | Внутренние воды России; стихийные бедствия; последствия зарегулирования вод, заболачивание, загрязнение | Особенности строения ГЭС; проблемы пресной воды; загрязнение отходами областей хозяйства | |
Мировой океан и влияние человека на него | ||||
Волны океана; загрязнение вод нефтью, радиоактивными отходами и др. | Биологическое разнообразие вод | Освоение шельфа; Загрязнение морей; нерациональное использование биологических ресурсов (браконьерство) | ||
Атмосфера Земли и влияние человека | ||||
Роль атмосферы в жизни Земли; загрязнение, проблемы глобального потепления, разрушение озонового экрана | Источники загрязнения атмосферы | |||
Климаты Земли | ||||
Влияние климата на природу и здоровье человека | Засухи, агроклиматические ресурсы | |||
Биосфера: общая характеристика, биологическое разнообразие и влияние человека на биосферу | ||||
Организмы биосферы | Роль лесов в сохранении биосферы; человеческий фактор в сохранении жизни на Земле | |||
ПТК и влияние на них человека | ||||
Сокращение площади лесов, истощение почв, опустынивание | Разнообразие ПТК: широтная зональность и высотная поясность | Возникновение антропогенных ПТК | Потребительская деятельность человека – фактор создание антропогенных ПТК | |
Почвенные и земельные ресурсы | ||||
Плодородие почв | Типы почв | Виды мелиорации и их экологические последствия | Экологические последствия АПК: эрозия, засоление, заболачивание, загрязнение и др. | |
Экология человека | ||||
Условия расселения и проживания человека | Влияние природы на здоровье человека | Демографическая ситуация и расовый состав Земли | ||
Устойчивое развитие (глобальная экология) | ||||
Ресурсосбережение, снижение уровня загрязнения |
Классическая поэзия и проза
Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо
Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма.
Преподаватели ищут различные пути решения этой проблемы. Один из них - использование художественной литературы на уроках географии.
Но этот путь не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь» (Камаева В.А.).
Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. (Ульченко Л.С.). Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает и В.Ф. Россеев (Россеев В.Ф.).
Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.
Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.
Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.
Эпиграфами к урокам могут служить слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её» или стихотворение К. Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.
Например, формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью стихотворения И.З. Сурикова «Степь»:
Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, всё степь, как море…
И взгрустнётся поневоле
На таком просторе.
После прочтения стихотворения учитель для формирования навыка аналитического мышления и развития внимания может задавать различные вопросы к прочтенному произведению, например такие:
- Какой вы представили степь, дайте словесное описание.
- Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
- Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи.
Поэтические образы способствуют формированию надпредметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.
Также немаловажное значение в эколого-эстетическом воспитании на уроках географии является и использование прозаических произведений литературы.
Повествуя на уроке о природе различных уголков нашей планеты, можно использовать рассказы не только писателей-классиков, известных каждому школьнику, но и авторов современных, менее известных. При этом важно достичь желаемого результата (цели) использования прозы.
Например, изучая моря и природу Дальнего Востока России, возможно использование рассказов писателей, выросших именно там. Мне очень понравилась «Весна на Камчатке – Солнце Охотского моря»:
«В детстве весна начиналась для меня на западном берегу Охотского моря. В тундре еще лежал снег, а береговая линия была уже свободна от припая. Галька на взморье к полудню хорошо прогревалась, и можно было подолгу лежать и нежиться на солнце. Ради такого удовольствия я убегал даже с уроков в школе. На взморье хорошо дышалось после холодной зимы. В воздухе плыли крепкие ароматы морской капусты и соли, которые ободряюще действовали на все живое. Стоя напротив друг друга, махали крыльями и радостно кричали бакланы. Свистели кулички, а на камнях в задумчивости сидели белоплечие орланы, словно созерцали весенний мир побережья. В море формировались разной высоты и силы волны. Набегающая вода мчалась по прибойной полосе, ветер выхватывал клочья пены, которые взлетали, словно большие желтые чайки. Кружась и уменьшаясь в размере, они долетали до взморья, где застревали в прошлогодней траве. Облепленная пеной осока казалась цветущей жимолостью».
Не стоит забывать, что учащимся любого возраста будет интересно не только слушать отрывки из литературных произведений, подготовленных учителем, но и находить самим в различных источниках. Подобные задания даются на дом, а на уроке учитель спрашивает по желанию учащихся, включая их в различные этапы урока. Например, при изучении какой-либо природной зоны, учитель рассказывает о ее географическом положении, далее переходя к ее особенностям: климатическим характеристикам, почвам, животный и растительный мир, водные объекты, предлагая учащимся на эти особенности приводить примеры найденных литературных произведений.
Также возможно проведение уроков географии с использованием прозы и поэзии в игровой форме.
В своей работе я не буду приводить темы уроков с экологической составляющей в курсе школьной географии с использованием литературных произведений (в форме таблице, как в предыдущих разделах), так как практически на любую тему можно найти стихи и прозаические рассказы.
Таким образом, благодаря урокам географии, на которых используются элементы включения литературных произведений (как прозы, так и поэзии) учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами своей Родины.
Музыка на уроках географии – новые открытия Земли
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гудение!
М. Ивенсен
Окружающий человека мир полон звука – шум прибоя, вой ветра, журчание воды в ручейке, пение птиц, рев зверей…
На помощь учителю географии приходит музыка – великая музыка Земли. Использование учителем географии музыкальных произведений на уроке предъявляет особые требования к его личности, особенно – к речи. Следует помнить, слово вначале действует на разум, а затем на чувства, но не всегда слово всесильно. В таких случаях оно может быть дополнено музыкой, с которой имеется скрытая тесная взаимосвязь. Музыка может быть фоном вступления к интересной теме урока, быть фактом подтверждения явлений, быть дополнением к рассказу об обитателях животного мира материков (рев зверей, пение птиц), может быть завершающим звеном урока (Пименова Р.А.). Выводы и обобщения формулируются на фоне музыки. В этих случаях внимание учащихся и их познавательный интерес будут усиливаться.
Объект или явление, описанное при помощи музыкального произведения, становится более ярким, содержательным, насыщенным впечатлениями, ассоциациями, осознанными и неосознанными чувствами. При помощи звука можно увидеть, что невозможно описать словом, изобразить на картине и на экране монитора или телевизора. Более того, музыка позволяет совершить настоящее кругосветное плавание, полет к дальним мирам, путешествия во времени, по-новому открыть окружающий мир, что является одной из главных целей изучения географии.
Тема природы – излюбленная тематика музыкантов мира. Поэтому подобрать музыкальное произведение под тему на урок географии не так сложно. Трудность здесь заключается в другом: тематика уроков с использованием музыкальных произведений, в основном, носит не экологический, а эстетический характер.
Музыкой можно сопровождать уроки с использованием различных средств обучения, создавая комплексы наглядных (аудиовизуальных) пособий.
Список музыкальных произведений, которые могут быть использованы при подготовке уроков географии:
- Глинка М. «Жаворонок»
- Григ Э. «Пер Гюнт». «Утро»
- Вивальди А. «Времена года»
- Чайковский П. «Времена года», «Щелкунчик». «Вальс цветов», «Сцена в сосновом лесу»
- Римский – Корсаков Н. «Сказка о царе Салтане». «Полет шмеля»
- Штраус И. - сын. «На охоте»
- Моцарт В. «Маленькая ночная серенада». «Рондо»
- Сен-Санс К. «Карнавал животных». «Лебедь»
- Куперен Ф. «Бабочки»
- Лакен Л. «Кукушка»
- Мендельсон Ф. «Весенняя песня»
- Павленко Г. «Ветер океанических волн» и др.
Подводя итог ко всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что использование аудиовизуальных средств открывает неограниченные возможности для реализации творческих планов как учителей, так и учащихся. Использование фотографий повышает у детей интерес к занятиям, к самостоятельным видам работ, они начинают более активно работать на уроках, стремятся создавать свои собственные проекты, и даже общаются с учениками и учителями по многим проблемным темам на форумах и чатах. Полноценное восприятие пейзажа, образов живой природы при помощи искусства на уроках географии помогает увидеть эстетические качества окружающей среды, прививает подросткам потребность заботы о природном мире и стремление к его посильной охране, сохранению его богатств. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. И сами учителя с большим энтузиазмом открывают для себя доселе неизведанный мир, становятся первооткрывателями, учатся вмести с детьми, делятся друг с другом накопленным опытом, помогают своим коллегам, в споре находят истину и верят, что рано или поздно, но пройдут «сквозь тернии к звёздам».
Список используемой литературы
- Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
- Пименова Р.А. Географические образы в музыкальном искусстве//География, 1999, № 37.
- Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
- Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Обучение звуко-буквенным соответствиям при формировании навыков техники чтения (младшая ступень) на уроках английского языка»
В данной работе содержится описание теоретической и практической значимости обучения фонематическому чтению на уроках английского языка при формировании навыка чтения у младших школьников. Данный мате...
Справка - подтверждение перечня учебных программ, методических разработок, дидактического и наглядного материалов, созданных Толпинец Светланой Владимировной
В справке дан перечень учебных программ, методических разработок, дидактического и наглядного материалов, созданных Толпинец Светланой Владимировной...
Рекомендации к методическому семинару «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».
Рекомендации к методическому семинару...
Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности
В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...
Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.
Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
Формирование социальной осознанности, воспитание личности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)
Материал из опыта работы определяет основные человеческие ценности, показывает какими возможностями в плане воспитания обладают учебные предметы "История" и "Обществознание", а так...