Расчлененные (парцеллированные) конструкции в творческих работах пяти- и шестиклассников.
проект по русскому языку (5, 6 класс)
групповой проект уч-ся 9а класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raschlenennye_partsellirovannye_konstruktsii.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Расчлененные (парцеллированные) конструкции
в творческих работах пяти- и шестиклассников.
(групповой проект уч-ся 9а класса)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное,
неисчерпаемое, богатое, умное, поэтическое орудие своей
социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд,
своего гнева, своего великого будущего.
А.Н. Толстой
Введение
Кто из нас, учеников, не хотел бы выражать свои мысли легко, образно, а самое главное, правильно? Однако одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова вряд ли сделает нашу речь живой, если мы не владеем секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволили бы использовать разнообразные интонации, выделить какие-то части высказывания, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, верно определить паузы. К сожалению, это удаётся немногим. Да и что значит «правильно»? Возьмём, к примеру, язык произведений А.Платонова. Читаешь и поражаешься глубине его мыслей, необычности стиля. Но если следовать принятой лингвистами классификации грамматических и речевых ошибок, то можно их обнаружить почти в каждом предложении. И всё же мы понимаем, что это такой стиль писателя, и от этого произведение не теряет своей значимости и оригинальности.
Имеем ли право мы, ученики, на свой стиль? Почему учитель при проверке творческих работ считает грамматической ошибкой такое построение предложений:
«Я подошёл к окну. И увидел необыкновенное. За окном всё было покрыто снегом».
«Берёза лучше всех деревьев. Потому что она пахнет нашей Родиной»?
Что это? Нарушение границ предложений? Или намеренное стремление выделить наиболее важные по смыслу слова из основной части предложения? По исследованиям В. И. Капинос1, эта ошибка занимает ведущее место среди 17 типов грамматических ошибок (от 30, 9% в 5 классе до 12, 6% в 6 классе).
И хотя в письменной речи школьников довольно много случаев неуместного расчленения предложений, в этих примерах оно представляется возможным, так как стилистически мотивировано. Чувствуется желание автора этих строк подчеркнуть, выделить нужное слово.
Таким образом, пяти- и шестиклассники широко пользуются конструкциями, правила построения и функционирования которых они не изучали, но ясно ощущают необычность, яркость и смысловую выразительность таких конструкций.
Что же это за конструкции?
Современный русский язык развивается по присущим ему внутренним законам, становясь более совершенным в коммуникативным плане. Среди языковых средств, заметно активизировавшихся в последние годы, следует отметить расчлененные (парцеллированные) конструкции, являющиеся особой формой построения высказывания.
Цель нашей исследовательской работы – выявление причин, по которым учащиеся пятых-шестых классов используют в своей речи расчленённые конструкции.
В процессе работы над темой предстояло решить следующие задачи:
1) определение роли парцеллированных конструкций в художественной литературе;
2) нахождение отличия между парцелляцией как изобразительным средством и «ложной» парцелляцией;
3) установление степени применения учащимися 5-6 классов расчленённых конструкций в письменной речи;
4) определение видов используемых учащимися парцеллированных конструкций;
Для решения этих задач были использованы следующие методические приёмы:
- изучение теоретического материала о парцелляции как изобразительно-выразительном средстве;
- анализ творческих работ пяти- и шестиклассников с целью определения характера используемых ими расчленённых конструкций;
- составление картотеки (примеры с парцеллятами);
- сравнение предложений с парцеллированными конструкциями.
Глава 1.
Структура предложений с парцеллированными конструкциями
При парцелляции (от лат. particula «часть», «частица») содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых единицах, или фразах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например:
«Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру».
«Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо».
Цель этого приёма – придать речи интонационную экспрессию путём отрывистого произнесения фразы.
Одним из компонентов, участвующих в «экспрессивном насыщении парцеллированных конструкций»1, является специфическая интонация, то есть такое ритмомелодическое оформление высказывания, которое способствует не только смысловой, но и «экспрессивной актуализации отдельных компонентов»2. В такой конструкции пауза обозначает переход от менее значимой части высказывания к более значимой, при этом наиболее важный компонент оказывается выделенным не только позиционно, но и интонационно.
Парцеллированные построения состоят из базовой структуры и парцеллята (фр. parceller «делить на части»). Парцеллятов может быть два и более, они всегда относятся к теме. Текст с такими конструкциями яркий, выразительный, со специфической интонацией. В первой части высказывания, то есть в формально законченном предложении, помещается обычно основное сообщение. Когда оно оформлено, в сознании автора могут возникнуть добавления в виде пояснения, обобщения только что названного, оценки или детализации, уточнения.
Глава 2
Роль расчлененных конструкций в художественных произведениях
Парцелляты в текстах художественных произведений придают речи естественность разговорной, подчеркивают особое значение выделенной после точки (реже восклицательного знака и многоточия) части предложения. В любом случае высказывание становися более информативным, эмоционально-экспрессивным, стилистически выразительным.
Обратимся к строчкам из стихотворения Павла Антокольского:
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись.
Приём парцелляции, свойственный поэтическим произведениям, по наблюдениям учёных, заимствован и прозой в XX веке. Служит он прежде всего для выражения эмоций, о чём свидетельствуют такой пример:
– Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот!
(Д. Гранин. Иду на грозу)
В следующем примере парцелляция служит для передачи глубокого раздумья.
Спокойствие.
Будущее не ясно.
Но.
Но нужна дружба с русскими. И он действительно прекрасный человек, Грибоедов. К тому же он молод.
( Ю. Тынянов. Смерть Вазир-Мухтара.)
Встречается и слоговая парцелляция, обычно в шуточных стихах:
А вы знаете, что у?
А вы знаете, что па?
А вы знаете, что пы?
Что у папы моего
Было сорок сыновей.
(Д. Хармс. Врун)
Любопытный пример слоговой парцелляции находим в стихотворении- песне
В. Высоцкого «Прерванный полёт». Здесь это звуковое средство служит не для создания комического, юмористического эффекта, а,напротив, усиливает трагическое ощущение преждевременного прихода смерти:
Он начал робко с ноты до,
Но не допел её не до…
Не дозвучал его аккорд
И никого не вдохновил.
Он знать хотел всё от и до,
Но не добрался он, не до…
Ни до догадки, ни до дна,
Не докопался до глубин…
В.Высоцкий. Прерванный полёт.
Парцелляция как специальный прием основана на присоединительных конструкциях, широко распространенных в устной речи. Например, в сказках:
«Жили-были мышь да воробей. Жили они дружно, согласно жили-поживали. Ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу сообща выполняли».
(«Мышь и воробей»).
Или:
«Глянул царевич на каравай – диву дался, никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо. Понес к отцу». («Царевна-лягушка»).
Глава 3
Парцеллированные конструкции в творческих работах
пяти- и шестиклассников
Чуткие к языку ученики не только выделяют эти выразительные средства в произведениях русского народного творчества, в художественных и публицистических текстах, но и довольно часто используют их в своих творческих работах. Например, в изложениях и сочинениях учащихся 5-6 классов отмечены такие построения:
«Я завидую Герде. Преклоняюсь перед ее смелостью. Уважаю за доброту и любовь к Каю».
«Нужно беречь природу. Каждое дерево, каждый кустик ».
( Яна Б., 6б класс)
«Осенью свеж и прозрачен воздух. И он как продолжение этой осенней гаммы».
(Маша Г.,6а класс)
Подобные конструкции нельзя считать отступлением от норм литературного языка. Такой точки зрения придерживаются многие учёные-лингвисты. Ещё в 1950 году
С. Е. Крючков1 в статье «О присоединительных связях в современном русском языке» резко выступал против однозначной трактовки языковых норм в школьной практике, когда единственно правильными признаются лишь те построения, правила организации которых представлены элементарными сведениями школьной грамматики. Л. Ю. Максимов2 считает, что в присоединительных конструкциях «живо проявляются и непосредственность детского восприятия мира, и желание подчеркнуть, выделить запомнившуюся деталь».
Необходимо отметить, что и авторы действующих школьных учебников по русскому языку включили в упражнения тексты с парцеллированными конструкциями.
Глава 4
Виды парцеллированных конструкций
Проведённый нами анализ творческих работ учащихся 6а, 6б классов позволил сделать вывод, что все парцеллированные конструкции можно разделить на две группы:
- парцелляты в форме отдельного члена предложения (сказуемого, определения, приложения, дополнения, обстоятельства);
«Мне понравились мои летние каникулы. Я хочу ещё раз поехать в Азербайджан. Туда, где тепло и весело».
(Илина И., 6а класс)
«Этим летом я ездила в лагерь. В Геленджик, в село Кабардинка».
(Маша Л., 6б класс)
- предложения, начинающиеся с сочинительных, реже подчинительных союзов (парцелляты присоединяются к основной части либо параллельно, если повторяют морфологическую структуру одного из членов предложения, с которым соотносятся, либо последовательно, если имеют форму членов предложения, отсутствующих в основной части. В этом случае части, оформленные как самостоятельные высказывания, как бы расширяют синтаксическую структуру основной части).
«Но каждый год деревья подсаживают. Для того, чтобы лес не обеднел».
(Аня П., 6б класс)
«Иногда мне очень больно смотреть на падающий листок. Потому что он колышется на ветру и как бы молит о помощи».
(Глеб И., 6а класс)
Парцеллированные конструкции появляются в простых и сложных предложениях, выражающих присоединительные отношения. Особенно они частотны при сочинительной связи однородных членов и частей сложного предложения. Этот вид расчленения чаще всего встречается и в творческих работах школьников. Например:
«Вернулась Нина. Села и заплакала».
«Я часто писал по ночам. Ю-ю вскакивала ко мне на стол. Садилась рядышком».
(Сергей И., 5б класс)
Расчленение предложения с однородными сказуемыми эффективно в творческих работах повествовательного характера; в этом случае сказуемые имеют особую смысловую значимость, передавая напряженность момента, результативность действия, состояние героев:
«Мы всей семьей поливали огород. Собирали ягоды».
(Саша Н., 6б класс)
«Весело играть возле новогодней елки. И весело смотреть на ее мигающие огоньки».
(Кира Ч., 6б класс)
«Но вечером они опять появятся. И будут меня удивлять».
(Даша Б., 6а класс)
Парцеллят в последнем примере (описание последовательных дополнительных действий) типичен для случаев, когда предметом речи становятся ощущения, глубоко волнующие автора, который стремится передать свое состояние слушателям или читателям. В этом состоит психологическая мотивированность расчленения.
Парцелляция членов предложения имеет много общего с обособлением. Оба эти явления принадлежат уровню речи, так как характеризуют не формальную структуру предложения, а семантико-интонационное строение коммуникативной единицы речи — фразы. По словам Ю. В. Ванникова, обособленные члены предложения являются уже «полупарцелляцией». В работах шестиклассников присутствуют такие построения:
«Перед моими глазами мама. Добрая. Спокойная и задумчивая».
(Марат Х., 6а класс)
«Мы не заметили, как наш пушистый комочек превратился в кошку. Красивую, большую, умную».
(Кирилл А., 5а класс)
В этих предложениях однородные определения оформлены после точки в самостоятельные высказывания. В нерасчлененных конструкциях определения-парцелляты являются обособленными членами.
Сравним:
«Перед моими глазами мама, добрая, спокойная и задумчивая».
«Мы не заметили, как наш пушистый комочек превратился в кошку – красивую, большую, умную».
Парцелляция иногда распространяется и на область сильноуправляемых членов, что не характерно для обособления. В ученических творческих работах одинаково употребляются и дополнения, и обстоятельства, оформленные после точки. Например:
«Когда дождь кончился, мы дружно побежали. Не на речку, а домой».
(Маша Л., 6б класс)
«В этот день я поздравил маму, бабушку. И свою учительницу».
(Аня К., 5а класс)
Отмечены парцелляты-уточнения такого типа:
«На столе лежат разные ягоды. Малина, клубника, смородина, ежевика».
(Ирина З., 5а класс)
парцелляты, представляющие собой сравнительные обороты:
«Снег сыпался и сыпался с дерева. Как дождь с новогодней елки».
(Саша К., 5б класс)
Глава 5
Научное обоснование причин обращения учащихся к парцеллированным
конструкциям
Как же объяснить подобное явление экспрессивного синтаксиса?
По мнению психологов, письменная речь всегда озвучивается: при письме и при чтении дети проговаривают слова, словосочетания и предложения «про себя», поэтому членение текста на основную часть и дополнительную подсказывается еще и особой интонацией устной речи.
Парцеллированные конструкции как бы обнажают процесс мысли: они появляются в сознании после первой, основной части предложения или во время формирования ее.
Вот пример из устной речи. Приглашая друга в гости, мы говорим:
«Приходи ко мне завтра».
И подумав, прикинув свой распорядок дня на завтра, добавляем:
«Часов в пять вечера».
Теперь обратимся к примеру из художественной литературы. В повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши» находим такие строки:
«Мускулистые руки, загнутые ресницы, дымчатый пушок над верхней губой – красивый парень Левка Гайзер. Красивый и очень умный».
Герой повести – восьмиклассник Дюшка Тягунов, думая о своем сопернике Левке Гайзере, сначала называет черты его внешней красоты (основная часть предложения), а затем, после длительной паузы (может, вспомнив о том, что Левка – лучший математик школы, победитель всех математических олимпиад!), добавляет: Красивый и очень умный. Парцеллируются определения к имени собственному – Левка Гайзер, причем первое из них (красивый) повторяется из основной части предложения.
Таким образом, парцелляты уместны в речи детей в любом случае, если они дополняют, конкретизируют, уточняют основную мысль высказывания, т. е. обогащает его содержательно-смысловую сторону.
Глава 6
Ложная парцелляция
Однако следует помнить, что экспрессивность расчленения в связных текстах ярче проявляется на нейтральном фоне, среди нерасчлененных конструкций. Злоупотребление этими построениями может привести к обеднению языка творческой работы.
При подчинении расчленение недопустимо в случае сильной связи, когда какой-либо член предложения требует своего распространения другим членом. Например:
«В этот день я поздравил. Маму, бабушку и свою учительницу».
При расчленении сложноподчиненных предложений необходимо учитывать особенности структуры (двучленной или одночленной) сложного предложения. Например, ошибочным будет расчленение в присловных одночленных структурах:
«Русский язык — это предмет. Который мне трудно дается».
«Зимой ребята делают кормушки. И подкармливают птиц».
(Валерия П., 6б класс)
В учебных целях можно пользоваться таким показателем: выделение придаточной части возможно в том случае, если она может быть употреблена в качестве самостоятельной при озаглавливании текста, например:
«Когда город спит...», «Если ты любишь свой город...» и т. д.
Заключение
Как показали результаты исследования, учащиеся часто используют в своих работах парцеллированные конструкции, потому что они являются достаточно сильным стилистическим приёмом, который позволяет усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. Парцелляция используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но чаще всего и разнообразнее используется в художественном стиле и публицистике. Ритмомелодическое оформление парцеллированных конструкций (паузы, логическое ударение) подчёркивает естественность речевого членения текста, создаёт динамичность повествования, повышает его убедительность. А это значит, что умелое использование данных конструкций в творческих работах школьников только повысит их речевую культуру, позволит выразить свои мысли более точно, выразительно.
Таким образом, на современном этапе развития обучения русскому языку следует решить вопрос о признании права употребления парцеллированных конструкций школьниками. Это поможет интуитивно-подражательное употребление языковых средств превратить в сознательное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская работа " Пятое время года в Германии!"
материал по немецкому языку....
Активное формирование новых знаний при изучении конструкции и принципа работы лазерного принтера.
Учащиеся самостоятельно не обращают внимания на определение объекта и цели изучения и данной дисциплины, и ее отдельных разделов. В ответы учащихся включено все, что где то бы ни был...
Программа воспитательной работы "Пять шагов в будещее"
«Пять шагов в будущее»- это воспитательная программа, рассчитанная на 5 лет: I год(1 шаг) - программа направлена на создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная орие...
Вышивание. Практическая работа «Пять простейших швов».
Цель: научить учащихся выполнять технологию простых швов для вышивания....
Учебный проект как творческая работа в пятом классе.
В материале представлен опыт работы над групповым проектом в пятом классе " Любимый город Пушкино в цифрах и задачах"...
КАК НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ И НЕ ВОЗНЕНАВИДЕТЬ РАБОТУ. ПЯТЬ СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯМ ОТ УЧИТЕЛЯ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13729808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"353","width":"480"}}]]...
Программа воспитательной работы "Пять шагов в будущее"
Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовы...