Программа воспитательной работы "Пять шагов в будущее"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Программа реализуется в течение пяти лет. Широко используется НРК и краеведческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы в классе:
«Пять шагов в будущее»
(Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе)
Составитель: Александрова Л.Ю. к.п.н.
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. Данная программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на:
– обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
– саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;
– обеспечение готовности обучающихся к проектированию после школьного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;
– формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовка обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
– формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся;
– формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России.
Программа обеспечит:
– формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности обучающихся; определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их учебной и внеурочной деятельностью;
– формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
– приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;
– возможность подготовки, планирования, выполнения и презентации обучающимися социального проекта (индивидуального или в составе группы);
– формирование у подростков зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям;
– развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;
– социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной, познавательной и профессионально ориентированной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений; формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
– социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;
– использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;
– создание условий (ценностно-мировоззренческих, научно-методических, кадровых, информационных) для развития у обучающегося способности выступать в качестве субъекта образовательно-профессионального выбора;
– формирование у обучающихся готовности к образовательной и профессиональной самоидентификации, конструированию планов продолжения образования и профессионального самопродвижения и определению соответствующих данным версиям ближних и дальних целей в условиях модернизации общества и динамичного рынка труда;
– приобретение опыта создания личностно значимых образовательных продуктов (итоги практической работы обучающегося с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды);
– формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;
– формирование способности самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены;
– развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации, профессиональной ориентации обучающихся; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.
«Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким»
Аристотель
«Пять шагов в будущее» - это воспитательная программа, рассчитанная на 5 лет:
I год (1 шаг) - программа направлена на создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация в выборе профильного обучения.
II год (2 шаг) – развитие нравственно-этического направления, укрепление эмоционального и социального здоровья шестиклассников, профессиональное самоопределение личности.
III год (3 шаг) – развитие самоуправленческого начала 7-го классного коллектива, профессиональное самоопределение личности.
IV год (4 шаг) - постараться сделать так, чтобы лучшее дело 8-го класса стало достоянием всего школьного коллектива.
V год (5 шаг) – искать новые идеи, формы и способы обновления проектной деятельности в 9-ом классе.
Цель школы: Формирование универсальных учебных действий обучающихся для самостоятельного успешного внедрения ФГОС.
Цель классного руководителя: создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств, толерантного отношения к людям.
Задачи:
- создать комфортную психологическую обстановку в классе;
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым в оценке чужих достижений;
- формировать у учащихся культуру внимания к собственному здоровью;
- организовать внеурочную деятельность (проектную), привить пользовательские навыки работы на компьютере;
- привлекать родителей к проектной деятельности (оформление портфолио) и жизнедеятельности класса.
Воспитательная работа в классе опирается на общечеловеческие ценности. Ими являются следующие понятия:
ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
ОТЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Основные принципы жизнедеятельности классного коллектива, его функционирования и развития
Принцип гуманности. Из всех показателей оценки класса главным я считаю самочувствие в ней человека. Класс хорош, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. УВП - это способ передачи культуры от человека, владеющего ею, к человеку, ею овладевающему.
Принцип творческого отношения всех участников УВП. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры - творчество учителя (классного руководителя).
Принцип системности. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от всей системы взаимодействия.
Принцип демократизации, согласно которому общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Приоритетные проблемы работы классного руководителя
Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников
Формирование творческого потенциала личности учащегося
Профориентация и слагаемые успеха жизненного пути
Вся воспитательная работа опирается на национально-региональный компонент и краеведческий материал.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
от Дэвида Льюиса
- Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
- Ищи истину вместе с ребенком,
- Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
- Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
- Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
- Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
- Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
- Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
- Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
- Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
- Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
Модуль: ПАТРИОТ
(патриотическое и нравственное)
Цель: формировать знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного поведения и ответственности за него
Модуль: БУДЬ ЗДОРОВ
(спортивно-оздоровительное)
Цель: демонстрировать значимость физического и психического здоровья на 6 класс
Модуль: ЭКОС
(Экологическое)
Цель: развивать способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои умения при охране окружающей среды.
Модуль: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
(Основы безопасности жизнедеятельности)
Цель: привить навыки безопасности жизнедеятельности
Модуль: ПОСМОТРИ ВОКРУГ СЕБЯ
(Эстетическое, организация досуга)
Цель: привить чувство прекрасного, воспитать понимание значимости культуры в жизни человека
Модуль: СЕМЬЯ И ШКОЛА
(взаимодействие с родителями)
Цель: организовать тесное сотрудничество с родительской общественностью.
ПЛАН-СЕТКА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ на 2019– 2020 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Модули системы воспитательной работы | 02 – 08.09 | 9 – 15.09 | 16 – 22.09 | 23 – 29.10 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | 4 - День солидарности в борьбе с терроризмом, «Боль Беслана!» | 12 – Международный день памяти жертв фашизма | Кл.час «Мир толерантности и милосердия» + волонтёрский рейд в д/с | Кл.час + урок мужества, посвящённый подвигу воинов-интернационалистов |
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | Беседа «ЗОЖ: путёвка в завтра» | День Здоровья | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | 3 - Кл.час + Деловая игра «Человек и закон» | Кл.час «Школа безопасности на дороге» | Конкурс рисунков и кроссвордистов по ППД | |
«Экос» (экологическое) | Экскурсия в шк.музей «Красная книга Голышмановского района» | |||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Конкурс плакатов и рисунков «Святое и вечное!» | |||
«Семья и школа» (работа с родителями) | 7 - Кл.час «Роль самоуправления в жизни» + выборы актива и родительского комитета | Беседа с родителями о детском травматизме на дорогах |
ОКТЯБРЬ
Модули системы воспитательной работы | 30.09 – 06.10 | 07 – 13.10 | 14 – 20.10 | 21 – 27.10 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Кл.час «Учитель – звучит гордо: профориентация» | Кл.час «Мой жизненный путь и выбор профессии»: тренинг и беседа | Экскурсия «Всё начинается со школьного звонка!» | 30 – День памяти жертв политических репрессий |
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | Беседа «Здоровье как свойство и состояние организма!» | Осенний марафон, посвящённый Карпушенко | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | 4 – всемирный день гражданской обороны | Кл.час «Каналы коммуникации и сетикет (правила общения в соцсетях) | Тестирование «Найди свой путь!» (профориентация) | |
«Экос» (экологическое) | Конкурс «Самый зелёный класс!» | Кл.час «Активный отдых и правила поведения в общественных местах и на природе» | ||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Встреча в музее «Дорогие мои старики!» | Акция «Мы – граждане России!» | ||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Педвсеобуч «Взаимодействие и общение детей и родителей» | Клуб «Святой мужской союз!» | Школьное родительское собрание | Род. собрание «Профилактика правонарушений и асоциальных явлений» |
НОЯБРЬ
Модули системы воспитательной работы | 28 – 03.11 | 04 – 10.11 | 11 – 17.11 | 18.11 – 24.11 | 25 – 01.12 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Посиделки «Кузьминки по лету поминки!» - музей | Кл.час Игра-дискуссия «Познай себя!» | Кл.час Беседа «Дружбой дорожить умейте!» | ||
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | Спортивные соревнования по волейболу | Кл.час «Участие в социально-психологическом тестировании» | День здоровья | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Кл.час «Совесть – внутренний контроль поведения человека» | Тренинг «Поступок и проступок» | Создание экспозиции «Подвиг тюменцев в годы Великой отечественной войны» | ||
«Экос» (экологическое) | Озеленение кабинета | ||||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Конкурс рисунков «Краски жизни в нас самих!» | Кл.час + Игра «Удивительный этикет!» | |||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Вечер с родителями «Улыбнёмся друг другу!» | Акция «Милая мама!» |
ДЕКАБРЬ
Модули системы воспитательной работы | 02– 08.12 | 9 – 15.12 | 16 – 22.12 | 23 – 29.12 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Кл.час Диспут «Мораль и закон!» | Конкурс рисунков и сочинений «Битва за Москву» | ||
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | КВД – лыжная прогулка | Кл.час + Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров» | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Тренинг + беседа по профилактике правонарушений «Права человека заканчиваются там, где начинаются права другого!» | Кл.час Психологический практикум «Борьба с конфликтами!» | Клчас + Беседа «Зимний травматизм и его предупреждение» | |
«Экос» (экологическое) | Акция «Дари радость людям»» | |||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Зимнее оформление кабинета | Этнографический праздник «Народы Сибири!» | ||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Защита проектов «Я+семья и профессия!» | КВД – лыжная прогулка |
ЯНВАРЬ
Модули системы воспитательной работы | 31.12 – 06.01 | 07 – 13.01 | 14 – 20.01 | 21 – 27.01 | 28.01 – 03.02 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Посиделки в музее «Как – то поздно вечерком девушки гадали!» - Рождество Христово | Кл. час + Беседа «Секрет успешности учебной деятельности» | День воинской славы. Снятие блокады с Ленинграда и подвиг усть-ламенцев | ||
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | Кл.час + Акция «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | ||||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Туртехника, турист года | Беседа «Я и взрослый мир!» | Кл.час + Урок Памяти | ||
«Экос» (экологическое) | Практикум «Кладовая природы!» | ||||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Праздник «Татьянин день!» | ||||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Выставка «Бабушкин сундучок!» | Клуб Выходного Дня (лыжная база) |
ФЕВРАЛЬ
Модули системы воспитательной работы | 04 – 10.02 | 11 – 17.02 | 18– 24.02 | 25 – 03.03 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Кл.час + Урок мужества «Честь имею!» | 15 – Кл.час + День памяти воина-Интернационалиста (приглашение Филиппова М.А., Балышева А.В., Белоусова А.М.) | Встреча «Есть такая армия!» | |
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | Рыцарский турнир «А ну-ка мальчики!» | Кл.час «ГТО – путёвка в жизнь!» | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Беседа и практикум по решению социальных ситуаций «Незнание не освобождает от наказания» | Кл.час + Дискуссия «Локальные конфликты на планете» | ||
«Экос» (экологическое) | Конкурс «Самый чистый и уютный класс!» | |||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Оформление кабинета к патриотическому месячнику | Конкурс инсценированной военной песни | Конкурс рисунков «Защита отечества – священный долг» | Игра «Наследники!» |
«Семья и школа» (работа с родителями) | Игровая программа «История моей семьи в фотографиях» | Общешкольное собрание |
МАРТ
Модули системы воспитательной работы | 06 – 10.03 | 13 – 17.03 | 20 – 24.03 | 27 – 31.03 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Кл.час + Игра «В разных странах побываем!» | Кл.час + Беседа «Что в жизни зависит от меня!» | 27 – Кл.час ко Дню внутренних войск МВД РФ, приглашение сотрудников полиции | |
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | День здоровья - КВД | Праздник «Ура, каникулы!» | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Тестирование «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» | Диспут «Можно ли быть свободным без ответственности?» | ||
«Экос» (экологическое) | Конкурс фоторабот «Мой взгляд на мир!» | 21 – Кл.час «Всемирный день Земли» | ||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Конференция по профориентации «Мы выбираем путь!» | Фестиваль творчества «Фантазия – 2020» | ||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Акция «Милосердие!» | Конкурс сочинений «Участники боевых событий!» | КВД «Весенняя капель» |
АПРЕЛЬ
Модули системы воспитательной работы | 03 – 07.04 | 10 – 14.04 | 17 – 21.04 | 24 – 28.04 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | 11 – Кл.час «День освобождения узников концлагерей» | Акция «Эхо, Памяти!» | ||
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | День Здоровья | Конкурс рисунков «Мама, папа и я спортивная семья» | ||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Кл.час + Тренинг «Мой характер и выбор профессии!» | Кл.час + Акция «Наше письмо в армию» | ||
«Экос» (экологическое) | Конкурс рисунков «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной!» | |||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Кл.час + Огонёк «Смех – дело серьёзное!» | |||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Беседа «Профориентация и летний отдых детей. Социально-значимая деятельность» |
МАЙ
Модули системы воспитательной работы | 01 – 05.05 | 08 – 12.05 | 15 – 19.05 | 22 – 26.05 |
«Патриот» (патриотическое и нравственное) | Кл.час + Урок мужества «Дети войны!» | День Победы. Митинг Вахта Памяти | Акция «Спешите делать добро!» | |
«Будь здоров» (спортивно-оздоровительное) | Кл.час + Праздник - День рождения детской организации | |||
«Школа безопасности» (основы безопасности жизнедеятельности) | Профилактика наркомании «Я и мой выбор» | Кл.час + Беседа «Как победить стрессовое состояние!» | ||
«Экос» (экологическое) | Экологический патруль | Кл.час «Будущее планеты в наших руках!» | ||
«Посмотри вокруг себя» (эстетическое, организация досуга) | Конкурс рисунков «Здравствуй, лето!» | Последний школьный звонок | ||
«Семья и школа» (работа с родителями) | Конкурс боевых листков среди детей и родителей «Подвигу народа жить!» к 75-летию Победы | «Беседа с детьми и родителями о детском травматизме на дорогах» | Инструктаж родителей по охране жизни и здоровья детей во время летних каникул |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы «Становление личности будущего рабочего»
Программа воспитательной работы предназначена для учащихся СПО в группе по профессии"Слесарь по " КИП и А "Цель воспитательной программы: Создание условий для становления творческой, свободной социаль...
Программа воспитательной работы "Вместе в будущее" 5-9 классы
Программа составлена на основе нормативных документов об образовательной программе и программе воспитательной работы. Данная программа рассчитана на 5 школьных лет.В воспитательном процесс...
программа воспитательной работы «Шагаем вместе в будущее»
Программа воспитательной работы классного коллектива создана для системной работы педагогов и родителей с классом, в котором я являюсь классным руководителем. Цель моей программы формирован...
Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»
Основная цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешног...
Перспективная программа воспитательной работы "Шаги успеха"
Перспективная программа воспитательной работы с 5- 9 классы "Шаги успеха"...
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее» (Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее» (Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)...
Воспитательная программа 5-9 "Пять шагов в будущее"
В основе воспитательной программы лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания как целенаправленную систему...