Вышивание. Практическая работа «Пять простейших швов».
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Цель: научить учащихся выполнять технологию простых швов для вышивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вышивание. Практическая работа «Пять простейших швов».
Класс: 5 Дата: 26 января 2016 г.
Тип урока: Комбинированный
Цель: научить учащихся выполнять технологию простых швов для вышивания.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
· Выполнение вышивки и художественное оформление объектов труда;
· Развитие пространственного и композиционного мышления;
· Развитие чувства ритма, стиля
· Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм
· Развитие моторики рук при работе с ручными инструментами
2 Метапредметные:
· Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе вышивания
· Самостоятельное выполнение творческой работы
· Соблюдение безопасных приемов труда
3 Личностные:
· Освоение приемов вышивания простыми швами.
· Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Методы: Объяснение, демонстрация презентации, инструктаж; текущее наблюдение, самостоятельная работа под руководством учителя.
Материально – техническое оснащение:
Материалы и инструменты (пяльцы, ножницы, иглы, нитки мулине и ткань)
Образцы простейших швов. Мультимедийный проектор и компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, девочки. У вас на столе лежат 2 карточки красного и зеленого цвета.
Кто пришел на урок с хорошим настроением поднимите красную карточку, а кто не очень: зеленую. Я рада, что почти все пришли с хорошим настроением.
Два цветочка, три листочка –
Вот и композиция.
Я в рисунке самоучка, вышиваю лучше я.
Переход от тона к тону разукрасит вышивку.
Незаметен будет промах в проработке листика.
Получается нарядно,
Просто глаз не оторвать.
Вот теперь уже все складно,
Можно нитку закреплять.
Положу работу в ящик,
А потом, достав опять,
Удивлюсь: как все удачно,
Можно в рамочку вставлять!
О чем стих?
2.Мотивация к учебной деятельности: Слайд №1
Что изображено на картинах великих художников (женщины занимающиеся рукоделием). Ответы детей.
Так давайте сформулируем тему нашего урока (вышивание)
А как вы думаете, сложную технологию вышивания мы сразу сможем освоить , или начнем с простой? Тема нашего урока: «Технология выполнения простых швов»
Цели урока (формулируют ученицы): «Научиться вышивать простыми швами»
Слайд№4-9
Давайте посмотрим на одежду украшенную женщинами разных губерний на Руси.
Какой цвет преобладает в Русской вышивке?
Чем похожи вышивки и чем отличаются?
Давайте узнаем немного об истории русой вышивки.
Выходят 3 ученицы.
Учитель: 3 девицы под окном, вышивали вечерком (Слайд №10)
3.Историческая справка.
1 девица:
Вышивка – распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками и др.
Этот вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможет узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы.
В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха – Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром. Об этом говорят находки археологов, относящиеся к 4-7 веку. Это фрагменты одежды, украшенные узорами и жемчугом. Вышивание было распространено среди женщин из знатных семей и монахинь.
2девица:
С 18-20 века оно входит в жизнь всех слоев населения. В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьёй. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая её вышивкой.
Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца предметы одежды и свадебный пояс для жениха и даже рубашка для первенца.. Потом невеста одаривала родственника жениха изделиями своей работы, по которым судили о мастерстве трудолюбивой невесты.
Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.
3 девица:
В России 18-19 вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли в продажу.
Со второй половине XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые сёла живут этим промыслом.
Художественная вышивка – один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. В наше время вышивка стала очень популярным хобби, которое долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
4.Введение новых знаний
Классификация вышивок.
Все техники подразделяются на счётные (вышивание со счётом нитей ткани основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счётной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях) и гладьевые (вышивание на белом, по шёлку и бархату, золотое шитьё, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров). Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Давайте зарисуем схемы вышивок слайд№11
Техника безопасности и организация рабочего места слайд №12
Инструменты и материалы: пяльцы, ножницы, иглы, нить и ткань. Слайд№14,15
Иглу выбираем тонкую и длинную с обычным маленьким ушком (иглы с большим ушком, штопальные, используются для вышивания нитью во много сложений, толстыми шерстяными или шёлковыми нитями).
Берём моток ниток мулине, снимаем обёртки, аккуратно разворачиваем моток и «обнаруживаем» большое «кольцо» из ниток или маленькое. Большое «кольцо» разрезаем в месте узелка, а от маленького отматываем и отрезаем кусок нити длиной не более сажени (размах руки). Отрезанная нить толстая, так как она в 6 сложений. Вытаскиваем одну из нитей и вставляем в иглу одновременно оба конца нити.
Физкультминутка ( из активных методов обучения) ученицы вытаскивают карточки с изображением животных и стараются придумать их движения. Очень веселая зарядка.
5. Практическая работа
Мы будем выполнять на уроке швы без счёта нитей и гладьевые по образцам, так как такие швы проще в исполнении и имеют большее значение в подготовке учащихся к шитью. Сегодня мы изучим пять простейших швов, выполняемых по одной линии: вперёд иголку;
1. Шов «вперед иголку» слайд №15
это ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга.
2. Шов «шнурок» слайд №16
Вначале выполняется по контуру узора шов «вперед иголку» ниткой в цвет ткани, после этого иглу с ниткой другого цвета подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
3. Стебельчатый шов слайд № 17
это ряд одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.
4. Тамбурный шов (или шов «цепочка») слайд №18 - это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.
5. Шов «за иголку» слайд №18
это непрерывный ряд стежков, выполняемых справа налево.
Этими швами можно вышивать и тонкие, и толстые линии изображений (стебли, контуры рисунков), а можно заполнять большие площади.
Технология ручной вышивки.
Берём лоскут 20х20 см мадаполама или гладкокрашеного ситца (можно бывшего в употреблении) и переносим на него рисунок с карточки схемы.
Захватываем иглой 2-3 нити ткани в начале первой строчки, почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов «вперёд иголку», делая стежки длиной 2-3 мм (см. Инструкционную карту №1). Если вышивальная нить не закончена, можно переступить на ближайший конец второй линии и вышивать швом «вперёд иголку дважды» (см. Инструкционную карту). По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя иглу под 5-7 стежков с изнанки, и отрезаем остаток. Выполняем швы: стебельчатый, за иглу и тамбурный.
6. Итоги урока
Рефлексия учебной деятельности.
Учитель просит детей оценить деятельность на уроке.
Слайд.№19 На экране – рефлексия учебной деятельности, дополните предложения:
1. Сегодня я узнала …
2. Было интересно …
3. Теперь я могу…
4. Я научилась…
5. Урок дал мне для жизни …
Оценка за работу, за активность на уроке.
А теперь поднимите карточки, у кого после занятий осталось хорошее настроение.
Изученные сегодня швы вы можете использовать для выполнения различных моделей которые вам понравятся.
Домашнее задание: закончить тамбурный шов, принести те же инструменты и материалы.
Источники информации
- Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Ю. В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В. Д. Симоненко/ Авт.-сост. Г. П. Попова. – 2-е изд., испр. И доп. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9: Книга для учителя/ Чернякова В. Н. – М.: Просвещение, 2002.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ под редакцией Симененко – М.: Вентана-Графф, 2005.
- Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методическое пособие. О.А.Кожина
Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. М.: ООО «Дрофа»,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-739001-1454072267.jpg)
Разработка урока по технологии "Пять простейших швов ". 5 класс
Раздел: "Вышивание"Цель урока: познакомить учащихся с историей и видами вышивки. Сформировать знания ручной вышивки, способствовать развитию творческих способностей...
Виды машинных швов. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов».
· Задачи урока:Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967109-1509520525.jpg)
Практическая работа "Выполнение машинных швов" 5 класс
Практическая работа "Выполнение машинных швов" 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-59756-1571653594.jpg)
Практическая работа. Построение простой компьютерной модели.
Практическая работа Построение простой компьютерной модели.Цель работы: построение простой компьютерной модели, проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.2. Оборудование, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058553-1537145609.jpg)
N15 Практическая работа" Решение простейших тригонометрических уравнений" за 27.04.20 и 28.04.20 для группы МЖКХ1 и за 30. 04.20 для ПК1
Задание:1. Выполнить практическую работу.2. Выполнить отчет по практической работе.3. Сделать вывод по практической работе....
Методическая разработка практической работы по теме «Выполнение образцов двойных швов»
Научиться выполнять двойные швы, находить бельевые швы, знать область их применения...