Вышивание. Практическая работа «Пять простейших швов».
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Цель: научить учащихся выполнять технологию простых швов для вышивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    Вышивание. Практическая работа «Пять простейших швов».

Класс: 5                     Дата: 26 января 2016 г.

Тип урока: Комбинированный

Цель: научить учащихся выполнять технологию простых швов для вышивания.

Планируемые результаты:

1.      Предметные:

·         Выполнение вышивки и художественное оформление объектов труда;

·         Развитие пространственного и композиционного мышления;

·         Развитие чувства ритма, стиля

·         Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм

·         Развитие моторики рук при работе с ручными инструментами

2        Метапредметные:

·         Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе вышивания

·         Самостоятельное выполнение творческой работы

·         Соблюдение безопасных приемов труда

3        Личностные:

·         Освоение приемов вышивания простыми швами.

·         Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Методы:                Объяснение, демонстрация презентации,   инструктаж; текущее наблюдение, самостоятельная работа под руководством учителя.                               

Материально – техническое оснащение:

Материалы и инструменты (пяльцы, ножницы, иглы, нитки мулине и ткань)

Образцы простейших швов.  Мультимедийный  проектор и компьютер.

                                               Ход урока         

1.Организационный момент   

Учитель: Здравствуйте, девочки. У вас на столе лежат 2 карточки красного и зеленого цвета.

Кто пришел на урок с хорошим настроением поднимите красную карточку, а кто не очень: зеленую. Я рада, что почти все пришли с хорошим настроением.

Два цветочка, три листочка –

Вот и композиция.

Я в рисунке самоучка, вышиваю лучше я.

Переход от тона к тону разукрасит вышивку.

Незаметен будет промах в проработке листика.

Получается нарядно,

Просто глаз не оторвать.

Вот теперь уже все складно,

Можно нитку закреплять.

Положу работу в ящик,

А потом, достав опять,

Удивлюсь: как все удачно,

Можно в рамочку вставлять!      

  О чем стих?

2.Мотивация к учебной деятельности: Слайд №1

Что изображено на картинах великих художников (женщины занимающиеся рукоделием). Ответы детей.

Так давайте сформулируем тему нашего урока (вышивание)

А как вы думаете, сложную технологию вышивания  мы сразу сможем освоить , или начнем с простой?  Тема нашего урока: «Технология выполнения простых швов»

Цели урока (формулируют ученицы): «Научиться вышивать простыми швами»

Слайд№4-9

Давайте посмотрим на одежду украшенную женщинами разных губерний на Руси.

 Какой цвет преобладает в Русской вышивке?

Чем похожи вышивки и чем отличаются?

Давайте узнаем немного об истории русой вышивки.

  Выходят 3 ученицы.

Учитель: 3 девицы под окном, вышивали вечерком (Слайд №10)

3.Историческая справка.

 1 девица:

Вышивка – распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками и др.

      Этот вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможет узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы.

       В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха – Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром. Об этом говорят находки археологов, относящиеся к 4-7 веку. Это фрагменты одежды, украшенные узорами и жемчугом. Вышивание было распространено среди женщин из знатных семей и монахинь.

2девица:

С 18-20 века оно входит в жизнь всех слоев населения. В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьёй. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая её вышивкой.  

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца предметы одежды и свадебный пояс для жениха и  даже рубашка для первенца.. Потом невеста одаривала  родственника жениха изделиями своей работы, по которым судили о мастерстве трудолюбивой невесты.

       Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

        Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

3 девица:  

        В России 18-19 вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли в продажу.

        Со второй половине XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые сёла живут этим промыслом.

        Художественная вышивка – один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. В наше время вышивка стала очень популярным хобби, которое долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

4.Введение новых знаний

 Классификация вышивок.

Все техники подразделяются на счётные (вышивание со счётом нитей ткани основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счётной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях) и гладьевые (вышивание на белом, по шёлку и бархату, золотое шитьё, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров). Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Давайте зарисуем схемы вышивок слайд№11

 Техника безопасности и организация рабочего места слайд №12

 Инструменты и материалы: пяльцы, ножницы, иглы, нить и ткань. Слайд№14,15

 Иглу выбираем тонкую и длинную с обычным маленьким ушком (иглы с большим ушком, штопальные, используются для вышивания нитью во много сложений, толстыми шерстяными или шёлковыми нитями).

  Берём моток ниток мулине, снимаем обёртки, аккуратно разворачиваем моток и «обнаруживаем» большое «кольцо» из ниток или маленькое. Большое «кольцо» разрезаем в месте узелка, а от маленького отматываем и отрезаем кусок нити длиной не более  сажени (размах руки). Отрезанная нить толстая, так как она в 6 сложений. Вытаскиваем одну из нитей и вставляем в иглу одновременно оба конца нити.

Физкультминутка ( из активных методов обучения) ученицы вытаскивают  карточки с изображением животных и стараются придумать их движения. Очень веселая зарядка.

5. Практическая работа

     Мы будем выполнять на уроке швы без счёта нитей и гладьевые по образцам, так как такие швы проще в исполнении и имеют большее значение в подготовке учащихся к шитью.  Сегодня мы изучим пять простейших швов, выполняемых по одной линии: вперёд иголку;

1.                   Шов «вперед иголку» слайд №15
 это ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга.

2.                  Шов «шнурок» слайд №16

Вначале выполняется по контуру узора шов «вперед иголку» ниткой в цвет ткани, после этого иглу с ниткой другого цвета подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.

3.                  Стебельчатый шов слайд № 17

это ряд одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.

4.                  Тамбурный шов (или шов «цепочка») слайд  №18 - это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.

5.                  Шов «за иголку» слайд  №18

 это непрерывный ряд стежков, выполняемых справа налево.

 Этими швами можно вышивать и тонкие, и толстые линии изображений (стебли, контуры   рисунков), а можно заполнять большие площади.

 Технология ручной вышивки.

 Берём лоскут 20х20 см мадаполама или гладкокрашеного ситца (можно бывшего в употреблении) и переносим на него рисунок с карточки схемы.

Захватываем иглой 2-3 нити ткани в начале первой строчки, почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов «вперёд иголку», делая стежки длиной 2-3 мм (см. Инструкционную карту №1). Если вышивальная нить не закончена, можно переступить на ближайший конец второй линии и вышивать швом «вперёд иголку дважды» (см. Инструкционную карту). По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя иглу под 5-7 стежков с изнанки, и отрезаем остаток. Выполняем швы: стебельчатый, за иглу и тамбурный.

6. Итоги урока

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель просит детей оценить деятельность на уроке.

Слайд.№19 На экране – рефлексия учебной деятельности, дополните предложения:

1.      Сегодня я узнала …

2.      Было интересно …

3.      Теперь я могу…

4.      Я научилась…

5.      Урок дал мне для жизни …

  Оценка за работу, за активность на уроке.

 А теперь поднимите карточки, у кого после занятий  осталось хорошее настроение.

Изученные сегодня швы вы можете использовать для выполнения различных моделей которые вам понравятся.

    Домашнее задание: закончить тамбурный шов, принести те же инструменты и материалы.

Источники информации

  1. Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Ю. В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой,  В. Д. Симоненко/  Авт.-сост. Г. П. Попова. – 2-е изд., испр. И доп. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9: Книга для учителя/ Чернякова В. Н. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ под редакцией Симененко – М.: Вентана-Графф, 2005.
  4. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс.  Методическое пособие. О.А.Кожина

Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. М.: ООО «Дрофа»,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение простейших швов

Выполнение ручных швов...

Разработка урока по технологии "Пять простейших швов ". 5 класс

Раздел: "Вышивание"Цель урока: познакомить учащихся с историей и видами вышивки. Сформировать знания ручной вышивки, способствовать развитию творческих способностей...

Виды машинных швов. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов».

·                 Задачи урока:Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;·...

Практическая работа "Выполнение машинных швов" 5 класс

Практическая работа "Выполнение машинных швов" 5 класс...

Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по теме Вышивка. Выполнение простейших швов

Разработка урока по технологии в 5 классе (девочки) по теме Вышивка. Выполнение простейших швов...

Практическая работа. Построение простой компьютерной модели.

Практическая работа Построение простой компьютерной модели.Цель работы: построение простой компьютерной модели, проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.2. Оборудование, ...

N15 Практическая работа" Решение простейших тригонометрических уравнений" за 27.04.20 и 28.04.20 для группы МЖКХ1 и за 30. 04.20 для ПК1

Задание:1. Выполнить практическую работу.2. Выполнить отчет по практической работе.3. Сделать вывод по практической работе....