Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования  МБОУ СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования  МБОУ СОШ

           Рабочая программа ориентирована на использование УМК:  

  • Русский язык: 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А, Дейкина А. Д., Александрова О.М.; науч. ред. Шанский Н. М.]. М.: Просвещение, 2017г.;
  • Ефремова Е.А. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку для 7 класса. – М.: Просвещение, 2015г.;
  • Соловьева Н.Н. Русский язык. Диагностические работы. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Соловьева.- М.: Просвещение, 2017г.;
  • Никулина М.Ю. Русский язык. Проверочные работы: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику)/М.Ю.Никулина.- М.: Издательство «Экзамен», 2015г.

          Изучение русского языка в 7 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей: 

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

      Эти цели   способствует решению следующих задач изучения русского языка на ступени основного общего образования:

  • усвоение определенного круга знаний из области синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • повторение определенного круга знаний из фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи обязательного государственного экзамена;
  • развитие  интеллектуальных  и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознанию эстетической ценности языка;
  • усвоение норм литературного языка, формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • овладение  системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками ,развитие готовности   и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию , а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • совершенствованию коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству , созидательной деятельности, умений вести диалог, искать  и находить содержательные компромиссы;
  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

     

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностными результатами  семиклассников , формируемыми при изучении предмета "Русский язык", являются

  •  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • иметь представление о народах и этнических группах России;
  • уважение  культуры коренных народов ЯНАО, их традиции;
  • аргументированное оценивание своих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (учебных и жизненных), опираясь на нормы морали, правила поведения.

Метапредметные результаты изучении  "Русского языка" в седьмом классе проявляются  в

  • 1)владение всеми видами речевой деятельности:
  • Аудирование и чтение:
  •  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;
  •  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • Говорение и письмо:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  •  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  •  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Предметные результаты семиклассников состоят в следующем:

  •  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  •  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  •  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  •  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
  • Коммуникативные:
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
  • способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

2. Содержание учебного предмета, курса

Тема 1: Русский язык как развивающееся явление (1 ч.)

Тема 2: Повторение изученного в 5 – 6 классах  (10ч.)

Синтаксис.  Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Развитие речи (сочинение №1.)

Входная контрольная работа( №1.)

Тема 3: Тексты и стили речи (4ч.)

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

Р.Р. Сочинение(№2). Домашнее мини -сочинение

Тема 4:  Морфология и орфография. Культура речи (113ч.)

Причастие (32ч.)

Причастие как часть речи.  Синтаксическая роль причастий в предложении. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение  причастного оборота запятыми.

Р.р.Сочинение- описание(№3) Описание внешности человека.

Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия.

Действительные причастия настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий. Страдательные причастия  настоящего времени. Одна и две -н- в суффиксах  страдательных причастий и в   прилагательных образованных от глаголов. Гласные в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные  перед -н-  в полных и кратких страдательных причастиях. х Одна и две -н- в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание -не. с причастиями. Буквы -е- и -ё- после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Р.Р. Выборочное изложение(№1). Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

К.Р. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

К.Р.Промежуточная контрольная работа (№2)

 Деепричастие (12ч.) 

       Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Раздельное написание -не с деепричастиями.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Морфологический разбор деепричастия.

Р.Р.Сжатое изложение.(№2)

Р.Р.Сочинение (№4) Составление рассказа по картине.    

 К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

К.Р. Контрольная работа (№1)

 Наречие (20 ч.)

 Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Разряды наречий.  Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.  Слитное и раздельное написание  не с наречиями на -о и -е. Буквы -е-и- в приставках  не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы  -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Слитное и раздельное написание  приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак  после шипящих на конце наречий.

       Р.Р. Сочинение- описание  действий (№5).

       К.Р. Контрольный диктант (№3) с грамматическим заданием

       К.Р. Контрольный диктант (№4) с грамматическим заданием

       К.Р. Контрольное  тестирование (№1) по теме "Наречие"

 Учебно-научная речь (3ч.)

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Р.Р.№ 6.Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния (6ч.)

  Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния..

      Р.Р. Изложение(№3). Сжатое  изложение текста с описанием состояния  природы

      Р.Р. Сочинение (№7, №8)Творческое задание. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины.

Тема 5: Служебные части речи.

Предлог (10ч.) 

 Предлог как служебная часть речи. Употребление предлога. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Дефис в предлогах ..

Р.Р. Сочинение (№9)Текст. Стили речи.  А,В.Сайкина «Детская спортивная школа».Впечатление от картины.

 К.Р. Контрольный диктант №5  с грамматическим заданием

К.Р. Контрольное  тестирование (№2) по теме "Предлог".

Союз (10ч.)

      Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов -также, -тоже, -чтобы . Повторение сведений о предлогах и союзах.

 Р.Р. Сочинение (№10)Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

  К.Р. Контрольный диктант (№6 ) с грамматическим заданием

Частица (16ч.)

      Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Разряды частиц. Формообразующие частицы.  Смыслоразличительные частицы.  Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные  частицы- не и- ни. Различение частицы -не и приставки -ни. Частица-ни, приставка-ни, союз-ни-ни.

   Р.Р.  Сочинение(11) по картине. Сочинение рассказ по сюжету(упр.446).

К.Р. Контрольное  тестирование (№3) по теме"Частица"

К.Р. Контрольный диктант (№7,№8) с грамматическим заданием

   Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч.)

  Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания  при междометиях.

   К.Р. Контрольный диктант (№9 ) с грамматическим заданием

Тема 7: Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12ч.)

     Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.  Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Р.Р. Текст. Стили речи. Сочинение (№12)

      К.Р. Промежуточная контрольная работа(№3).

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы(Приложение)

       

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

контрольные работы

сочинение

изложение

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

2.

Повторение изученного в 5 – 6 классах  

10

1

1

3.

Тексты и стили речи

4

1

4.

Морфология и орфография. Культура речи.

73

7

6

3

Причастие

32

2

1

1

Деепричастие

12

2

1

1

Наречие

20

3

1

Учебно-научная речь

3

1

Категория состояния

6

2

1

5.

Служебные части речи

36

5

3

Предлог

10

2

1

Союз

10

1

1

Частица

16

2

1

6.

Междометие. Звукоподражательные слова

4

1

7.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

12

1

1

Итого:

140

15

12

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...