Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.docx | 223.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Словообразование имён существительных» 6 класс
Урок разработала: учитель русского языка и литературы
Тихонова Дария Святославовна
ГБОУ СОШ школы №542 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Технология: проблемно-диалогический урок.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2016г.) под редакцией Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой.
УМК: 1) Русский язык. Москва «Просвещение»
Цель урока:.
Задачи урока:
- Образовательные:
- дать понятие нового способа образования имени существительного;
-закрепить знания о способах образования имён существительных;
- учить аргументировать свою точку зрения;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
-содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
- развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).
- Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
- умение работать в паре; самостоятельность, трудолюбие;
- создать благожелательную творческую атмосферу
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
Используемые стратегии: дерево ассоциаций, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, кластер, верите ли вы (верные и неверные утверждения).
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент | Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку? Вперёд!..Начинаем наш урок. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девиз сегодняшнего урока такой: Слайд №2 И вновь урок мы начинаем, -Готовы с интересом применять свои знания ?! | - Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы. |
2. Мотивация к учебной деятельности | Слайд №3 Запись даты, эпиграфа к уроку: «Если запастись терпением и проявить стремление, то посеянные семена знания дадут добрые всходы» (Л.да Винчи) | Записывают в тетради дату урока, эпиграф. Объясняют значение эпиграфа | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
3.Актуализация знаний (4 минуты) | Приём дерево ассоциаций. Слайд №4 Терминологический диктант: 1.Часть слова - морфема, 2. морфема, стоящая после приставки - корень, 3. морфема, стоящая после корня - суффикс, 4. часть слова без окончания - производящая основа, 5. морфема, стоящая перед корнем - приставка, 6.раздел языкознания, изучающий образование новых слов - словообразование. (На доске с каждым новым ответом появляется новая ветка дерева.) - Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование) Сегодня на уроке мы говорим о морфемах. А для чего они служат? - А все ли названные морфемы участвуют в образовании новых слов? - Какие способы образования связаны с этими морфемами? Как строитель возводит дом из кирпичей, так и новые слова образуются из морфем. | Отгадывают загадки, записывая термины в тетрадь | Регулятивные УУД:проблемная подача учебного материала. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разной форме. 2. Владеть приёмами анализа и систематизации материала. |
4. Постановка учебной задачи. (1минута) | Слайд № 5-6 Если речь идет о строительной словообразовательной функции морфем, сформулируйте тему нашего занятия. Сп_с_б_ _бр_з_в_н_ _ _м_н с_щ_ств_т_льн_х -Верно, если взять во внимание, что этот материал вам известен, обозначьте цели урока. - Какие цели поставим перед собой? - повторить… - научиться … - закрепить …. Слайд №7 | Называют тему урока «Способы образования имён существительных». Определяют цели урока: -Повторить способы образования слов. -Научиться определять способ словообразования имён существительных и строить словообразовательную цепочку. -Закрепить умение различать способы образования имён существительных. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Усвоение новых знаний | Слайд №8-10 Вот слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Нужно обратиться за помощью к суффиксам. Суффикс «-ик». -А как Слово «дом» сделать больше? Суффикс «-ище-». Исследовательская работа. – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования имён существительных. А) (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.) – Как называется такой способ словообразования? Слайд № 11 Запишите в тетрадь схему и название этого способа. Б) – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.) – Как называется этот способ? Слайд №12 Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый. – Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? Слайд №13 (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.) (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.) – Образуйте от этого слова другое, имя существительное. Как называется этот способ образования? Слайд №14 – Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ. – Перечислите 4 морфемных способа образования слов. Слайд № 15-16 Но слова могут образовываться и другими способами 2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем). Показ презентации. Слайд №17 - Способ перехода одной части речи в другую. - Сложение. | – Такой способ словообразования называется суффиксальным. – Такой способ словообразования называется приставочным. – Такой способ словообразования называется приставочно - суффиксальным. соединять - Осмотреть – осмотр | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: -развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; -работа над формированием логических умений: - анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений. |
6.Первичное закрепление знаний. 7 минут |
Приём совместный поиск
(Приложение 3, задание 1). Попутно с ответами ученика составляется кластер-дерево (ветви – это способы образования слов). 3. Работа с учебником. Выполнение устных и письменных упражнений. 1.Выполнение упражнения № 36, 38, 42 по учебнику | Работа в группах. Каждая группа называет слова, образованные приставочным способом, затем суффиксальным, приставочно-суффиксальным и бессуффиксным. Если отвечают правильно, то прикрепляют листик или яблочко со словом к нужной ветке дерева. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы. Учащиеся выполнят упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль). УУД: познавательные (опираются на уже известные правила) УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное). |
5. Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута | Физкультминутка Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). | Ученики выполняют упражнение сидя за столами. | |
8. Закрепление изученного материала. | Слайд №23 «Кто больше?» Самостоятельная работа. Образовать новые слова при помощи указанных морфем (приложение 3, задание 2). | Выполнение тестовых заданий по вариантам. | Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в письменной форме. |
9. Рефлексия деятельности. 3 минуты | Слайд №24 Приём «Верите ли вы» (верные и неверные утверждения) напоминает игровое логическое упражнение. (Приложение 5). - А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке? Слайд №25 (Приложение 6). Закончите предложения: 1. На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я…. 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… | Группы выполняют задания сообща. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Коммуникативные УУД 3. Задавать вопросы, работая в группе, паре. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 6. Строить связное монологическое высказывание. |
10. Подведение итогов урока. | Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз? | Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Осуществлять речевой самоконтроль. | |
11.Домашнее задание. 2 минуты | §6, стр. 26-27, 29. Составить таблицу «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами. | Запись учащимися задания в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...
Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Методическая разработка урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Образование в Великобритании».
Данный урок является четвертым уроком темы № 3 «Школьное образование». Модуль построен так, что из 8 уроков, на первых четырех вводится новая лексика и новый грамматическ...
Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...
Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс
Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...