Кейс-метод как средство развития метапредметных УУД.
статья по русскому языку (5 класс)
Кейс - это интерактивный метод обучения, учащиеся позитивно к нему относятся, потому что видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кейс-метод. | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Поселенкова Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 377, Санкт – Петербург
Тарасова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 377, Санкт - Петербург
Кейс-метод как средство развития метапредметных УУД.
«Нет стремления
более естественного,
чем стремление к знанию.
Мы прибегаем к любому
средству овладеть им»
(М. Э. де Монтень)
Прежде чем говорить о кейсах, созданных и апробированных непосредственно в нашей школе, разберемся, что представляют собой кейсы в целом. При всем множестве определений остановимся на следующем: «Конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности) событий, в котором можно обнаружить достаточно проблем».
Ситуация кейса может выступать в виде потребности человека или группы в чем-либо. Она представляется здесь как состояние недостатка, оказывающее стимулирующее воздействие на деятельность, которая в свою очередь ликвидирует этот недостаток.
Специфика нашей работы при создании кейсов в рамках работы творческой группы состояла в том, что наши кейсы не должны были быть привязаны к какому-то конкретному школьному предмету, это должны были быть универсальные ситуации, использовать которые может каждый учитель - предметник. Вторым условием было продуманное и логичное размещение в течение всего учебного года, так чтобы их содержание действительно было актуальной для учащихся проблемой, что в целом соответствует тем обязательным требованиям, которые предъявляются к кейсам («пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся»). Третьим условием стала такая насущная для всех школ проблема, как адаптация пятиклассников к условиям средней школы. Таким образом, наш первый кейс стал результатом объединения всех этих условий. Его рабочее название «Информационный листок». Время проведения - первая неделя сентября, классный час
На ознакомительном этапе классный руководитель знакомит учащихся со следующей ситуацией:
«В начале учебного года классный руководитель одной из петербургских (московских) школ сказал пятиклассникам: «Вы перешли в пятый класс и уже, наверное, столкнулись с некоторыми трудностями. Что стало для вас новым и сложным?» Вот что ответили ученики:
Петя (10 лет): «Надо самим записывать расписание, смотреть лист замещений. А я забываю»
Оля (10 лет): «Наша учительница в четвертом классе всегда сама проверяла, как мы записываем домашнее задание, или мы проверяли друг у друга. А сейчас много новых учителей, на некоторых предметах мы забываем или не успеваем записать домашнее задание».
Игорь (11 лет): «В пятом классе много разных учителей, многих мы еще не знаем. Я не знаю, как мне исправлять двойки по некоторым предметам. В четвертом классе мы всегда переписывали по утрам свои работы, а сейчас не знаем, когда можно это сделать»
Аня (11 лет): «Появились новые предметы и кабинеты. Я в них запуталась»
Одним из эффективных вариантов представления учащимся этой информации может быть форум из группы класса в одной из социальных сетей.
После этого наступает аналитический этап кейса. Учитель задает ученикам следующие вопросы:
- Согласны ли вы с тем, что такие проблемы существуют? Существуют ли такие проблемы у вас?
- Кто и что, по – вашему мнению, может помочь справиться с проблемами?
- Где и как в нашей школе вы и ваши родители можете получить ответы на эти вопросы?
- Что вы можете сделать для ее разрешения?
Задав последний вопрос, учитель предлагает классу, используя стратегию «мозговой атаки», предложить различные альтернативы для ее решения. Класс делится на две-три группы (по 7-9 человек). В одну группу должны войти «аналитики», две другие будут представлять собой «генераторы идей». Эти группы должны формироваться добровольно, но учитель может направить ребенка, поскольку в пятом классе не все сразу поймут, в чем состоит их задача. После этого группы «генераторов» по очереди предлагают свои идеи, аналитики их записывают, а по завершении выбирают наиболее разумное и подходящее. (Кейс – возможность каждому выбрать и сделать что-то интересное ему самому в общих целях).
В качестве формы представления конечного результата наиболее разумным, как подсказывает опыт, является вариант создания информационного листка, который ученики вклеивают в дневники, но возможны и другие варианты: объявление в группе, стенгазета. Подразумевается, что ученики отразят в своей работе подробную информацию об учителях: ФИО, кабинет, часы консультаций, требования.
После определения вопросов, на которые надо найти ответы и формы представления результатов, класс делится на группы по школьным предметам (возможно объединение русского языка и литературы, истории и обществознания), далее внутри групп происходит распределение ролей : (руководитель, «связи с общественностью, оформители и т.п.).
После того как работа проведена, наступает итоговый этап. Различные группы представляют результаты своей работы, обсуждают работы других групп.
Кейс - это интерактивный метод обучения, учащиеся позитивно к нему относятся, потому что видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
В течение года можно использовать комплекс кейсов:
1.Кейс «Информационный листок» (первая неделя сентября)
2. Кейс «Как лучше ликвидировать пробелы?”
3.Кейс «Выбираем экскурсию»
4.Кейс «Знакомство четвероклассников со средней школой»
Кейсы – это возможность сделать учебу интересной!
Литература.
- Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс_метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Технология анализа конкретных ситуаций. Подготовлено доцентом кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Крыловой О.Н. Санкт-Петербург, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций
Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход, метапредметные цели. Метапредметный урок- это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в ...
Внеурочные мероприятия как средство развития метапредметных компетенций
Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новый ФГОС. В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что в...
Проект Интегрированный подход в преподавании предметов естественно-гуманитарного цикла как средство развития метапредметных умений
Проект по интеграции предметов...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....
Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе....
Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования
Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку...
Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...