Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
статья
Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.1 КБ |
![]() | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность
Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Значит, метапредметные результаты образовательной деятельности помогают учащемуся решать проблемы и задачи в различных жизненных ситуациях.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу должен уделять повышенное внимание
Приведу несколько примеров.
Создание проблемных ситуаций – неотъемлемая часть современного урока.
Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» детьми нового знания
Создать учебную ситуацию на уроке– значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Виды проблемных ситуаций:
- Ситуация «выбор»: до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него;
2) слова с приставками и предлогами;
3) глаголы и прилагательные
- Обратите внимание на особенность записи слов и сформулируйте тему урока.
Уч-ся: Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
- Ситуация «неопределенность»: Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными.
Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
- Ситуация «неожиданность»:
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Забыли про дела свои…
Что вы заметили? Почему одно слово написано с разными окончаниями?
- Ситуация «несоответствие»: Помогите проверить орфограмму в слове хв… стуны.
Даня – хвост, Ника – хвастун, Даша – хвастаться. Кто прав? Почему?
Эти и другие способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы приводят к активации мыслительного процесса при создании учебной ситуации.
Групповые формы работы становятся основными в современной школе.
Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД:
- логическое и критическое мышление школьников;
- навык организации своих мыслей;
- навыки устной речи;
- навыки риторики;
- эмпатию и толерантность;
- уверенность в себе;
- способность работать в команде;
- способность концентрироваться на сути проблемы;
- навыки сотрудничества;
- манеры при публичном выступлении.
Способы формирования рабочих групп бывают разными.
- По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих.
- По набору лидеров
- По стилю интеллектуальной деятельности
- Подготовка к выполнению задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Каждый раз, выстраивая урок, вспоминайте слова Л.Н. Толстого:
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и
соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик».
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения Н.Н. Носов. "Живая шляпа". 3 «А» класс
Тема. Н.Носов «Живая шляпа»
Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение, исправлять деформированный текст; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).
Ресурсы: рассказ Н.Носова «Живая шляпа», компьютер, карточки для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, шляпы, цветные карандаши, выставка книг.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Актуализация изученного материала
1.Проверка домашнего задания.
Пересказ прочитанных произведений
2. Речевая разминка.
- А сейчас проведем речевую разминку.
- Как вы думаете, для чего она нам нужна?
Чистоговорка.
ШИ-ши-ши-любят сказки малыши
Ша-ша-ша-книга есть у малыша.
Шо-шо-шо- мы читаем хорошо
Шу-шу-шу- я читаю, я пишу.
- Молодцы, ребята, мы подготовили свой речевой аппарат к чтению.
III. Мотивация и целеполагание
-Ребята, а вы любите мультики?
-Сегодня к нам пришел один из ваших любимых героев.
(показ картинки Незнайки)
Так, кто же оказался нашим веселым гостем?
- Правильно, это Незнайка.
- Посмотрите, вот он Незнайка, он пришёл к нам на урок учиться. Ну, что поможем ему?
Давайте напомним Незнайке, как мы должны отвечать на уроке. (Не выкрикивать и только поднимать руку).
-Скажите,а вы знаете кто придумал Незнайку и всех его друзей?
Корректирующая проба.
- Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Зачеркните букву «у», составьте из оставшихся букв фамилию, имя, отчество и название произведения, которое мы сегодня будем изучать.
НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов
- Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова
Ребята, а Незнайка пришел к нам не с пустыми руками.(учитель показывает шляпу)
- Ребята посмотрите, что у меня в руках?
(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову)
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Что такое шляпа?
- Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
- Сейчас я буду показывать вам разные шляпы, а вы должны рассказать, кто носит такие шляпы. Найдите лишний предмет (дети определяют, что строительная каска-лишний предмет)
Итак, сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н.Носова « Живая шляпа»
IV. Новый материал.
- И так, откройте учебники на с.54 рассказ «Живая шляпа»
- Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным?
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.
3. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.(Показ картинки комода)
4. Предварительная работа с текстом перед чтением. (Слайд 10)
- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Сначала по слогам, а потом целыми словами.
Плюх-ну-лось
со-скольз-ну-ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли
- Молодцы ребята, теперь читать текст нам будет очень легко. Мы познакомились с длинными и непонятными для нас словами.
IV. Работа с текстом.
Чтение текста учителем.
Физминутка
«Вышли мыши»
Дети вместе с учителем повторяют и показывают упражнения.
V. Продолжение работы над новым материалом
- Чем закончится произведение?
- В чем секрет живой шляпы?
- Кого увидели мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
- Смешной или грустной показалась эта история?
- Какие чувства вы испытали?
Работа по вопросам, данным в учебнике.
VI. Закрепление изученного материала.
Чтение детьми текста по цепочке.
- Просмотр мультфильма «Живая шляпа»
- Ребята, а теперь давайте посмотрим, как выглядит эта история на экране телевизора.
2.Игра “Блиц-опрос".
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа” (Дети отвечают на вопросы быстро):
- Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
1.Шляпа лежала на комоде или на шкафу?
2.Котенка звали Пушок или Васька?
3. Мальчики играли в игры или раскрашивали?
4.Кто хотел поднять шляпу?
5.Чем кидали в шляпу луком или картошкой?
6. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
7. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
3.Игра на внимание «Было-не было»
-Ребята, я буду показывать вам картинки. Если картинка так или иначе относится к нашему рассказу, вы хлопаете в ладоши. Если не относится-сидите на месте.
VII. Итог урока. Рефлексия.
С рассказом, какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
Рефлексия (шляпа, желание)
- Представьте, что наша шляпа стала волшебной, и, надев ее, вы можете загадать самое заветное желание.
Мечта учителя:
- Ну и если вы мне позволите, то я вам зачитаю своё желание.
- Мне очень хотелось бы, чтобы наш класс был дружным, смелым, веселым, бесстрашным.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
VIII. Домашнее задание
Объяснение домашнего задания.
- Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается. Давайте проводим его и скажем: « До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-498620-1413535236.jpg)
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649170-1436966268.jpg)
Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действийна уроках русского языка и литературы
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-395488-1549255892.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1016335-1519673546.jpg)
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по англ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393738-1391003520.jpg)
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1137578-1555610260.jpg)
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка
Педагогический проект....