Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
статья
Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.1 КБ |
zhivaya_shlyapa_2.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность
Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Значит, метапредметные результаты образовательной деятельности помогают учащемуся решать проблемы и задачи в различных жизненных ситуациях.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу должен уделять повышенное внимание
Приведу несколько примеров.
Создание проблемных ситуаций – неотъемлемая часть современного урока.
Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» детьми нового знания
Создать учебную ситуацию на уроке– значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Виды проблемных ситуаций:
- Ситуация «выбор»: до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него;
2) слова с приставками и предлогами;
3) глаголы и прилагательные
- Обратите внимание на особенность записи слов и сформулируйте тему урока.
Уч-ся: Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
- Ситуация «неопределенность»: Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными.
Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
- Ситуация «неожиданность»:
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Забыли про дела свои…
Что вы заметили? Почему одно слово написано с разными окончаниями?
- Ситуация «несоответствие»: Помогите проверить орфограмму в слове хв… стуны.
Даня – хвост, Ника – хвастун, Даша – хвастаться. Кто прав? Почему?
Эти и другие способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы приводят к активации мыслительного процесса при создании учебной ситуации.
Групповые формы работы становятся основными в современной школе.
Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД:
- логическое и критическое мышление школьников;
- навык организации своих мыслей;
- навыки устной речи;
- навыки риторики;
- эмпатию и толерантность;
- уверенность в себе;
- способность работать в команде;
- способность концентрироваться на сути проблемы;
- навыки сотрудничества;
- манеры при публичном выступлении.
Способы формирования рабочих групп бывают разными.
- По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих.
- По набору лидеров
- По стилю интеллектуальной деятельности
- Подготовка к выполнению задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Каждый раз, выстраивая урок, вспоминайте слова Л.Н. Толстого:
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и
соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик».
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения Н.Н. Носов. "Живая шляпа". 3 «А» класс
Тема. Н.Носов «Живая шляпа»
Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение, исправлять деформированный текст; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).
Ресурсы: рассказ Н.Носова «Живая шляпа», компьютер, карточки для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, шляпы, цветные карандаши, выставка книг.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Актуализация изученного материала
1.Проверка домашнего задания.
Пересказ прочитанных произведений
2. Речевая разминка.
- А сейчас проведем речевую разминку.
- Как вы думаете, для чего она нам нужна?
Чистоговорка.
ШИ-ши-ши-любят сказки малыши
Ша-ша-ша-книга есть у малыша.
Шо-шо-шо- мы читаем хорошо
Шу-шу-шу- я читаю, я пишу.
- Молодцы, ребята, мы подготовили свой речевой аппарат к чтению.
III. Мотивация и целеполагание
-Ребята, а вы любите мультики?
-Сегодня к нам пришел один из ваших любимых героев.
(показ картинки Незнайки)
Так, кто же оказался нашим веселым гостем?
- Правильно, это Незнайка.
- Посмотрите, вот он Незнайка, он пришёл к нам на урок учиться. Ну, что поможем ему?
Давайте напомним Незнайке, как мы должны отвечать на уроке. (Не выкрикивать и только поднимать руку).
-Скажите,а вы знаете кто придумал Незнайку и всех его друзей?
Корректирующая проба.
- Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Зачеркните букву «у», составьте из оставшихся букв фамилию, имя, отчество и название произведения, которое мы сегодня будем изучать.
НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов
- Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова
Ребята, а Незнайка пришел к нам не с пустыми руками.(учитель показывает шляпу)
- Ребята посмотрите, что у меня в руках?
(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову)
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Что такое шляпа?
- Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
- Сейчас я буду показывать вам разные шляпы, а вы должны рассказать, кто носит такие шляпы. Найдите лишний предмет (дети определяют, что строительная каска-лишний предмет)
Итак, сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н.Носова « Живая шляпа»
IV. Новый материал.
- И так, откройте учебники на с.54 рассказ «Живая шляпа»
- Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным?
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.
3. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.(Показ картинки комода)
4. Предварительная работа с текстом перед чтением. (Слайд 10)
- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Сначала по слогам, а потом целыми словами.
Плюх-ну-лось
со-скольз-ну-ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли
- Молодцы ребята, теперь читать текст нам будет очень легко. Мы познакомились с длинными и непонятными для нас словами.
IV. Работа с текстом.
Чтение текста учителем.
Физминутка
«Вышли мыши»
Дети вместе с учителем повторяют и показывают упражнения.
V. Продолжение работы над новым материалом
- Чем закончится произведение?
- В чем секрет живой шляпы?
- Кого увидели мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
- Смешной или грустной показалась эта история?
- Какие чувства вы испытали?
Работа по вопросам, данным в учебнике.
VI. Закрепление изученного материала.
Чтение детьми текста по цепочке.
- Просмотр мультфильма «Живая шляпа»
- Ребята, а теперь давайте посмотрим, как выглядит эта история на экране телевизора.
2.Игра “Блиц-опрос".
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа” (Дети отвечают на вопросы быстро):
- Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
1.Шляпа лежала на комоде или на шкафу?
2.Котенка звали Пушок или Васька?
3. Мальчики играли в игры или раскрашивали?
4.Кто хотел поднять шляпу?
5.Чем кидали в шляпу луком или картошкой?
6. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
7. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
3.Игра на внимание «Было-не было»
-Ребята, я буду показывать вам картинки. Если картинка так или иначе относится к нашему рассказу, вы хлопаете в ладоши. Если не относится-сидите на месте.
VII. Итог урока. Рефлексия.
С рассказом, какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
Рефлексия (шляпа, желание)
- Представьте, что наша шляпа стала волшебной, и, надев ее, вы можете загадать самое заветное желание.
Мечта учителя:
- Ну и если вы мне позволите, то я вам зачитаю своё желание.
- Мне очень хотелось бы, чтобы наш класс был дружным, смелым, веселым, бесстрашным.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
VIII. Домашнее задание
Объяснение домашнего задания.
- Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается. Давайте проводим его и скажем: « До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действийна уроках русского языка и литературы
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по англ...
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка
Педагогический проект....