Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
статья

Коткина Анастасия Геннадьевна

Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.1 КБ
Файл zhivaya_shlyapa_2.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.

 При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность

Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Значит, метапредметные результаты образовательной деятельности помогают учащемуся решать проблемы и задачи в различных жизненных ситуациях. 

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу должен  уделять повышенное внимание

Приведу несколько примеров.

Создание проблемных ситуаций – неотъемлемая часть современного урока.

Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» детьми нового знания

Создать учебную ситуацию на уроке– значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Виды проблемных ситуаций:

  • Ситуация «выбор»: до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него;

2) слова с приставками и предлогами;

3) глаголы и прилагательные

- Обратите внимание на особенность записи слов и сформулируйте тему урока.

Уч-ся: Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  • Ситуация «неопределенность»: Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. 

Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

  • Ситуация «неожиданность»:

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Забыли про дела свои…

Что вы заметили? Почему одно слово написано с разными окончаниями?

  • Ситуация «несоответствие»: Помогите проверить орфограмму в слове хв… стуны.

Даня – хвост, Ника – хвастун, Даша – хвастаться. Кто прав? Почему?

Эти и другие способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы приводят к активации мыслительного процесса при создании учебной ситуации.

Групповые формы работы становятся основными в современной школе.

Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД:

  • логическое и критическое мышление школьников;
  • навык организации своих мыслей;
  • навыки устной речи;
  • навыки риторики;
  • эмпатию и толерантность;
  • уверенность в себе;
  • способность работать в команде;
  • способность концентрироваться на сути проблемы;
  • навыки сотрудничества;
  • манеры при публичном выступлении.

Способы формирования рабочих групп бывают разными.

  • По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих.
  • По набору лидеров
  • По стилю интеллектуальной деятельности
  • Подготовка к выполнению задания.
  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.

Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное).  Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.

 

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Каждый раз, выстраивая урок, вспоминайте слова Л.Н. Толстого:

«Чем легче учителю учить,

тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, 

тем легче ученику.

Чем больше будет учитель сам учиться,

обдумывать каждый урок и

соизмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

чем больше вызывать  на вопросы и ответы,

тем легче будет учиться ученик».



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения Н.Н. Носов. "Живая шляпа". 3 «А» класс

Тема. Н.Носов «Живая шляпа»

Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова  «Живая шляпа»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение, исправлять деформированный текст; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Живая шляпа», компьютер, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, шляпы, цветные карандаши, выставка книг.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 

II. Актуализация изученного материала

1.Проверка домашнего задания.

Пересказ прочитанных произведений

2. Речевая разминка.

- А сейчас проведем речевую разминку.

- Как вы думаете, для чего она нам нужна?

Чистоговорка.

ШИ-ши-ши-любят сказки малыши

Ша-ша-ша-книга есть у малыша.

Шо-шо-шо- мы читаем хорошо

Шу-шу-шу- я читаю, я пишу.

- Молодцы, ребята, мы подготовили свой речевой аппарат к чтению.

III. Мотивация и целеполагание

-Ребята, а вы любите мультики?

-Сегодня к нам пришел один из ваших любимых героев.

(показ картинки Незнайки)

Так, кто же оказался нашим веселым гостем?

- Правильно, это Незнайка.

- Посмотрите, вот он Незнайка, он пришёл к нам на урок учиться. Ну, что поможем ему?

Давайте напомним Незнайке, как мы должны отвечать на уроке. (Не выкрикивать и только поднимать руку).

-Скажите,а вы знаете кто придумал Незнайку и всех его друзей?

Корректирующая проба.

 - Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Зачеркните букву «у», составьте из оставшихся букв фамилию, имя, отчество и название произведения, которое мы сегодня будем изучать.

НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов

- Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова

Ребята, а Незнайка пришел к нам не с пустыми руками.(учитель показывает шляпу)

Ребята посмотрите, что у меня в руках?

(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову)

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Что такое шляпа?

- Какие бывают шляпы?  (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

- Сейчас я буду показывать вам разные шляпы, а вы должны рассказать, кто носит такие шляпы. Найдите лишний предмет (дети определяют, что строительная каска-лишний предмет)

Итак, сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н.Носова « Живая шляпа»

IV. Новый материал.

- И так, откройте учебники на с.54 рассказ «Живая шляпа»

- Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным?

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.

3. Словарная работа.

- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.(Показ картинки комода)

4. Предварительная работа с текстом перед чтением. (Слайд 10)

- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Сначала по слогам, а потом целыми словами. 
Плюх-ну-лось
со-скольз-ну-ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли

- Молодцы ребята, теперь читать текст нам будет очень легко. Мы познакомились с длинными и непонятными для нас словами.

IV. Работа с текстом.

Чтение текста учителем.

Физминутка 

«Вышли мыши»

Дети вместе с учителем повторяют и показывают упражнения.

V. Продолжение работы над новым материалом

- Чем закончится произведение?

- В чем секрет живой шляпы?

- Кого увидели мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

- Смешной или грустной показалась эта история?

- Какие чувства вы испытали?

Работа по вопросам, данным в учебнике.

VI. Закрепление изученного материала.

Чтение детьми текста по цепочке.

  1. Просмотр мультфильма «Живая шляпа»

- Ребята, а теперь давайте посмотрим, как выглядит эта история на экране  телевизора.

2.Игра “Блиц-опрос".

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа” (Дети отвечают на вопросы быстро):

- Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

1.Шляпа лежала на комоде или на шкафу?

2.Котенка звали Пушок или Васька?

3. Мальчики играли в игры или раскрашивали?

4.Кто хотел поднять шляпу?

5.Чем кидали в шляпу луком или картошкой?

6. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

7. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

3.Игра на внимание «Было-не было»

-Ребята, я буду показывать вам картинки. Если картинка так или иначе относится к нашему рассказу, вы хлопаете в ладоши. Если не относится-сидите на месте.

VII. Итог урока. Рефлексия.

С рассказом, какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? 

Рефлексия (шляпа, желание)

- Представьте, что наша шляпа стала волшебной, и, надев ее, вы можете загадать самое заветное желание.

Мечта учителя:

- Ну и если вы мне позволите, то я вам зачитаю своё желание.

- Мне очень хотелось бы, чтобы наш класс был дружным, смелым, веселым, бесстрашным.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас!

VIII. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

- Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается. Давайте проводим его и скажем: « До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...