Проект Интегрированный подход в преподавании предметов естественно-гуманитарного цикла как средство развития метапредметных умений
проект по биологии на тему

Огнева Татьяна Анатольевна

Проект по интеграции предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_integratsiya.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Министерство образования, науки и молодежной политики

                                               Республики Алтай

                              Отдел  Образования Администрации

                                    Муниципального Образования

                                       «Усть – Коксинский район»

                                       

ПРОЕКТ

Интегрированный подход в преподавании  предметов   естественно-гуманитарного цикла как средство развития метапредметных умений

     

                        Автор проекта:  Огнева Татьяна Анатольевна-

                                                    учитель биологии, изобразительного искусства

                                                   

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        «Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

                                         

                               

                                               Республика Алтай

                                         Усть – Коксинский район

                                               с. Верх - Уймон

                                               

                                                         2012

Оглавление

1.Краткая справка — аннотация по проекту………………………..3

1.1 Актуальность ……………………………………………………..3

1.2 Цель проекта ……………………………………………………...4

1.3 Задачи ……………………………………………………………..4

1.4 Ожидаемые результаты…………………………………………..4

1.5 Объект исследования:…………………………………………….4

1.6 Предмет исследования……………………………………………4

1.7 Ресурсы проекта

2.Описание проекта………………………………………………….. 5

2.1   Сроки реализации проекта ……………………………………...5

2.2 Этапы и механизмы реализации………………………………… 6

2.3 Теоретическая база проекта………………………………………7

2.4 План мероприятий ………………………………………………..9

2.5 Практическая значимость проекта………………………………12

2.6 Риски реализации проекта……………………..…………………12

З.Научно-методическое обоснование проекта……………………... 13

Литература……………………………………………………………. 13

4.Финансово — экономическое обеспечение проекта…………….. 14

5. Форма представления результатов………………………………...15

6.Приложение………………………………………………………… 16

Паспорт проекта

Тема: Интегрированный подход в преподавании предметов естественно- гуманитарного цикла, как средство развития метапредметных умений.

Автор: Огнева Татьяна Анатольевна.

Учебный предмет: биология, экология, химия, ИЗО, литература, музыка, спец. курсы, внеклассные  мероприятия

Тип проекта: научно- методический, полипредметный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: учителя Огнева Т.А., Ковальчук С.М., Овсянникова С.С.,    

                                   обучающиеся 5-11 классов.

           

                                     

                                                                       Всё, что находится во взаимной связи,

                                            должно преподаваться в такой же связи.

                                                                Ян Амос Коменский

1. 1  Актуальность и постановка проблемы

        Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить мобильных, креативно- мыслящих  учеников. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это в свою очередь предполагает развитие универсальных учебных действий - совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.   Использование метапредметного подхода в обучении способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и ориентировано на конкретный практический результат — своеобразный продукт.  Метапредметный подход, по сути, дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке».

       В основе  метапредметного подхода лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Интеграция  может стать условием гармоничного развития личности, как учащихся, так и педагога, способствовать формированию учебно-познавательной компетентности. Принцип междисциплинарности позволит учащимся представить целостную картину мира, что обеспечивает грамотное решение проблем. Без умения объединять знания разных наук не могут быть решены многие проблемные ситуации, особенно экологические, а уж тем более не представляется возможным выполнение даже монопредметного проекта. Для выполнения межпредметного проекта учащимся просто необходимо освоить методы применения элементов интеграции.

      В настоящее время существует ряд проблем, связанных с фрагментарной подачей учебного материала. Большинство обучающихся не могут применять на уроке  знания и умения, которые они получили на других образовательных дисциплинах. При этом они вполне успешно могут заниматься на данных предметах. Следовательно, знания и умения, полученные на уроках, не могут применять в других (нестандартных) ситуациях.

       А с другой стороны, если ребенок видит, что на уроках биологии не востребованы знания других учебных предметов (химии, географии), то ему трудно поверить в то, что вообще все, что они изучают в школе, будет востребовано в дальнейшей  жизни. Это может быть одной из причин низкой мотивации детей к учению.

      Далеко не в полной мере решена проблема школьной перегрузки. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополнялось содержание школьного образования. Чтобы успевать за нарастанием научно-практической информации, школа увеличила сроки обязательного обучения. Но этот процесс не может быть бесконечным.

      Другая тенденция в гонке системы образования за убегающей вперед наукой и производственной технологией проявляется в непрерывном увеличении числа учебных предметов. Но ведь многопредметность усложняет учебный процесс, разрывает научные связи, ведет к дублированию материала, не способствует созданию, у обучающихся, целостной картины мира.

     Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем

    При традиционном подходе к обучению у обучающихся не формируются базовые компетенции. Вот почему дальше идти таким путем нельзя. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов.

    Исходя из  выше сказанного, я выдвинула гипотезу:

Гипотеза: сформировать УУД, повысить мотивацию обучения и качество знаний и умений по предметам удастся, если:

 -внедрять в практику проведение интегрированных уроков, курсов;

- выдвигать перед детьми познавательные задачи межпредметного характера, построенные на основе знаний из разных предметных областей.

1.2 Цель проекта:

Развитие метапредметных умений через интегрированный подход в преподавании биологии, предметов  художественно-эстетического цикла.

1.3 Задачи:

  • Повысить качество знаний и мотивацию обучения, посредством интеграции предметов;
  • Разработать и провести интегрированные уроки, спецкурсы, внеклассные мероприятия;
  • Перестроить логическую структуру методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний их одной предметной области  в другую;
  • Развивать универсальные учебные действия;
  • Развить творческое самостоятельное мышление школьников, сформировать у них умения и навыки самостоятельного поиска и использования полученной информации;
  • Создать на уроке условия для организации научно- поисковой, исследовательской деятельности;
  • Формировать учебно-познавательную компетентность;  
  • Создать методическую копилку интегрированных мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла.

1.4.Ожидаемые результаты:

  • Повышение учебно-познавательной компетентности обучающихся;  
  • Повышение качества знаний, умений по предметам и мотивации обучения;
  • Создание методической копилки интегрированных мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла;
  • Участие  в научно- исследовательской работе, выступление на НОУ.

1.5 Объект исследования:

Интегрированные уроки ИЗО, биологии, экологии, химии, литературы, музыки, спец. курсы, внеклассные мероприятия.

1.6 Предмет исследования:

Универсальные учебные действия.

1.7 Ресурсы проекта:

  • Информационные (интернет-ресурсы, печатные издания, творческая лаборатория)
  • Учебные
  • Технические (мультимедийная устоновка, телевизор, DVD- CD-R,  видеомагнитофон
  • Кадровые (руководители ЦМО, учителя- предметники)

Целевая группа проекта: обучающиеся  5-11 классов

2. Описание проекта

2.1 Сроки реализации проекта: август 2009 г. - июнь 2012 г.

2.2 Этапы и механизмы реализации проекта:

 

Подготовительный этап

  • Изучение базы, подтверждающей актуальность выбранной темы;
  • Изучение теоретических аспектов проекта;
  • Проведение диагностики мотивации обучения;
  • Изучение опыта других школ района, Республики;
  • Формирование творческой группы реализации проекта;
  • Разработка проекта  «Интегрированный подход в преподавании биологии и предметов  художественно-эстетического цикла, как средство развития метапредметных умений»
  • На данном этапе сформулированы цели, задачи, рабочая гипотеза, разработано теоретическое обоснование проекта. Проводится предварительный анализ и осмысление проблемы. Выявление уровня школьной мотивации учащихся к процессу обучения.

Поисково- преобразующий (основной) этап

  • Реализация проекта;
  • Проведение интегрированных уроков, спец. курсов, внеклассных мероприятий с последующим анализом мероприятий;
  • Проведение заседаний творческой группы.

       На данном этапе деятельности осуществляются мероприятия, направленные на формирование, у обучающихся, универсальных учебных действий.

      Ставиться объективно значимая общепредметная цель, которая отражает общие  учебно- воспитательные задачи и предъявляется обучающимся в форме учебно- познавательных межпредметных задач. Практические задания наполнены различным предметным содержанием. Обучающиеся  под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность таких заданий, осуществить анализ условий, отбор необходимых опорных знаний из различных предметов. При этом важно направить внимание, мысль и волю ученика, его активность не только на усвоение новых обобщенных знаний и способов деятельности, но и на развитие своих умений, качеств личности, способностей и интересов. Школьники выполняют действия актуализации, переноса, синтеза, оценки значимости новых выводов, учатся применять ранее изученные знания в нестандартных условиях.

Контрольно-обобщающий этап

  • Подведение итогов;
  • Обобщение материала;
  • Анализ хода и результатов реализации проекта;
  • Внесение корректив в план работы школы;
  • Оформление отчета о реализации проекта;
  • Подготовка методических рекомендаций для  учителей естественно- гуманитарного цикла;
  • Выступление на районном методическом объединении учителей биологии, ИЗО по    результатам проведенной работы.

       На заключительном этапе учителя проводят взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности обучающихся по  предметам, проверяют и оценивают качество усвоенных ими новых знаний, намечают перспективы  дальнейшей работы в данном направлении. Педагоги делятся положительным опытом работы с учителями района, Республики.

2.3 Теоретическая база проекта

      Использовать метапредметный подход в обучении необходимо в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

      Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи, например по биологии, а показывать действие основных биологических законов, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по биологии. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться. Ребенок на таких уроках, не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия и через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие,  некогда   сделанное  в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.

         Есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания. Одна из них — техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, — это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

     Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

      В основе  метапредметного подхода лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

     Интегрированные уроки – это уроки, на которых изучение определенных тем осуществляется на основе двух-трех учебных предметов. На интегрированных уроках отрабатывается умение видеть главное, усваивать учебный материал программы на основе, на первый взгляд, совершенно несовместимых предметов, например, географии и русского языка, ИЗО и литературы, математики и русского языка и так далее. Но это дает свои положительные результаты, когда границы предмета расширяются, идет связь с практическим применением полученных знаний в жизни. Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:

-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что ведёт к повышению уровня знаний, умений и навыков;

-способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

-способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся;

-обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют появлению творческого подхода к выполнению учебного задания;

-позволяют систематизировать знания;

-формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;

-способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от его владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

     Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью, сжатостью материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

большой информативной емкостью материала.

    Формы проведения таких уроков разные: семинары, мастерские, конференции, урок творчества и так далее.

    Интегрированные уроки помогают школьникам вызвать и реализовать свой интерес к предметам, позволяют обобщить полученные знания и применять их. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности. При подготовке интегрированных уроков идет большая работа учащихся по поиску и обработке информации, развиваются навыки исследовательской деятельности. Большое внимание отводится популяризации работы со справочной литературой, словарями, компьютером, энциклопедиями.

     При подготовке интегрированных уроков учитель должен четко запланировать результат.

     Безусловно, каждый урок не может быть интегрированным, так как к проведению его нужна определенная подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Процесс подготовки интересен, так как он предполагает сотрудничество учителя и ученика.

     Специфика  интегрированных уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями ( учителем) двух или нескольких предметов. Особенно важно продумать методику проведения такого урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должна быть равной. Часто таким урокам предшествует большая подготовительная работа и организация опережающих домашних заданий индивидуально или фронтально.

     Опыт моей работы показывает приоритеты интеграции следующих предметов – биологии и ИЗО;  ИЗО, литературы и музыки; биологии и химии, биологии и экологии. В данной технологии всегда есть потенциал для новых творческих источников. (Приложение №1)

    Интеграция предметов в современной  школе  -  одно  из  направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению  дел в  ней,  развитию  творческих  потенциала  педагогического   коллектива   и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на обучающихся.

2.4 План мероприятий:

Подготовительный этап (август 2009г.- октябрь 2009г.)

Цель: осуществление подготовительных мероприятий для запуска проекта.

                 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Установочное совещание организаторов проекта.

21 августа

Руководители МО естественно-гуманитарного цикла.

2

Формирование творческой группы.

27-31 августа

Руководитель ЦМО – Ковальчук С.М.

3

Планирование мероприятий и составление графика работы по проекту.

сентябрь

Огнева Т.А. -  руководитель рабочей группы

4

Диагностика мотивации обучения.

сентябрь-октябрь

 Огнева Т.А.

Основной этап (ноябрь 2009г.-декабрь 2011 г.)

Цель: осуществление мероприятий проекта, направленных на формирование у обучающихся  универсальных учебных действий.

Мероприятия

Цель

Сроки

Ответственные

1.

5 класс

Цикл интегрированных уроков литературы, ИЗО

1. «Сказки А.С.Пушкина  в творчестве И.Билибина»

2. «Басни И.А.Крылова на иллюстрациях художников Е.М.Рачева, А.М.Лаптева»

 

3.«Времена года в поэзии, музыке, живописи»- внеклассное занятие

Формирование у обучающихся нравственных ценностей, утверждение  народного идеала

 

Развивать способность восприятия прекрасного

ноябрь

февраль

апрель

 Ковальчук С.М., учитель литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

Ковальчук С.М., учитель литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

Овсянникова С.С., учитель музыки

2.

Цикл интегрированных уроков биологии, ИЗО в 6 классе по темам: «Шляпочные грибы», «Голосеменные», «Цветок»,

«Соцветия», «Побег»,

« Расположение почек и листьев на стебле», «Строение листа»,

« Разнообразие листьев»,

«Половое размножение покрытосеменных растений», «Растительные сообщества», «Происхождение растений», при изучении двудольных и однодольных классов растений

Развитие образного мышления и художественных навыков.

Развитие у обучающихся способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира через наблюдение за природой

Согласно тематическому планированию

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

3.

Интегрированные уроки литературы и ИЗО в 6 классе

1.«Картины народной жизни в повести Гоголя  «Ночь перед Рождеством» и на картинах русских художников»

 

2.«Кладовая солнца» и «Кладовая природы»

3.«Пришвин- исследователь природы»

Развивать познавательный интерес к природным богатствам родного края

Март

апрель

Ковальчук С.М., учитель литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

4.

7 класс: Интегрирование предметов  русского языка, ИЗО по теме:  

1. «Описание картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»

 

 

2.«Былинный эпос в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве»

Формирование навыков развития речи, воспитание духовных качеств личности.

Воспитание чувства патриотизма и гордости за земляков

Развитие творческих способностей детей. Знакомство  с  алтайским, героическим эпосов.

октябрь

сентябрь

 Ковальчук С.М., учитель русского языка, литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

Ковальчук С.М., учитель русского языка, литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

5.

Цикл интегрированных уроков биологии, ИЗО в 7 классе по темам: «История развития зоологии», «Простейшие», «Тип моллюски», «Тип членистоногие», «Класс рыб», «Класс птиц», «Отряды млекопитающих», «Естественные и искусственные биоценозы».

«По следам “Красной книги”  Республики Алтай». Интегрирование предметов: литературы (стихи поэтов  Алтая, творческие работы учащихся), экологии, биологии.

 Развитие художественных навыков, творческого самостоятельного мышления, формирование умений и навыков самостоятельного поиска и использования полученной информации.

Воспитание   любви к малой родине и бережного отношения к природе.

Согласно тематическому планированию

Огнева  Т.А., учитель ИЗО, биологии.

6.

7 класс: Интегрирование предметов  русского языка, ИЗО по теме:  

1. «Описание картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»

 

 2.«Былинный эпос в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве»

Формирование навыков развития речи, воспитание духовных качеств личности.

Воспитание чувства патриотизма и гордости за земляков

Развитие творческих способностей детей. Знакомство  с  алтайским, героическим эпосов.

октябрь

сентябрь

 Ковальчук С.М., учитель русского языка, литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

Ковальчук С.М., учитель русского языка, литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

7.

8 класс: Интегрирование предметов  литературы, ИЗО по теме:   «Люди Древней Руси»

Учить бережно относиться к прошлому своего народа и воспитывать любовь к родной земле

ноябрь

 Ковальчук С.М., учитель литературы.  

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

8.

Цикл интегрированных уроков биологии, ИЗО в 8 классе по темам: «Историческое прошлое людей»,  «Расы человека», «Ткани», «Кожа наружный покровный орган», «Анализаторы».

Развитие межпредметных умений, образного мышления и художественных навыков.

Согласно тематическому планированию

Огнева Т.А.-

учитель биологии, ИЗО.

9.

Интегрированные уроки биологии, химии в 9, 10 классах по темам: «Углеводы», «Липиды». «Состав и строение белков», «Нуклеиновые кислоты», «АТФ», «Энергетический обмен в клетке».

Выявить самые различные связи между вещами, свойствами, процессами, способами поведения.

Согласно тематическому планированию

Огнева Т.А. -учитель биологии, ИЗО.

10

9 класс

Интегрированный урок ИЗО, литературы.

 «Слово о полку Игореве в живописи , в музыке»

Развитие интереса  к памятникам древнерусской культуры, расширение кругозора обучающихся.

сентябрь

 Ковальчук С.М., учитель русского языка;

 Огнева Т.А., учитель биологии, ИЗО

11.

Интегрированный урок (литература, ИЗО) 10 класс

«Темное царство» в пьесах А.Н.Островского

и на полотнах русских художников.

«Психологизм лирических рассказов Чехова и полотен Левитана»

Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности обучающихся.

апрель

ноябрь

Ковальчук С.М., учитель русского языка;

 Огнева Т.А., учитель биологии, ИЗО

12

11 класс

1.«Серебряный век кистью, музыкой и словом.

2.«Родной  край на полотнах алтайских  художников и в творчестве В.М.Шукшина»

Развитие творческих способностей обучающихся

Приобщение к отечественной культуре начала 20 века

Воспитание любви к родному краю

май

октябрь

 Ковальчук С.М.,

учитель русского языка, литературы.

 Огнева Т.А., учитель биологии, ИЗО

13.

11 класс Интегрирование предметов (экология, биология, химия):

«Основы рационального природопользования»,

«Влияние загрязнений на живее организмы»,

«Антропогенное воздействие на биосферу».

Развитие умений создания проектов по обозначенной проблеме. Формирование ответственного отношения к природе.Развитие познавательного интереса шк-ков

апрель

Огнева Т.А., учитель ИЗО, биологии.

14

Элективный интегрированный курс в 9 классе «Биология среди наук»

Развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы

  Огнева Т.А., учитель биологии, ИЗО

15

Создание экологических проектов (6-11классы)

Интеграция предметов биологии, экологии, химии, краеведения, географии, математики.

 Организовать мероприятия  по улучшению экологического состояния

местности;

 воспитание

бережного

отношения  к

природным

богатствам,

повышение

экологической

культуры

школьников и    

населения.

В течение года

Огнева Т.А., учитель биологии, ИЗО

 Заключительный этап ( январь 2012 г.- июнь 2012 г.)

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностика учебной мотивации учащихся

02 – 13.2012г.

 Огнева Т.А.

2

Заседание творческой группы проекта по результатам его реализации

05.2012г.

Руководитель ЦМО- Ковальчук С.М., руководитель рабочей группы- Огнева Т.А.

3

Оформление отчетной документации

Июнь 2012 г

 Огнева Т.А..

Ковальчук С.М.

 

4

Выпуск методических рекомендации для учителей биологии, ИЗО, музыки, литературы по интеграции предметов

Апрель

2012 г.

Огнева Т.А.

Ковальчук С.М.

5.

Систематизация материала для создания методической копилки интегрированных мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла

Июнь 2012 г

Огнева Т.А..

Ковальчук С.М.

Овсянникова С.С.

2.5 Практическая значимость проекта:

-Использование метапредпетного подхода в обучении способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и ориентирует на конкретный практический результат — своеобразный продукт;

-Повышается мотивация обучения и как следствие увеличивается качество знаний по предметам;

-Происходит более эффективное развитие творческих способностей обучающихся, проявляется интерес не только к знаниям на уроке, но  и способам  их приобретения  на уроках и в не их;

-У обучающихся формируются навыки  научно- исследовательской деятельности;

-Формируется банк педагогических идей: разработки интегрированных уроков, спец. курсов, внеклассных мероприятий, мультимедийных презентаций.

2.6 Риски реализации проекта.

-Согласовать расписание проводимых мероприятий с завучем по УР.

-Согласовать работу актового зала, кабинета информатики.

 

3.Научно – методическое  обеспечение проекта.

I. Литература:

1. Артамонов В. И. Растения и чистота природной среды. – М.: Наука, 1986. – 172 с.

 2.Горышина Т. К. Фотосинтетический аппарат растений и условия среды. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 204 с.

3.Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

4.Запесоцкий А.С.Проблемы взаимоотношений. Санкт- Петербург: СПбГУП,  2004.

5.Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 384 с.

6. Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. 7.Опекунова М.Г. Биоиндикация загрязнений. – С-Петерб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 265 с.

8.Покровская С. Ф. Влияние загрязнения воздуха на растения. – М.: Наука, 1973. – 52 с.

9.Ранкельз В. С.Загрязнение воздуха и жизнь растений.– Л.: Гидрометеоиздат, 1988.– 56 с.

10.Хаткевич О.А., Минич О.А.Поговорим о нравственности. Минск: Изд. ООО «Красико- Принт», 2004.

11. Журналы «Биология в школе».

12. Журналы «Все для учителя».

II. Интернет- ресурсы

4.Финансово – экономическое обеспечение проекта

                                                                     Смета

Затраты на материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество

Стоимость

1

Ватман

30

270 руб.

2

Гуашь

1

120 руб.

3

Краски акварельные.

2

50 руб.

4

Кисти

3

60 руб.

5

Маркеры

15

225 руб.

6

Офисная бумага  

3

465 руб.

7

Альбом “Живопись и графика Ч.-Гуркина”

1

400 руб.

8

Наглядное пособие: Животные леса (худ. Зимина С.В., Колганов В.Д., Мосалов А.А. и др.)

1

60 руб

9

Пугал Н.А. Козлова Т.А.

Наглядное пособие: Экосистемная организация живой природы (под ред. Антошина М.К.)

1

72 руб

10

Чудеса природы. Энциклопедия школьника

Издатель: ИДДК, 2007

Количество дисков: 1 CD-ROM

1

139 руб.

11

Сивоглазов В.И.

Наглядное пособие: Среда обитания; Редкие и исчезающие виды животных

1

140 руб

12

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006

Издатель: NMG

Количество дисков: 1

1

110 руб.

13

Путеводитель: Национальные парки России: Урал и Сибирь: 11 национальных парков; 13 картосхем; 176 фотографий и др. (под ред. Кусый И.А.)

1

282 руб

14

 Интерактивная доска

1

6290 руб.

15

Видеомагнитофон JVC HR- J775EE

1

4989 руб

16

CD-R

2

36 руб.

Итого

 

 13708руб.

Форма представления результатов:

  • Выступления на районных методических объединениях.
  • Видеосюжеты совместно проводимых мероприятий.
  • Статьи в газеты «Уймонские вести», «Педагогический поиск».
  • Публикации научно- исследовательских работ обучающихся в сборнике

      «Я- исследователь».

  • Разработки интегрированных уроков биологии, химии, экологии, ИЗО;

     ИЗО -литературы- музыки в 5-11 классах.

 

                                                                                      Приложение № 1

               Интеграция литературы, изобразительного искусства и музыки

       Особое место в контексте интеграции занимают предметы художественно-эстетического цикла. С целью эффективного воздействия на обучающихся в педагогике искусства выделяется именно интеграция как направление в обучении, обеспечивающее целостное восприятие окружающего мира, стремление к комплексному воздействию искусства на личность, формирование ее духовного мира.

      Интеграция в искусстве представляет собой перспективный и необходимый подход в современной педагогике и предполагает связь различных видов, стилей, направлений в мировой культуре в совокупности с историей человечества и общечеловеческими ценностями.

     При интеграции предметов эстетического цикла: литературы, изобразительного искусства и музыки, с одной стороны, происходит воздействие «на главные сферы личности ребенка (мысли, чувства и представления), а с другой, ребенок владеет тремя способами освоения мира (познание, осмысление и преобразование) обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение (Г.Н.Дубогрызова).  Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживании — музыкой, представлений — изобразительным искусством. Такие уроки всегда информационно насыщены и интересны для детей, т. к. постоянно меняются виды учебной деятельности. От педагога, в свою очередь, требуется умение творчески мыслить и быть широко образованным, хорошо разбираться в разных сферах искусства, литературы, поэзии.

     Важной особенностью данной программы является основополагающая роль литературы и изобразительного искусства, а музыкальное искусство, как дополняющее. Разнообразие форм эстетическо- художественной работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности ( наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, художественные произведения сконцентрированы вокруг тем, интересных и доступных детям, основаны на ассоциативных связях.  

     Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности школьника.

    Данный тип интеграции позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы.

    Литература, ИЗО, музыка- три взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением других. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, слышать ее, говорит об эмоциональной «глухоте» людей. В тоже самое время наблюдаются и обратные тенденции.

      Используются различные виды деятельности, связанные с  художественно-изобразительным и музыкальным искусством.

ИЗО

1.Составление композиций из природного материала с использованием заготовок из глины: былинные герои, животные и др.

2.Составление коллажа из различного материала.

3.Рисование с натуры.

4.   Рисование по памяти.

5. Рисование по воображению.

6. Декоративное рисование.

7. Анализ художественных средств изобразительного искусства.

 Литература

    1.Чтение текста

    2.Пересказ

 Музыка

     1. Слушание.

     2. Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах).

     З. Сочинительство.

     4. Анализ средств выразительности.

     Главной точкой пересечения искусств является художественный образ, т.е. эмоционально выраженное отношение к объекту или событию. Именно художественный образ, отображая личные чувства и переживания художника, находит отклик в других душах, а следовательно, может быть перенесен из одного вида искусства в другой.

     Необходимо использовать нестандартные формы организации уроков, таких как: занятие-путешествие  во времени, в пространстве; занятие-осмысление; серия занятий, связанных одной темой; художественное событие; создание проекта и др. Традиционно используют такие темы:

1.Времена года. Эта тема дает простор для творчества и поддерживается богатым музыкальным и живописным фондом мирового искусства. Учителем ставится следующая проблемная ситуация- художники в своих полотнах могут передать шум дождя, пряный запах лугов и журчание талых вод. В то же самое время композиторы с помощью звуков рисуют бушующую грозу или нудный осенний дождь; зимние забавы, катания на тройке; жнецов, собирающих урожай. Сможем ли мы «услышать краски» и «увидеть картины из звуков»? В качестве музыкальных примеров чаще всего берутся циклы «Времена года» пи. Чайковского и А. Вивальди; со стороны изобразительного искусства — полотна И. Левитана, Ф. Васильева и др.

2. Животные и птицы. Наиболее яркие образы животных в музыкальном искусстве даны в цикле «Карнавал животных» К. Сен Санса и музыкальной сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк; пение птиц можно услышать в увертюре оперы «Сказание о невидимом граде Китеже” Н. А. Римского-Корсакова вспомним и хор птиц из оперы Снегурочка” его же.

З. Образы сказки. Со стороны живописи это, конечно же, И. Билибин, а в музыке — К. Лядов: «Волшебное озеро», «Кикимора”, Баба-Яга”; кроме того, некоторые персонажи «Картинок с выставки» МП. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» из «детского альбома» П.И. Чайковского, опера «Золотой петушок Н.А. Римского-Корсакова и др.

 4. Русские народные праздники, обряды. Эта тема сопровождается звучанием народных песен или, например, сценой проводов Масленицы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

     Метод интеграции требует большей подготовленности как ученика, так и учителя, при котором сопоставляются стили и эпохи. Здесь необходим комплексный подход с привлечением исторических фактов, сведений об архитектурных стилях, обычаях, укладе жизни, о моде и т.д.

    Используем на практике более сложный уровень интеграции — поиск и осознание общих выразительных средств в литературе, музыке и живописи. Например, характер мелодической и изобразительной линии; гармония ладовая, тембровая и цветовая (т.е. колорит); ритм и темп движения образов; композиция (т.е. соотношение главного и второстепенного). Данный этап требует более глубокого всматривания и вслушивания, а также умения выразить словами свои ощущения.  

Методики, приемы интеграции ИЗО и музыки.

1.Задания на выбор из предложенных учителем картин те, которые соответствуют настроению музыки.

2. В разговоре о выражении чувств и настроений в художественном произведении следует применять абстрактное рисование, когда не ставится целью изобразить конкретный объект, а упор делается на передачу образа с помощью колорита (теплого или холодного; нежного или контрастного, резкого) и характера линий (резких или округлых).

3. Тема пейзажа в музыке. Учитель говорит о том, что пейзаж может отражать не только времена года в природе, но и самые разные состояния души. Ставится задача: найти средства выразительности, которые определяют художественный образ в произведении музыкальном и живописном, и затем выявить, какие средства выразительности в разных искусствах выполняют одну и ту же задачу. Примеры: романс «Сирень» С. Рахманинова -и «Сирень» М. Врубеля; симфоническая картина «Море»  Н.А. Римского-Корсакова — и полотна И.К. Айвазовского.

4. Метод сравнительного анализа применяется и при разговоре о ритме и темпе. На выбор предлагаются картины с фигурами в стремительном движении и спокойные, созерцательные по настроению. Музыкальные примеры варьируются по такому же принципу.  

Интеграция биологии, экологии и ИЗО

  Интегрируя уроки биологии, экологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих практических заданий по биологии, в применении методов исследования природных объектов.

  Начиная с 5 класса мы уже знакомимся с морфологией и частично с физиологией цветка, дерева, изучаем сезонные явления в природе (пленэр).

  На уроках биологии, практически по каждой теме в 6, 7 классах делаем схематические рисунки, а при выполнении творческих заданий  составляем графические и живописные композиции. Во время экскурсий не только изучаем сезонные явления в природе, предметную терминологию, знакомимся с растительным и животным миром окрестностей села, но и собираем природный материал, который используем на уроках ИЗО.

В 6, 7 классах на тематических занятиях  при изображении человека знакомимся с первоначальными, основными понятиями по анатомии человека ( строение глаза, пропорции тела, строение скелета, работа мышц и т.д.).

  На  уроках биологии, для образного восприятия изучаемых явлений, понятий делаю зарисовки на доске, листах ватмана.

  Используя элементы проектного обучения на уроках биологии,  проекты оформляем на листах ватмана, с использованием схематических рисунков, схем, мини- композиций, что способствует развитию образного мышления и художественных навыков.

Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии, химии, экологии, ИЗО в 6-11 классах. Имеется подборка методических материалов, в том числе и на электронно-образовательных носителях с разработками интегрированных уроков, которыми делюсь с учителями района.

   Ценность интегративной методологии состоит в том, что она позволяет выявить самые различные связи между вещами, свойствами, процессами, способами поведения, которые в разных случаях описываются по-разному.

   Новый, современный этап в развитии философии биологии ознаменовался синтезом логики и методологии науки с культурологическими подходами. Если в классической философии биологии основным предметом изучения были связи биологии с физикой, кибернетикой и другими точными науками, то в настоящее время внимание исследователей переключилось на связи биологии с социальными и гуманитарными науками.  Наряду с проблемой истинности внимание специалистов стали привлекать проблемы значения и логического вывода. В этих условиях поиск однозначного истинного объяснения, противостоящего разного рода заблуждениям, уступил место ситуативному, диагностическому мышлению, умеющему понять смысл происходящих событий и прогнозировать неоднозначное развитие сложившейся на данный момент ситуации. Возросло значение мысленного эксперимента. Чисто историческое мышление, детерминирующее настоящее и будущее прошлым, уступило место поискам традиций.

 Приложение № 2

Из истории

      Метапредметное обучение было широко распространено в 20-е годы прошлого столетия. Оно было отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на три ступени, так, на первой ступени- самой младшей- с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях с детьми проводили экскурсии, диспуты. Тогдашняя школа, по сути,  отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введён всеобуч, а в 1932 году метод проектов жёстко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

    Школа сегодня меняется,  и от современного выпускника школы требуются мобильность, креативность,  способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.  Главная   задача новых образовательных стандартов - вооружить ребёнка универсальными  учебными действиями, то есть умением учиться. В более узком смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных сними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение  новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Основные понятия

Метапредметность - это особый тип интеграции традиционного учебного материала, интеграция  выстраивается на деятельностных основаниях.

Метапредметы - учебные предметы нового типа, которые предполагают работу с материалом одновременно нескольких учебных предметов. Учёный- педагог Громыко предложил разделить метапредметы на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задачи.

Метапредметные технологии - это педагогические  способы работы с мышлением, действием, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся, которые используются при преподавании метапредметов и предметов традиционного цикла. Метапредметные технологии способствуют преодолению в сознании школьников разрыва мира на отдельные предметные области.

Метапредметные знания-знания об универсальных способах, лежащих в основе интеграции разного предметного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект модуля"Схематизация математического текста на уроках математики как развитие метапредметного умения"Знак""

Цель модуля:обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов....

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

Творческое задание и система задач в рамках отдельного модуля как средство формирования метапредметного умения анализа.

Содержание данной статьи показывает, как можно уроки подготовки к ЕГЭ по русскому языку использовать для освения таких метапредметных умений, как целеполагание, планирование, проектирование....

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии....