Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
статья по английскому языку

Холод Татьяна Геннадьевна

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.  Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших         школьников в процессе изучения английского языка

Что же такое читательская грамотность?

      Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности,  также успешно участвовать в социальной жизни.

     В процессе обучения у детей формируются специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Умения работы с текстом

  • Учащиеся должны показать: что понимают, о чем говорится в тексте, определять тему и главную мысль; найти выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; Учащиеся должны сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
  • Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения
  • Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта

Для того чтобы умения по этим  трем группам были сформированы, детей необходимо научить :

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно

     С читательской грамотностью мы начинаем знакомить детей буквально с самых первых текстов. Отлично подходят для работы и сказки, данные в нашей линейке учебников Starlight для начальной школы. Читая, мы учимся извлекать из текста нужную информацию и использовать ее в дальнейшей работе.

     Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные комбинации приёмов, которые в научной литературе определяют как «стратегии смыслового чтения».

     В контексте заявленной темы рассмотрим текст как кейс, в котором присутствуют все этапы работы с кейсом.

Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа:

  1. предтекстовый;
  2. текстовый;
  3. послетекстовый.

Для каждого этапа работы с текстом характерны свои стратегии.

     Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий,  мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения.

  • К таким стратегиям относятся:
  • ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
  • мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
  • глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
  • предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
  • рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
  • прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).

     Другими словами, начиная работу с текстом, мы рассматриваем картинки, делаем предположении, о чем будет текст. Иногда картинки могут не совпадать с текстом, и дети могут делать ошибочные суждения и предположения. На основе этого можно проанализировать ситуацию до и после. Это хорошая возможность порассуждать в дальнейшем, во время чтения текста. Также на этом этапе также вводится небольшая часть лексики, которая тоже может помочь предсказать , о чем пойдет речь в тексте, составить предложения и вопросы с этими словами, давая детям возможность  услышать слова в другом контексте.

     Целью стратегий на текстовом этапе является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение,  размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

К таким стратегиям относятся:

  • чтение в парах;
  • чтение с пометками;
  • чтение с вопросами;
  • чтение с остановками;
  • тайм-аут (паузы для сохранения информации);
  • преобразование текста в таблицу;
  • компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
  • кластер.

     На этом этапе работы с текстом  активно используется чтение в парах, чтение с пометками, где дети подчеркивают ключевые слова, проводится анализ незнакомых слов и т.д.

     Целью стратегий послетекстового этапа является применение, спользование материала в самых различных ситуациях, а также вывести детей на рассуждение с доказательствами из прочитанного текста.

      Распространённые стратегии этого этапа:

  • отношение между вопросом и ответом;
  • вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
  • ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
  • простые (Кто? Когда? Где? Как?)
  • уточняющие (Правильно ли я понял..?)
  • практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
  • интерпретационные (Почему?)
  • творческие (Что будет, если..?)
  • оценочные (Как вы относитесь ?);
  • синквейн;
  • задание на соотнесения;
  • верно, неверно, нет информации;
  • проверочный лист;
  • люкентекст (текст с пропусками);
  • изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
  • восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).

Распространенными стратегиями этого этапа являются задания на соотнесения, задания , в которых нужно согласиться или не согласиться с данным утверждением, где дети также должны найти подтверждение в тексте. Также для  анализа прочитанного применяются задания с пропусками, где нужно вставить подходящие по смыслу слова или фразы, что способствует развитию лексики учащихся, а в дальнейшем использовании ее в разных ситуациях. Неотъемлемой частью работы на послетекстовом этапе являются вопросы к тексту как смысловые так и оценочные, а также рефлексивные вопросы, которые помогают детям научиться анализировать, предполагать, доказывать.

      При регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка у учащихся формируется умение адекватно использовать средства для построения диалогического или монологического высказывания, использовать в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте.

      Таким образом, в заключении хотелось бы сказать, что как бы несерьезно выглядели маленькие тексты для начальной школы, именно они закладывают основы функциональной читательской грамоты. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать  ими.                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

         Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....

Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.

Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников....

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...