Безличные глаголы
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Поселенкова Юлия Юрьевна

Методическая разработка урока по русскому языку "Безличные глаголы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока:

I Стадия вызова.

1. Организационный момент, запись в тетрадь даты, классной работы.

2. Синтаксическая пятиминутка, записать предложение, составить схему:

Ожила природа весной, и хочется скорее в лес.

-Какое предложение по структуре? (сложносочиненное)

- Сколько главных членов во второй части предложения? ( один).

-Можно подставить какое-нибудь подлежащее? (нет)

3. Орфографическая пятиминутка, списать слова, вставить пропущенные буквы, подписать лицо глаголов:

Пиш…м, стро…т, слыш…т, стел…т, танцу…т, вид…шь, пол…т, держ…м.

- Почему эти глаголы называются личными?

4. Лингвистическая задача.

-Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

 Заболела бабушка.

-Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

_Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

-А разве так может быть?

-В жизни не бывает, - ответила бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

 5. Сообщение и запись темы урока.

II Стадия осмысления.

6. Объяснительный  диктант. (слайд 1)

Прозвучало над ясной рекою.

 Прозвенело в померкшем лугу,

 Прокатилось над рощей немою

 Засветилось на том берегу.

 (А.Фет)

Мне не спалось.

-Определите время, род, число глаголов.

-Подчеркните грамматические основы предложений.( Выясняется, что нет подлежащих)

-Можно ли добавить в эти предложения подлежащие?(нет).

-Что обозначают глаголы данных предложений? ( Явления природы, состояние человека, слайд 2).

-Что обозначает  глагол хочется в предложении, которое мы записали в начале урока?

7. Самостоятельное чтение параграфа 87.

-Как изменяются безличные глаголы? (по временам)

-В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? ( 3лицо ед.ч.)

-В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени>( средний)

8. Коллективное выполнение упр. 511

9. Самостоятельное выполнение упр. 512

10. Работа в парах. Игра «Фокусник».

- Превратите личные глаголы в безличные. (Слад 3)

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит.

Ему не спится.

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Ветер сломал осину.

Осину сломало ветром.

Липы сладко пахнут.

Сладко пахнет липой.

III, Рефлексия.

11. Сочините синквейн на тему «Безличные глаголы».

Примеры работ:

Безличные глаголы

безликие, бесподлежащные

чувствуют, действуют, описывают

действуют сами по себе

одиноки.

Безличные глаголы

безликие, одинокие

действуют, обозначают, чувствуют

не сочетаются с подлежащим

Состояние.

12. Объяснение д.з. упр. 513.



Предварительный просмотр:

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Ребёнок не спит.

Ветер дует в окно.

Ветер сломал осину.

Липы сладко пахнут.

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Ребёнок не спит.

Ветер дует в окно.

Ветер сломал осину.

Липы сладко пахнут.

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Ребёнок не спит.

Ветер дует в окно.

Ветер сломал осину.

Липы сладко пахнут.

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Ребёнок не спит.

Ветер дует в окно.

Ветер сломал осину.

Липы сладко пахнут.

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Ребёнок не спит.

Ветер дует в окно.

Ветер сломал осину.

Липы сладко пахнут.

Личные глаголы

Безличные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Ребёнок не спит.

Ветер дует в окно.

Ветер сломал осину.

Липы сладко пахнут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б е з л и ч н ы е глаголы

Слайд 2

Работа с текстами № 3 П розвучало над ясной рекою. П розвенело в померкшем лугу, П рокатилось над рощей немою З асветилось на том берегу. (А.Фет)

Слайд 3

долженствование: Не надо ссориться . бытие, существование : Не было времени. Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают : чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой . состояние человека: Нездоровится. Лихорадит. Мечтается. Не верится. Не везет в жизни. явления природы: Светает. Дождит. Смеркается.

Слайд 4

долженствование: Не надо ссориться . бытие, существование : Не было времени. Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают : чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой . состояние человека: Нездоровится. Лихорадит. Мечтается. Не верится. Не везет в жизни. состояние человека: Не спится. Нездоровится..

Слайд 5

Сравните предложения Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Ребёнок не спит. Ему не спится. личный глагол личный глагол личный глагол в значении безличного Безличный глагол, образованный от личного с помощью суффикса - ся

Слайд 6

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безличные глаголы

Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской....

Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"

Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...

"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Безличные глаголы»Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.Задачи урока:Образовательная:дать понятие  безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лекси...

Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"  на  уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...

Безличные глаголы.

План-конспект урока ориентирован на обобщение и закрепление знаний по теме "Безличные глаголы". В разработку урока включены приёмы, направленные на развитие культурологической и коммуникативной компет...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Безличные глаголы.(6 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...