Безличные глаголы.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
План-конспект урока ориентирован на обобщение и закрепление знаний по теме "Безличные глаголы". В разработку урока включены приёмы, направленные на развитие культурологической и коммуникативной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безличные глаголы.doc | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Тема: Безличные глаголы.
Цели: - продолжить знакомство с безличными глаголами;
- формировать умение отличать безличные глаголы от личных;
- учиться находить безличные глаголы в тексте;
- определять синтаксическую роль безличных глаголов в тексте;
- учиться конструировать предложения с безличными глаголами;
- учиться грамотно использовать безличные глаголы в речи.
- развивать аналитико – синтезирующее мышление;
- развитие умения применять знания на практике;
- воспитание эстетических взглядов.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Вид урока: урок – практикум.
Ход урока
- Теоретический опрос.
- Какие глаголы мы называем безличными?
- Может ли быть подлежащее в предложениях с безличными глаголами?
- Какие значения они имеют?
(обозначают явления природы или состояние человека)
- В каких формах употребляются? Приведите примеры.
- Блиц-опрос.
На столе у учащихся лежат сигнальные карточки с зелеными и красными кружками. Если учащиеся согласны с моими утверждениями, то они поднимают вверх зеленый кружок, если нет, то – красный.
- Итак, я утверждаю, что в этом предложении есть безличный глагол:
1) Вечереет. 2) Солнце уже закатилось. 3) Постепенно свежеет. 4) Как легко дышится! 5) Веет ветер над рекою. 6) Землю подморозило.
- Итак, я утверждаю, что это сложное предложение, первая грамматическая основа которого – сказуемое, выраженное безличным глаголом
- Мне снилось, что я иду в темноте
- Ему долго не спалось, и он вышел в сад.
- Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.
- Ожила природа весной, и хочется скорее в лес.
- На доске записано предложение: В нашем классе не было, нет и не будет второгодников.
- Найдите здесь грамматическую основу
- Какой частью речи является, по-вашему, слово нет?
Заслушиваются версии учащихся. Один из них заранее получает индивидуальное задание выяснить происхождение слова нет.
(индивидуальное сообщение может выглядеть примерно так: слово нет можно сравнить с глаголами не было и не будет, с выражением не имеется. Оно возникло из древнерусского несть (не есть), которое представляет собой слияние отрицания не и глагола есть. Так вот нет – это глагол. Употребляется только в безличных предложениях, и поэтому мы говорим о слове нет как о безличном глаголе)
- Но это слово не желает оставаться только глаголом, а иногда выступает в значении других частей речи. Предлагаю классу посмотреть в роли каких еще частей речи может выступать слово нет.
- Всякого нета припасено с лета.
- Кушали пирог с нетом.
- На нет и суда нет.
(в 1 и 2 предложении – существительные, а в 3, первое слово – существительное, второе - глагол)
- Двое вызываются к доске, остальные работают по карточке № 1, которые лежат у учащихся на столах.
Карточка № 1
- Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите безличные глаголы, определите их форму.
1) Вновь зарей восток озолотило. 2) Не зря меня сюда манило притягивало и влекло.
3) Ожила природа весной и хочется скорее в лес. 4) Темнеет и к ночи поднимается вьюга. 5) Мне кажется что он заболел. 6) Светало когда они перебрались на другую сторону развалин.
7) Теплым ветром потянуло
Смолк далекий гул
Поле тусклое уснуло
Гуртовщик уснул.
- Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, -
И в шуме листьев замер он.
9) Две капли брызнули в стекло
От лип душистым медом тянет
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
Задание для первого ученика, работающего у доски: Замените личные глаголы безличными. Определите форму, в которой они употреблены.
Задание | Ответ |
1) Приближается вечер. | Вечереет. |
2) Я не работаю. | Мне не работается. |
3) Мы не говорим. | Нам не говорится. |
4) Никто не спал в эту ночь. | Никому не спалось в эту ночь. |
5) Витя вздумал отдохнуть у ручья. | Вите вздумалось отдохнуть у ручья. |
Задание для второго ученика: Найдите в тексте безличные глаголы. Подчеркните их как члены предложения. Определите форму, в которой они употреблены.
Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет. Вот и река. Вода кажется совсем теплой. Хочется выкупаться, но меня пугает вечерняя прохлада.
- Анализ стихотворения.
Безличные глаголы часто используют поэты в своих произведениях. Как вы думаете почему? (они выразительны, особенно уместны в стихотворениях о природе).
Давайте прочитаем стихотворение А. Фета (у каждого учащегося на столе лежит стихотворение).
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
- Какие безличные глаголы вам встретились?
- Какие художественно-выразительные средства вы узнали?
- Выборочное задание: выполнение карточки № 2
Карточка № 2
- Найдите безличные глаголы.
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | И | И | Т | З | П | Р | М | С | О |
Н | П | М | Д | Е | Й | Р | И | Е | М | С |
С | Х | О | Л | О | Д | А | Е | Т | К | Т |
П | Е | М | У | Т | П | К | В | Ё | С | О |
А | Р | Ю | Д | М | А | Л | Г | Т | Э | И |
Т | Ш | Я | В | Р | А | О | Л | В | Ж | М |
Ь | Ц | У | К | Е | Н | Г | Ш | Щ | З | Ц |
- Найдите и подчеркните безличные глаголы. Сколько их?
Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль, и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу…
Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.
Или сочинение-миниатюра.
- Итак, мастера слова прибегали к использованию безличных глаголов для того, чтобы их творения получались более выразительными. Может быть, и мастера живописи их подразумевали, когда писали свои полотна. Я предлагаю описать картину Айвазовского «Девятый вал», используя как можно больше безличных глаголов.
- Выводы по уроку.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безличные глаголы
Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской....
Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"
Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...
"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: «Безличные глаголы»Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.Задачи урока:Образовательная:дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лекси...
Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"
Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро" на уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Безличные глаголы.(6 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тест по теме "Безличные глаголы".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой. Тест по теме "Безличные глаголы". Контроль знаний....