"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Тема урока: «Безличные глаголы»
Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.
Задачи урока:
Образовательная:
- дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
- закрепление навыков синтаксического и морфологического разборов;
- повторение и отработка слабо усвоенных орфограмм (в индивидуальном порядке).
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Развивающая:
- развитие речи;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
- обогащать словарный запас школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_glagoly.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Безличные глаголы»
Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.
Задачи урока:
Образовательная:
- дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
- закрепление навыков синтаксического и морфологического разборов;
- повторение и отработка слабо усвоенных орфограмм (в индивидуальном порядке).
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Развивающая:
- развитие речи;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
- обогащать словарный запас школьников.
Оборудование:
- учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
- раздаточный материал (задания, листочки)
План урока:
- Организационный момент
- Подготовка к изучению нового материала.
- Наблюдение над фактами языка.
- Обобщение структурных и семантических признаков понятия.
- Применение понятия на новом языковом материале.
- Итог урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 2. Подготовка к изучению нового материала. 3. Наблюдение над фактами языка. 4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия. 5. Применение понятия на новом языковом материале. 6. Итог урока. | - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».
-Какую часть речи изучаем? - Дайте определение глагола как части речи. - Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола.
- Разберите по составу глагол застал. На доске:
- Запись под диктовку. Работа с учебником. - Открываем учебник, стр.207. Совсем рассвело. Не сидится дома. Хочется к реке. Как легко дышится на рассвете! - Читаем предложения, записываем, комментируем (каждое предложение с новой строчки): Совсем рассвело. Дома не сидится. -Определите время, род, число глаголов; Совсем рассвело (в прош. вр., ср. р., ед. ч.) Дома не сидится ( в наст. вр., 3 л., ед. ч.) -Подчеркните грамматические основы предложений. -Можно ли добавить подлежащее? -Что обозначают глаголы в данных предложениях? -Данные глаголы не имеют лица. Слово учителя о безличных глаголах. Признаки безличных глаголов (в учебнике): а) в изъявительном наклонении изменяются по временам; имеют форму 3 лица единственного числа в настоящем и будущем времени – нездоровится, будет нездоровиться; форму среднего рода единственного числа в прошедшем времени – нездоровилось; б) в условном наклонении имеют одну форму – нездоровилось бы; в) в начальной форме – нездоровиться. 1. Безличные глаголы обозначают действие без действующего лица. 2. По значению безличные глаголы делятся на 4 группы : а) состояние природы; б) состояние человека; в) различные модальные значения; г) мера наличия чего-нибудь. 3. Безличные глаголы изменяются по временам. 4. Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени., имеют форму условного наклонения. 5. Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность. 6. Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов – ся, -сь. 7. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы. 8. В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет подлежащего, следовательно, они употребляются в односоставных безличных предложениях. - Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы: а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды; б) физическое или психическое состояние живого существа; в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо. 1)вечерело 4) нездоровится 7) думается 2) спится 5) пахло 8) хватит3) нездоровится 6) работается 9) недостает Работа с учебником (упр. 511). - Первое предложение записываем на доске и в тетрадях, подчеркиваем сказуемое, рассуждаем по образцу: - Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. Сказуемое «не дышится», выражено глаголом, который обозначает действие, выполняемое само по себе; стоит в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, 3 лице, единственном числе. Два – три предложения выполняются устно. Стр. 215 упр. 512. - Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите в них окончания. 1. Дышится (несов. вид) легко. 2. Сладко дремится (несов. вид) 3. Пить не хочется (несов. вид) 4. Пришлось не согласиться (сов. вид) с этим предложением. Стр. 215 (устно). - В какой колонке личные глаголы употреблены как безличные? Свежая листва приятно пахнет. Пахнет весной. Ель темнеет вдали. В лесу темнеет. Стр. 215 упр. 513 (писм.)
Стр. 216 упр. 517. Диктант. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните. Обозначьте безличные глаголы и глаголы в повелительном наклонении. Чуть светает (б.), приготовьтесь (пов. накл.) к старту, нажимает (б.) на педаль велосипеда, участвует (б.) в областных соревнованиях, юными спортсменами, ликование болельщиков, выражаем восторг, надо возвратится (б.) на состязания, прикоснешься (пов. накл.) к финишной ленте. - Какие глаголы называются безличными? - Какие признаки этих глаголов вы запомнили? - На этом урок окончен, вы свободны. | Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт. Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа». - Глагол – Глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние и выражающая эти значение в грамматических категориях вида, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени и условном наклонении). Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий. Рассвет застал туристов на пути к реке. Учащиеся делают вывод, что в данных предложениях нет подлежащих. - нет. - Явления природы, состояние человека.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безличные глаголы. Закрепление изученного (6 класс)
Конспект урока и презентация к уроку по теме: "Безличные глаголы. Закрепление изученного" (6 класс)...
Самоанализ урокарусского языка в 5 классе "Буквы Ы –И после Ц"
самоанализ урокав...
Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.
Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...
Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.
Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
урок русского языка 5 класс "Безличные глаголы"
технологическая карта урока русского языка в системе ФГОС...
Карточки по русскому языку. 8 класс. Двусоставные, определенно-личные, безличные предложения.
Выписать предложения в предложенном порядке. 1 вариант...