"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: «Безличные глаголы»

Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • дать понятие  безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
  • закрепление навыков синтаксического и морфологического разборов;
  • повторение и отработка слабо усвоенных орфограмм (в индивидуальном порядке).

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  • развитие речи;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezlichnye_glagoly.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безличные глаголы»

Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. дать понятие  безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;
  2. закрепление навыков синтаксического и морфологического разборов;
  3. повторение и отработка слабо усвоенных орфограмм (в индивидуальном порядке).

Воспитательная: 

  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка;
  3. воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  1. развитие речи;
  2. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  3. формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  4. развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  5. обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

  1. учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
  2.  раздаточный материал (задания, листочки)

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Наблюдение над фактами языка.
  4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.
  5. Применение понятия на новом языковом материале.
  6. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

2.

Подготовка к изучению нового материала.

3.

Наблюдение над фактами языка.

4.

Обобщение структурных и семантических признаков понятия.

5.

Применение понятия на новом языковом материале.

6.

Итог урока.

 - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

 

-Какую часть речи изучаем?

- Дайте определение глагола как части речи.

- Мы знаем о  глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола.  

  1. Из предложения МЫ ЛЮБИЛИ ВСТРЕЧАТЬ РАССВЕТ НА РЕЧКЕ взять дополнение (рассвет)
  2. Добавить сказуемое из предложения ДОЖДЬ ЗАСТАЛ НАС ВРАСПЛОХ (застал)
  3. Существительное, стоящее в И.п. в предложении ТУРИСТЫ С ТРУДОМ ПРЕОДОЛЕЛИ ПОДЪЕМ, употребить в Р.п. мн.ч (туристов)
  4. Из предложения НА НАШЕМ ПУТИ ЛЕЖАЛО БРЕВНО взять обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (на пути)
  5. Из предложения НАД РЕКОЙ РАССТИЛАЛСЯ ТУМАН взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить в Д.п. ед.ч. с предлогом к (к реке)

- Разберите по составу глагол застал.

На доске:

  1. Глаголы, при которых нет и не может быть действующего лица (учитель поясняет: например, смеркалось).
  2. Глаголы, обозначающие явления природы и состояние человека (снова пояснение учителя: не спалось, штормило).

- Запись под диктовку.

Работа с учебником.

- Открываем учебник, стр.207.

Совсем рассвело. Не сидится дома. Хочется к реке. Как легко дышится на рассвете!

- Читаем предложения, записываем, комментируем (каждое предложение с новой строчки):

Совсем рассвело.                  

Дома не сидится.  

-Определите время, род, число глаголов;

Совсем рассвело (в прош. вр., ср. р., ед. ч.)

Дома не сидится ( в наст. вр., 3 л., ед. ч.)

-Подчеркните грамматические основы предложений.

-Можно ли добавить подлежащее?

-Что обозначают глаголы в данных предложениях?

-Данные глаголы не имеют лица.

Слово учителя о безличных глаголах.

Признаки безличных глаголов (в учебнике):

а) в изъявительном наклонении изменяются по временам;                                                

имеют  форму 3  лица единственного числа в настоящем и будущем времени – нездоровится, будет нездоровиться;

форму среднего рода единственного числа в прошедшем времени – нездоровилось;

б) в условном наклонении имеют одну форму – нездоровилось бы;

в) в начальной форме – нездоровиться.

1. Безличные глаголы обозначают действие без действующего лица.

   2. По значению безличные глаголы делятся на 4 группы :

       а) состояние природы;

       б) состояние человека;

       в) различные модальные значения;

       г) мера наличия чего-нибудь.

   3. Безличные глаголы изменяются по временам.

   4. Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени., имеют форму условного наклонения.

   5. Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность.

   6. Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов – ся, -сь.

   7. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы.

   8. В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет подлежащего, следовательно, они употребляются в односоставных безличных предложениях.

- Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:

  а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;

  б) физическое или психическое состояние живого существа;

  в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.

1)вечерело  4) нездоровится   7) думается

2) спится 5) пахло  8) хватит3) нездоровится   6) работается  9) недостает

Работа с учебником (упр. 511).

- Первое предложение записываем на доске и в тетрадях, подчеркиваем сказуемое, рассуждаем по образцу:

- Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.

Сказуемое «не дышится», выражено глаголом, который обозначает действие, выполняемое само по себе; стоит в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, 3 лице, единственном числе.

Два – три предложения выполняются  устно.

Стр. 215 упр. 512.

- Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите в них окончания.

1. Дышится (несов. вид)  легко.

2. Сладко дремится (несов. вид)  

3. Пить не хочется (несов. вид)  

4. Пришлось не согласиться (сов. вид)  с этим предложением.

Стр. 215 (устно).

- В какой колонке личные глаголы употреблены как безличные?

Свежая листва приятно пахнет. Пахнет весной.

Ель темнеет вдали.            В лесу темнеет.

Стр. 215 упр. 513 (писм.)

             

Стр. 216 упр. 517.

Диктант. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните. Обозначьте безличные глаголы и глаголы в повелительном наклонении.

Чуть светает (б.), приготовьтесь (пов. накл.) к старту, нажимает (б.) на педаль велосипеда, участвует (б.) в областных соревнованиях, юными спортсменами, ликование болельщиков, выражаем восторг, надо возвратится (б.)  на состязания, прикоснешься (пов. накл.) к финишной ленте.

- Какие глаголы называются безличными?                                        

- Какие признаки этих глаголов вы запомнили?

- На этом урок окончен, вы свободны.

Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

Учащиеся записывают число, «классная работа».

- Глагол

– Глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние и выражающая эти значение в грамматических категориях вида, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени и условном наклонении).

Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий.

Рассвет застал туристов на пути к реке.

Учащиеся делают вывод, что в данных предложениях нет подлежащих.

- нет.

- Явления природы, состояние человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безличные глаголы. Закрепление изученного (6 класс)

Конспект урока и презентация к уроку по теме: "Безличные глаголы. Закрепление изученного" (6 класс)...

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

урок русского языка 5 класс "Безличные глаголы"

технологическая карта урока русского языка в системе ФГОС...