Безличные глаголы.(6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse._bezlichnye_glagoly.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                          ТЕМА: БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ.(6класс)

Цели: 1) закрепление знаний о безличных глаголах; анализ структуры синонимичных предложений;

2) усвоение способов образования безличных глаголов, развитие умения отличать безличные глаголы от личных, употребление их в речи;

3) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

Вид учебного занятия: практическое занятие

Тип урока: урок закрепления знаний учащихся

Методы: репродуктивный, эвристический

Литература:

1)Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.-М.,2005.

2)Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.-М.,2004

3)Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. 6 класс.-М.,2009

План

  1. Организационный момент(1 мин.)
  2. Словарная работа (4мин.)
  3. Опрос по домашнему заданию (5мин.)
  4. Работа с текстом (20 мин.)
  5. Упражнения по развитию речи (10 мин.)
  6. Обобщение (2 мин.)
  7. Объяснение домашнего задания  (2мин.)
  8. Выставление оценок (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

Посеешь рожь ,повысится температура ,не переносят жар, зависит от обстоятельств,               выпишите слова, заклеит конверты, ориентируешься на местности, не тревожьтесь из-за   пустяков.                 

  1. Опрос по домашнему заданию.

-Какие глаголы называются безличными? (Глаголы, которые обозначают действие, совершающееся без действующего лица)

-Как изменяются безличные глаголы?(Безличные глаголы  не изменяются по лицам и числам. В настоящем и будущем времени они употребляются только в форме 3-го лица ед.ч.: Светает. В прошедшем времени –только в форме ср.р. ед.ч.: Светало.)

-Каким членом предложения являются безличные глаголы? (Они всегда бывают сказуемыми, при них нет подлежащего).

-Что ещё вы можете рассказать о безличных глаголах?(В  значении безличных употребляются многие личные  глаголы. Сирень хорошо пахнет .-В  саду пахнет сиренью. )

              4. Работа с текстом.

Появление в языке безличных глаголов связано с мифами. Люди верили в существование сверхъестественных сил. Если они говорили «лихорадит», «знобит», «светает», «морозит»,то имели в виду ,что эти действия производит какое-либо сверхъестественное существо, которое люди боялись назвать. Поэтому при подобных глаголах подлежащие не употреблялись. Именно поэтому они не могут употребляться в повелительном наклонении, так как люди не в силах побуждать к действию сверхъестественное существо.

-Обратимся к заданию на доске. Спишите. Подчеркните безличные глаголы и определите их вид.

Вечере…т. Мне( не) с…дится дома ,и я отпр…вляюсь к реч…ке. Со…нце уже зак…тил…сь. Пост…пенно свежее…т. Вот и река. Хочется выкуп…т…ся, но меня пуга…т в…черняя  пр...хлада. Зато как легко дыш…тся! Какой ч…дес…ный вечер!

Легко-лег-ко-2 слога,2 гласных,3 согласных

Л/л/-согласный, непарный по звонкости/глухости ,звонкий, парный по твердости

      /мягкости,  мягкий;

Е/и/-гласный, безударный;

Г/х/-согласный ,непарный по звонкости/глухости ,глухой, парный по твердости /мягкости,

        твердый;

 К/к/-согласный,парный глухой ,твердый ;

О/о/-гласный,ударный.


5 букв,5 звуков.

5.Упражнения по развитию речи.

1.Замените определение  одним словом- безличным глаголом.

  1. Ощущается болезненный озноб(знобит)
  2. День клонится к вечеру (вечереет)
  3. Удается в делах.(ладится)
  4. Виделось во сне о чем-либо(снилось)
  5. Есть желание (хочется)
  6. Антоним глагола «светает» (темнеет)

2. Запишите побольше глаголов в безличной форме, которые обозначают:

-явления природы;

-физическое и душевное состояние человека;

-связь с древним  представлением  о судьбе, сверхъестественной силе, не зависящих от воли человека.

Составьте с этими глаголами небольшой текст из 5-6 предложений

6.Обобщение.

-О чем мы говорили на уроке?(Безличные глаголы –это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся без действующего лица. В предложении являются сказуемым.

Не изменяются по лицам и числам. Изменяются по временам.)

7.Объяснение домашнего задания

1) Т.& 95, c.50, упражнение 171

2) Нарисуйте сверхъестественную силу, которая производит действие и в языке названа безличным глаголом «лихорадит». Составьте небольшой рассказ по этому рисунку. Можете взять любой другой безличный глагол.

8.Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Презентация по теме "Безличные глаголы" 5 класс

Данная презентация соответствует программе по русскому языку 5 класс УМК под редакцией С.И.Львовой...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).

Урок русского языка с использованием развивающих технологий....

Безличные глаголы 6 класс

К разработке урока прилагается презентация. Открытый урок был дан на городском семинаре учителей русского языка и литературы "Экологическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы"...

Безличные глаголы. 6 класс

Орфографическая работа, поядок морфемного разбора, умение различать личные окончания глаголов и формы повелительного наклонения. Знакомство с безличными глаголами....

Технологическая карта урока "Безличные глаголы" 6 класс.

Урок соответствует требованиям ФГОС основной школы. Урок освоения новых знаний...

Безличные глаголы. 5 класс

Конспект урока в 5 классе по теме "Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы"  (УМК Разумовская)...