Безличные глаголы.(6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse._bezlichnye_glagoly.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ.(6класс)
Цели: 1) закрепление знаний о безличных глаголах; анализ структуры синонимичных предложений;
2) усвоение способов образования безличных глаголов, развитие умения отличать безличные глаголы от личных, употребление их в речи;
3) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Вид учебного занятия: практическое занятие
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся
Методы: репродуктивный, эвристический
Литература:
1)Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.-М.,2005.
2)Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.-М.,2004
3)Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. 6 класс.-М.,2009
План
- Организационный момент(1 мин.)
- Словарная работа (4мин.)
- Опрос по домашнему заданию (5мин.)
- Работа с текстом (20 мин.)
- Упражнения по развитию речи (10 мин.)
- Обобщение (2 мин.)
- Объяснение домашнего задания (2мин.)
- Выставление оценок (1 мин.)
Ход урока
- Организационный момент.
- Словарная работа.
Посеешь рожь ,повысится температура ,не переносят жар, зависит от обстоятельств, выпишите слова, заклеит конверты, ориентируешься на местности, не тревожьтесь из-за пустяков.
- Опрос по домашнему заданию.
-Какие глаголы называются безличными? (Глаголы, которые обозначают действие, совершающееся без действующего лица)
-Как изменяются безличные глаголы?(Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. В настоящем и будущем времени они употребляются только в форме 3-го лица ед.ч.: Светает. В прошедшем времени –только в форме ср.р. ед.ч.: Светало.)
-Каким членом предложения являются безличные глаголы? (Они всегда бывают сказуемыми, при них нет подлежащего).
-Что ещё вы можете рассказать о безличных глаголах?(В значении безличных употребляются многие личные глаголы. Сирень хорошо пахнет .-В саду пахнет сиренью. )
4. Работа с текстом.
Появление в языке безличных глаголов связано с мифами. Люди верили в существование сверхъестественных сил. Если они говорили «лихорадит», «знобит», «светает», «морозит»,то имели в виду ,что эти действия производит какое-либо сверхъестественное существо, которое люди боялись назвать. Поэтому при подобных глаголах подлежащие не употреблялись. Именно поэтому они не могут употребляться в повелительном наклонении, так как люди не в силах побуждать к действию сверхъестественное существо.
-Обратимся к заданию на доске. Спишите. Подчеркните безличные глаголы и определите их вид.
Вечере…т. Мне( не) с…дится дома ,и я отпр…вляюсь к реч…ке. Со…нце уже зак…тил…сь. Пост…пенно свежее…т. Вот и река. Хочется выкуп…т…ся, но меня пуга…т в…черняя пр...хлада. Зато как легко дыш…тся! Какой ч…дес…ный вечер!
Легко-лег-ко-2 слога,2 гласных,3 согласных
Л/л/-согласный, непарный по звонкости/глухости ,звонкий, парный по твердости
/мягкости, мягкий;
Е/и/-гласный, безударный;
Г/х/-согласный ,непарный по звонкости/глухости ,глухой, парный по твердости /мягкости,
твердый;
К/к/-согласный,парный глухой ,твердый ;
О/о/-гласный,ударный.
5 букв,5 звуков.
5.Упражнения по развитию речи.
1.Замените определение одним словом- безличным глаголом.
- Ощущается болезненный озноб(знобит)
- День клонится к вечеру (вечереет)
- Удается в делах.(ладится)
- Виделось во сне о чем-либо(снилось)
- Есть желание (хочется)
- Антоним глагола «светает» (темнеет)
2. Запишите побольше глаголов в безличной форме, которые обозначают:
-явления природы;
-физическое и душевное состояние человека;
-связь с древним представлением о судьбе, сверхъестественной силе, не зависящих от воли человека.
Составьте с этими глаголами небольшой текст из 5-6 предложений
6.Обобщение.
-О чем мы говорили на уроке?(Безличные глаголы –это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся без действующего лица. В предложении являются сказуемым.
Не изменяются по лицам и числам. Изменяются по временам.)
7.Объяснение домашнего задания
1) Т.& 95, c.50, упражнение 171
2) Нарисуйте сверхъестественную силу, которая производит действие и в языке названа безличным глаголом «лихорадит». Составьте небольшой рассказ по этому рисунку. Можете взять любой другой безличный глагол.
8.Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Презентация по теме "Безличные глаголы" 5 класс
Данная презентация соответствует программе по русскому языку 5 класс УМК под редакцией С.И.Львовой...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).
Урок русского языка с использованием развивающих технологий....
Безличные глаголы 6 класс
К разработке урока прилагается презентация. Открытый урок был дан на городском семинаре учителей русского языка и литературы "Экологическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы"...
Безличные глаголы. 6 класс
Орфографическая работа, поядок морфемного разбора, умение различать личные окончания глаголов и формы повелительного наклонения. Знакомство с безличными глаголами....
Технологическая карта урока "Безличные глаголы" 6 класс.
Урок соответствует требованиям ФГОС основной школы. Урок освоения новых знаний...
Безличные глаголы. 5 класс
Конспект урока в 5 классе по теме "Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы" (УМК Разумовская)...