Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире русского языка" 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Материал содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, календарно - тематическое планирование, планируемые результаты.
Программа курса представляет систему подготовки обучающихся 11 класса к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_mire_russkogo_yazyka.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования (приказ Минобразования России № 1097 от 17.12.2010);
- основной образовательной программой школы (приказ от 31.08.2020 № 108 – о.д.);
- годовым календарным учебным графиком (приказ от 31.08.2020 № 108 – о.д);
- учебным планом ОУ (приказ от 31.08.2020 № 108 – о.д);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г № 345 (редакция от 08.05.2019 г) «О Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 года №233 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 № 345»
На основании:
- Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
- Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
- п.4.4.Устава школы (Постановление Администрации района Ростовской области от 08.11.11г №118);
- Положение о рабочей программе по русскому языку (Приказ № 256 от 11.10.2017).
Цели и задачи изучения курса
ЦЕЛИ КУРСА:
- освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ
- обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки;
- подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме
Задачи:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на внеурочную деятельность "В мире русского языка" в 11 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, количество часов на внеурочную деятельность "В мире русского языка" в 11 классе равно 1 часу в неделю.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год для среднего общего образования на внеурочную деятельность "В мире русского языка" в 11 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение в элективный курс | 1 | Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения. Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения. | Лекция, индивидуальная, работа в парах | Аналитическая беседа. Заполнение бланков ЕГЭ, Слушание. Зрительное ознакомление с тестами.
|
2. | Композиция и структура сочинении | 2 | Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть. Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями. | Групповая, индивидуальная | Запись основных понятий. Работа над текстами собственных сочинений |
3. | Обзор основных направлений тем декабрьского сочинения. Подготовка к сочинению по тематическим направлениям. | 9 | Подбор материалов по следующим направлениям: Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). | Групповая, индивидуальная | Составление кластера, обсуждение проблемных вопросов по теме Анализ произведений русской и мировой классики. Запись опорного конспекта. Работа с текстом. Работа с основными понятиями (тема текста, проблема/ речевое оформление сочинения) Анализ готовых сочинений. |
4. | Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. | 4 |
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. | Индивидуальная, групповая | Работа с тестами. Составление кластеров, опорных схем и таблиц |
5. | Сочинение на ЕГЭ | 8 | Исходные тексты, их характеристика. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. | Лекция с элементом беседы, работа в парах, индивидуальная | Лингвистические наблюдения; рецензирование текста; лингвистический анализ текста комментированное чтение Работа с основными понятиями (тема текста, проблема/ы, авторская позиция, средства её выра-жения, формули-ровка собственной позиции, её аргу-ментация, компози-ция и речевое оформление сочинения) Работа над текстами собственных сочинений Анализ сочинений |
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Колич часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | ||
2 | Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к декабрьскому сочинению. | 1 | ||
3 | Композиция и структура сочинения. Критерии оценивания. | 1 | ||
4 | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2020-2021 учебный год. | 1 | ||
5 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Забвению не подлежит»». | 1 | ||
6 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Я и другие». | 1 | ||
7 | Урок-практикум по написанию вступления | 1 | ||
8 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» | 1 | ||
9 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Время перемен» | |||
10 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разговор с собой» | 1 | ||
11 | Урок-практикум по написанию вступления | 1 | ||
12 | Урок-практикум по написанию основной части и заключения | 1 | ||
13 | Знакомство демоверсией -2021 ЕГЭ по русскому языку | 1 | ||
14 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 | ||
15 | Лексические синтаксические средства выразительности. | 1 | ||
16 | Стилистические фигуры. | 1 | ||
17 | Трудные случаи орфографии | 1 | ||
18 | Трудные случаи орфографии | 1 | ||
19 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки . | 1 | ||
20 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 | ||
21 | Синтаксис. Простое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | 1 | ||
22 | Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении . | 1 | ||
23 | Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | ||
24 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 1 | ||
25 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 1 | ||
26 | Урок – практикум. Анализ тестовых заданий | 1 | ||
27 | Композиция сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания | 1 | ||
28 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | 1 | ||
29 | Комментарий к сформулированной проблеме | |||
30 | Позиция автора | 1 | ||
31 | Отношение к позиции автора | 1 | ||
32 | Виды заключений к сочинению | 1 | ||
33 | Речевое оформление сочинения. Фактические ошибки. Нарушение этических норм | 1 | ||
34 | «Я знаю. Я умею. Я могу». Подведение итогов. | 1 |
IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки
4.1. Планируемые результаты
Предметные результаты
- Знать трудные случаи правописания
- Понимать их роль в общекультурном развитии человека
- Объяснять языковое явление
- Уметь применять знания при тестировании
- Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
- Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
- Работать над расширением словарного запаса.
- Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
- Работать с тестовыми заданиями .
- Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
- Выполнять различные типы тестовых заданий.
- Самостоятельно распределять время на выполнение заданий
- Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
- Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
- Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
- Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
- Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
- Определять синтаксические конструкции.
Метапредметные:
- Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс.
"Помощь в подготовке домашнего задания"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
"Сложные случаи орфографии"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
"Учись учиться"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (по русскому языку) в 6 классах (2018-2019 учебный год)
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучная.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне...