Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучная.
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» для обучающихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_mire_kletok_i_tkaney_7-8_klass.docx | 899.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы курса внеурочной деятельности «В мире клеток и тканей» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» для обучающихся 7-8 классов.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
- ФОП основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Положением о дополнительном образовании в МБОУ «СОШ п.Мяунджа» Сусуманского муниципального округа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
4) формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные результаты
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к изучению биологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой.
Обучающиеся научатся:
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающиеся получат возможность:
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения прово- дить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые при- чинно-следственные связи в окружающем мире;
- приобретут базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Биология как наука. Методы биологии (2 часа)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практиче- ской деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Признаки живых организмов (9 часов)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Л.Р. № 1 Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев
Л.Р. № 2 Измерение влажности и температуры в разных зонах класса
Л.Р. № 3 Испарение воды листьями до и после полива
Л.Р. № 4 Тургорное состояние клеток
Система, многообразие и эволюция живой природы (14 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бак- терии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и соб- ственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собствен- ной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Человек и его здоровье (8 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Л.Р № 5 Оценка физиологических резервов сердечно-сосудистой системы
Л.Р. № 6 Измерение артериального давления при помощи цифровой лаборатории Releon Lite Л.Р. № 7 Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы
Л.Р. № 8 Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы Л.Р. № 9 Дыхательно-сердечный рефлекс Геринга
Л.Р. № 10 Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки Л.Р. № 11 Оценка вентиляционной функции легких
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов, всего |
1 | Введение. Биология как наука. Методы биологии | 2 |
2 | Признаки живых организмов | 9 |
3 | Система, многообразие и эволюция живой природы | 14 |
4 | Человек и его здоровье | 8 |
Всего | 33 |
Оценочные материалы
Оценивание образовательных результатов может проводиться с применением следующих (одного или нескольких) методов:
тестирование; опрос;
собеседование; творческий экзамен; защита проекта; экспертная оценка;
встроенное педагогическое наблюдение.
Условия реализации
Оборудование: Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) включающая в себя: программно-аппаратный комплекс, датчиковую систему — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин; наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда.
Календарно-тематический план внеурочной деятельности (1ч, всего 33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
ТЕМА 1 Введение. Биология как наука. Методы биологии (2 часа) | ||||
1 | Биология как наука. Методы биологии. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 1 | ||
2 | Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. | 1 | ||
ТЕМА 2 Признаки живых организмов (9 часов) | ||||
3 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1 | ||
4 | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. | 1 | ||
5 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | 1 | ||
6 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | 1 | ||
7 | Л.Р. № 1 Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев | 1 | ||
8 | Л.Р. № 2 Измерение влажности и температуры в разных зонах класса | 1 | ||
9 | Л.Р. № 3 Испарение воды листьями до и после полива | 1 | ||
10 | Л.Р. № 4 Тургорное состояние клеток | 1 | ||
11 | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | 1 | ||
ТЕМА 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (14 часов) | ||||
12-13 | Царство Бактерии. | 2 | ||
14-15 | Царство Грибы | 2 | ||
16 | Лишайники. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 1 | ||
17 | Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы. Лишайники» | 1 | ||
18-19 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 2 | ||
20 | Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства Растения» | 1 | ||
21-22 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. | 2 | ||
23 | Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные» | 1 | ||
24 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции | 1 | ||
25 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | 1 | ||
ТЕМА 4 Человек и его здоровье (8 часов) | ||||
26 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | 1 | ||
27 | Л.Р № 5 Оценка физиологических резервов сердечно-сосудистой системы | 1 | ||
28 | Л.Р. № 6 Измерение артериального давления при помощи цифровой лаборатории Releon Lite | 1 | ||
29 | Л.Р. № 7 Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы | 1 | ||
30 | Л.Р. № 8 Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы | 1 | ||
31 | Л.Р. № 9 Дыхательно-сердечный рефлекс Геринга | 1 | ||
32 | Л.Р. № 10 Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки | 1 | ||
33 | Л.Р. № 11 Оценка вентиляционной функции легких | 1 | ||
ИТОГО: | 33часа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Биология. 7 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника- М.: Просвещение, 2016г.
- Учебник. Биология. 8 класс: учебн для общеобразоват. организаций В. В. Пасечник, А.А. Каменский. Г.Г. Швецов. М.: Просвещение, 2021г.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Комплект посуды и принадлежностей для проведения |
Лупа ручная |
Микроскоп световой школьный |
Термометр наружный |
МОДЕЛИ ОСТЕОЛОГИЧЕСКИЕ Скелет человека Череп человека |
МОДЕЛИ РЕЛЬЕФНЫЕ Набор моделей по строению органов человека |
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/7/ Учи.ру https://uchi.ru/
Уроки биологии https://www.uchportal.ru/load/74
Компьютерные программы по биологии https://www.uchportal.ru/load/79 Презентации https://www.uchportal.ru/load/75
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ З
Инфоурок https://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике _Готовимся к ЕГЭ по информатике_2023-2024
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном"на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном"на 2023-2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентации 2023-2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентации 2023-2024 Предпрофессионарий ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...