конспект урока в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект содержит материал по формированию умения использовать вводные слова и их пунктуационного оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse_na_temu.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 8 классе на тему:
«Вводные слова и знаки препинания при них»
Учитель: Мельникова В. А.
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать умение квалифицировать вводные слова и словосочетания как синтаксические единицы;
изучить функции вводных слов и правила их пунктуационного оформления в единстве их языковых и речевых проявлений;
План урока
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Решение ситуативных задач. (Демонстрация слайда)
А) Представьте, что вы хотите сообщить родителям, что закончите четверть без троек (хорошо, отлично). Однако вы не вполне в этом уверены. Передайте при помощи вводного слова эту свою неуверенность.
Б) Сообщите то же самое, указав источник сообщения.
В) Сообщите информацию, выразив полную уверенность в предполагаемом с помощью вводного слова.
Г) Подберите речевую ситуацию, соответствующую исходному высказыванию с вводным компонентом. Занятия спортом, во-первых, закаляют организм, во-вторых, воспитывают волю. Следовательно, способствуют общему развитию человека.
2. Уч-ся формулируют цель урока.
3. Актуализация знаний
Повторить способы, позволяющие определить вводную конструкцию;
4. Применение знаний и умение. Укажите вводные слова, объясните постановку знаков препинания (знаки препинания не расставлены)
См. Приложение 1
5. Творческое применение и знаний в новой ситуации
- Запишите предложение с вводными словами, отвечая на вопрос, какую роль играет музыка в жизни человека. (поднимает настроение, приобщает к миру прекрасного, заставляет думать, по-новому воспринимать мир прекрасного)
- Преобразуйте высказывание в предложение с вводными словами.
Что нужно для того, чтобы прийти к пунктуационной грамотности?
Во-первых, знать правила. Всякая деятельность человека протекает по правилам.
Во-вторых, нужно научиться действовать по правилу. Для этого на основании правила следует построить ход суждений и записать его в виде схемы, таблицы или словесной инструкции для себя –самоинструкции.
В - третьих, необходимо научится применять правила на практике. Это умение приходит только благодаря тренировке, благодаря постоянным упражнениям.
6. Контроль усвоения знаний.
Практикум. Расставьте знаки препинания
См. раздаточный материал. Приложение 2
7. Усвоение новых знаний.
Трудные случаи различения вводных слов и слов, похожих на них, отражены в учебниках особо. К таким случаям относится употребление слов и однако, значит, наконец. Изучите опорный конспект и выполните задания.
1. Однако является вводным, если стоит в середине предложения; в начале предложения или части сложного предложения однако имеет значение противительного союза. Дождь лил как из ведра, однако (= но) мы вынуждены были продолжать свой
путь. – Хоть дождь лил как из ведра, мы, однако, вынуждены были продолжать свой путь.
2. Слово значит является вводным, если = следовательно, стало быть; если близко по смыслу к слову означает, то является членом предложения и не выделяется. Если телеграмма придет, значит(= следовательно) всё в порядке. Искусство значит (=означает) для человека неизмеримо больше, чем просто развлечение.
3. Наконец является вводным, если обозначает порядок мыслей (=ещё) или указывает на отношение говорящего к событиям. В значении «в результате всего», «после всего, напоследок» оно не является вводным и не выделяется запятыми. Да помиритесь же вы, наконец. – И наконец, необходимо срочно решать данный вопрос, иначе время будет упущено. – Наконец все были в сборе, концерт можно было начинать. (!!! Запятая не ставится перед вводными словами после присоединительного союза)
Вводные слова выделите запятыми, укажите их значения. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.
1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.
К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.
2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней.
Я верно решил все задачи в контрольной работе.
3. Удостоверение действительно до конца года.
Я действительно этого не знал.
4. Эта книга кажется мне интересной.
Путешественники кажется сбились с дороги.
5. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Правда он скоро понял свою ошибку.
8 .Рефлексия: 1) Какова функция вводных конструкций?
2) Какие виды вводных конструкций знаете?
3) Как отличить вводное слово от синонимичного члена
предложения?
Д/з Придумайте с каждым данным словом по два предложения — в одном это слово должно быть вводным, во втором — членом предложения: бесспорно, к счастью, по-моему, может быть.
Приложение 1
На кого крик?
Как отличить крик взрослых друг на друга от крика на вас? Это делается следующим образом: в самой середине крика у взрослых на глазах не спеша достаньте из портфеля учебник и начинайте старательно писать заданные вам примеры по арифметике на видном месте прямо на обоях. Тот, кто ещё не ходит в школу, может просто порисовать. На той же стене.
Если взрослые ничего не замечают значит они заняты друг другом, а если обиженно спрашивают, почему вы отвлеклись от такого интересного разговора с ними и сели за уроки значит кричали на вас.
Свежие причины
Когда взрослый кричит на вас – надо прислушаться.
Прежде всего попытайтесь понять причину его криков.
Может он мокрый. После того, как вы его облили из водяного пистолета. Возможно взрослый кричит от боли, потому что вы зажали ему пальцы дверью. И держите. Или нанесли страшный удар головой ниже пояса, пытаясь с разбега обнять его за шею.
Наследие прошлого
Иногда причины взрослого могут скрываться в далёком, давно забытом прошлом.
Например ещё месяц назад вы нашли в ящике стола маленькую картонную книжечку и, увидев приклеенную там фотографию взрослого, взяли её себе. Не всю книжечку, только фотографию. На память.
Вы уже и забыли про это, и фото давно потеряли, а взрослый только сегодня, вдруг ни с того ни с сего достал свою книжечку, которая оказывается называется «паспорт», почитал немножко и кричит.
Г. Остер. ПАПАМАМАЛОГИЯ
Приложение 2
Расставьте знаки препинания.
К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.
Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.
Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.
В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".
Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...
Конспект урока письма для 4 класса "Знаки препинания в конце предложения".
Разработка конспекта урока письма (русского языка) для 4 класса школы VIII вида....
Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
Цель: Систематизировать изученное по теме. Развивать практические умения и навыки работы с тестами...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)
План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Конспект урока Развлечения в нашей жизни. Знаки препинаниях при определениях
Раздел долгосрочного плана: Развлечения и спорт Школа: Дата:ФИО учителя: Класс: 8Количество присутствующих: Отсутствующих:Тема урокаРазвлечения в нашей жизни. Знаки препинаниях при определенияхЦ...