Конспект урока: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Вихарева Татьяна Сергеевна

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx319.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания студентов о способах передачи чужой речи.

Задачи:

Учебная: создать условия для совершенствования соответствующих теме пунктуационных навыков и умений.

Воспитательная: создать условия для воспитания

- ответственного отношения к порученному заданию;

- уверенности в себе, способности к самовыражению,

- умения работать в команде;

- умения рационально организовывать и планировать свой труд, анализировать выполненную работу с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах времени.

Развивающая: создать условия для

- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать);

- развития способности четко формулировать свои мысли;

- развития у студентов рефлексивной деятельности.

Средства обучения:

оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал;

информационные источники: учебник В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2017.  $ 90 с.334-335,

карточка со схемами «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»;

презентация, подготовленная преподавателем.

Дидактические единицы:

Предложения с косвенной речью.

Предложения с прямой речью, знаки препинания при прямой речи.

Формы и методы контроля:

Выполнение практических заданий, редакция предложений.

Организация пространства: 

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.


Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам:

1. Организационный этап.

1 – 2 минуты.

2. Вводный этап.

- Сообщение названия произведения, о котором пойдет речь на уроке.

15 минут.

- Мотивация.

- Постановка цели.

- Планирование деятельности учащихся.

3. Основной этап.

Выполнение практического задания.

20 минут.

4. Заключительный этап.

8 минут.

Рефлексия учебной деятельности.

Мотивация.

Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Ход урока

№ и название этапа

Дидактические задачи этапа

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

3

4

5

1. Организационный этап.

1 – 2 минуты.

Подготовка студентов к работе на уроке.

Предъявляет единые педагогические требований: приветствует.

Отвечают на приветствие.

Психологическая установка на восприятие материала урока.

Организует внимание и готовность студентов к уроку.

Готовятся к восприятию урока.

2. Вводный этап.

Сообщение темы.

Подготовка к основному этапу урока.

Словесный метод: ответы на вопросы

Мы продолжаем изучать раздел синтаксиса и пунктуации. Назовите основные синтаксические единицы.

Отвечают на вопросы.

Практический метод: редакция словосочетаний

Организует грамматическую (морфологическую) разминку. Предлагает отредактировать словосочетания, показанные на слайде.

Выписывают из предложений словосочетания в тетради, исправляют морфологические ошибки, проверяют себя.

Мотивация.

Обеспечение возникновения у студентов желания разобраться в предложенной теме.

Словесный метод: эвристическая беседа

Дает небольшую историческую справку о Дне космонавтики,

Организует фронтальную беседу, цель которой подтолкнуть студентов к размышлению над темой урока.

Участвуют в беседе.

 

Практический метод: предлагают свои версии записи предложений с чужой речью

Записывают предложения, передающие чужие высказывания, желающие читают вслух.

Постановка цели.

Словесный метод: ответы на вопросы

Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Осознают проблему, цель урока; по-разному её формулируют.

Планирование деятельности учащихся.

Куда мы обращаемся, чтобы найти информацию?

Определяют, где и как искать информацию.

3. Основной этап.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление.

Словесный метод: пояснение, уточнение

Организует групповую деятельность студентов

Выдает группам  раздаточный материал (по теории и по практике), памятки работы в группе, листы самооценки, критерии оценивания работы группы (см.приложение).Определяет время выполнения работы.

Рассаживаются по группам.

Практический метод: составление предложений с прямой речью. расстановка знаков препинания.

Словесный метод: пояснение, уточнение

Наблюдает за работой каждой группы и работой отдельных студентов, уточняет задания и проверяет понимание задания студентами, контролирует соблюдение правил групповой работы.

Работают в группах; редактируют предложения, составляют схемы,

необходимые для представления результатов работы.

Словесный метод

Организует проверку работы группы в виде игры.

Отвечают по группам.

Контролирует результаты работы, уточняет выводы.

Ведут записи в тетрадях.

Практический метод: выполнение тестового задания

Организует выполнение тестового задания с самопроверкой.

Выполняют тестовое задание, проверяют себя, анализируют ошибки.

4. Заключительный этап.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Словесный метод: объяснение

Организует проведение рефлексии каждой группы.

Самоанализ выполненной работы.

Словесный метод

Проводит оценивание работы группы.

Ставит оценки студентам.

Самокоррекция

Мотивация.

Формирование у студентов ориентации на успех.

Словесный метод.

Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели.

Самоактуализация.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный метод.

Разъясняет домашнее задание.

Осмысляют содержание и способы выполнения домашнего задания.


Приложения

Задание группы:

1.Самостоятельно изучите теоретический материал по теме: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

  • Учебник В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2017.  $ 90 с.334-335,
  • Карточка со схемами «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

 (Рационально рассчитывайте время! Помните вы работает не индивидуально, а в группе, а значит, можно распределить задание между всеми членами команды).

2.Перестройте предложения так, чтобы в них было указание автора сообщения, при этом используйте прямую речь. (Обязательно объясните, почему вы поставили тот или иной знак препинания или не поставили ничего).

3. Составьте схемы предложений.

4. Помните, что при ответе группы я могу попросить любого члена команды прокомментировать знак препинания или его отсутствие.

5. Дополнительные баллы можно получить, если вы скажите, кем был автор высказывания.

1. Ну выйдет человечество в космос — и что? На что ему космос, когда не дано вечности? Сальвадор Дали

Предложение с прямой речью, слова автора в середине прямой речи.

2. Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди. Юрий Гагарин

Предложение с прямой речью, слова автора в середине прямой речи.

3. Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой. Платон

Предложение с прямой речью, слова автора в начале предложения.

4. Однако такова уж особенность звездного неба: у всякого, кто глядит на него, сладко щемит сердце. Возможно, мы и в самом деле родом откуда-то оттуда? Борис Акунин

Предложение с прямой речью, слова автора в начале прямой речи.

5. Я не уверен, что человеческая раса проживет еще хотя бы тысячу лет, если не найдет возможности вырваться в космос. Существует множество сценариев того, как может погибнуть все живое на маленькой планете. Но я оптимист. Мы точно достигнем звезд. Стивен Хокинг

Предложение с прямой речью, слова автора в середине прямой речи.

6. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением. Сергей Королев

Предложение с прямой речью, слова автора в середине прямой речи.

7. За четыре с лишним месяца, которые в общей сложности мне довелось пробыть на орбите, я успел убедиться: нет лучше работы, чем в космосе, но нет лучше жизни, чем на Земле! Георгий Гречко

Предложение с косвенной речью.

8. Прежде, чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле.

Клиффорд Дональд Саймак

Предложение с прямой речью, слова автора в середине прямой речи.

9. Космос — это космос. Ничего похожего на Земле нет. Геннадий Падалка

Предложение с прямой речью, слова автора в середине прямой речи.

Карточка со схемами «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Памятка «Правила работы в группе»:

1.Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

2.Нужно слушать и понимать друг друга.

3.Нужно уметь договариваться.

4.Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи". 11 класс/второй курс СПО...

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Презентация к уроку "Способы передачи чужой речи"

Материал к открытому уроку по теме "Способы передачи чужой речи" в 8 классе. Урок проведен в нетрадиционной форме...